Роль ловеласа стала звездной
Казалось бы, судьба уготовила Ивару Калныньшу исключительно роли героев-любовников. Их он и переиграл предостаточное количество, но благодаря именно недюжинному актерскому таланту Ивару в дальнейшем удалось выйти за рамки своего амплуа и создать целую галерею образов по-настоящему глубоких и драматичных.
На театральной сцене это, прежде всего, Треплев в чеховской «Чайке», а также Понтий Пилат в булгаковском «Мастере и Маргарите», Роберт в постановке по пьесе Дж. Пристли, в кино - контрразведчик Дронго в одноименном телесериале, обуреваемый жаждой мести Дон Карлос из «Каменного гостя» и находящийся в поисках истины доктор Фауст в «Маленьких трагедиях» по произведениям Пушкина, беспринципный ученый-карьерист Панафидин в детективе «Вход в лабиринт», снятом по мотивам романа братьев Вайнеров.
А настоящая всесоюзная известность к Ивару Калныньшу пришла после роли ловеласа Тома Феннела в блистательной кинокартине «Театр», снятой на рижской киностудии в 1978 году.
Партнершей молодого артиста тогда выступала именитая Вия Артмане, народная артистка СССР, оказавшая, по словам самого Ивара, самое прямое влияние на его дальнейшее становление как профессионального актера.
- С Вией Фрицевной я имел счастье работать и в театре, - вспоминает Ивар, - в кино мы встретились тогда в первый раз и, к сожалению, в последний, больше мы вместе не снимались.
А вот в театре часто играли, там, правда, мы изображали другие отношения, я, к примеру, играл Треплева в «Чайке» Чехова, а она Аркадину… Ну, конечно, еще Виталий Соломин, я с ним работал и как с театральным режиссером, и как с партнером… и каждая встреча была настоящим творческим праздником.
С Виталием Соломиным Ивар близко сошелся еще на съемках оперетты «Сильва», где красавец Калныньш играл аристократа Эдвина, а Соломин - его пройдошливого друга Бони.
Но по-настоящему знаковой совместной работой для обоих стали съемки в знаменитой «Зимней вишне». На главную мужскую роль в новую мелодраму о жизни современной женщины режиссер снова позвал Виталия Соломина, а на роль его своеобразного антипода - Ивара Калныньша.
Смелым экспериментом в актерской карьере Ивара стала картина «Искушение Дон Жуана». Здесь актер сыграл сразу две главные роли: самого Дон Жуана и роль… убитого им же на дуэли Командора (!).
Стараюсь говорить правду
Настоящей головоломкой, и в прямом, и в переносном смысле, стала работа Ивара в спектакле по пьесе Дж. Пристли «Не будите спящую собаку», главный герой которой - Роберт в исполнении Калныньша - в конце совершает самоубийство.
- В этой пьесе Пристли рассуждает на темы морали. Что лучше - врать или не врать? - рассказывает актер о работе над спектаклем.
- Но Пристли вообще любит исследовать подобные, как бы пограничные, состояния - верность-неверность, что есть добро, а что - зло и т. д. По этому материалу, кстати, когда-то был снят кинофильм режиссером Владимиром Басовым, и роль Роберта там играл Юрий Яковлев.
Ну, это было другое, конечно, решение, но и там они затрагивали те же проблемы, потому что эта пьеса очень жестко ставит в рамки и режиссеров, и нас, актеров.
На эту тему еще Горький размышлял, если вы помните, один из его героев пьесы «На дне» говорил: «Ему надо врать… не говорить правду». Ну, не в том смысле врать, чтобы получить какое-то удовольствие от этого или выгоду, а просто помочь ему таким образом, то есть недоговорить чего-то, потому что голая правда, бывает, убивает человека…
- То есть человеческая природа не готова выдержать всю правду?
- Не всегда… только сильный человек может, но бывают такие моменты, когда и такой человек не выдерживает всей правды.
- То есть ложь во спасение допустима?
- То есть правда не всегда веселая штука, как вы ни крутитесь…
- А как лично вы поступаете в подобных случаях?
- Ну, я стараюсь не врать… потому что врать тяжело. Но, с другой стороны, и боль приносить тоже нелегко… Я подхожу к этому философски, а вообще, думаю, что надо все-таки как-то дипломатично подходить к этому в общении с людьми.
- Ивар, немного о ваших работах в кино. Где вы сейчас снимаетесь, увидят ли зрители продолжение полюбившегося детективного сериала «Дронго»?
- Про «Дронго» ничего сказать не могу. А сейчас я снимаюсь в новом сериале. Причем в моем родном городе Риге, картина пока имеет рабочее название «Облдрамтеатр».
Это 1949 год - послевоенное время. Бывшая оккупированная немцами территория, областной город, и там происходят различные события: идет становление жизни на мирные рельсы, есть и любовная линия, и детективная - ведется борьба с бандитами, предателями.
В общем, фильм такого смешанного жанра получается.
- Вы уже не в первый раз на Кубани со своими спектаклями, помним «Мастера и Маргариту», где вы играли Понтия Пилата. С каким настроением приезжаете в наш край?
- Ну, в этот раз вообще получилось, что мы из холодного климата прибыли к вам в такой вот рай. И удивительно, что и море здесь, и все у вас постоянно меняется, улучшается, строятся новые здания. Каждый раз приезжаем, и мы радуемся этим переменам.
Смотрите также:
- Русскоязычный космополит Сергей Лозница «Нас губит душевная лень и инертность» →
- «Школа» и фантомные боли: соавтор Гай-Германики о старых и новых проектах →
- Эксперимент театра драмы. Лаборатория как тест →