Сам театр тоже разделился на два лагеря по отношению к лабораторному проекту.
Можно понять причину неописуемого восторга отдельных пожилых актрис (активно выступавших на круглом столе во славу лаборатории и нового рулевого), которые сегодня, так сказать, в обойме происходящих в драме процессов.
И можно понять мэтров театра драмы, которые считают последние события бурной имитацией творческой жизни.
Лаборатория – это хорошо в качестве побочного эксперимента, но не в виде стратегической линии развития жизни театра. Нельзя подменять серьезный процесс читками-эскизами.
Если рассматривать последнюю лабораторию, то положительный эффект от нее есть в виде пробующего себя в режиссуре Олега Селиванова и его спектакля «Дело чести» по пьесе Лутца Хюбнера.
Но на выпускника нашего университета культуры и искусств сработала команда, где основными его помощниками были: сорежиссер Игорь Селиванов, ведущий актер муниципального молодежного театра Иван Чиров, а также артисты театра драмы Юлия Романцова, Александр Крюков и Елизавета Велиган.
Постановка «Дело чести» для новичка, на удивление, скомпонована понятно, в одной стилистике и умело. Сама пьеса, на первый взгляд, проста по сюжету, но сложна и неоднозначна по внутренним мотивировкам.
И, несмотря на то, что это была всего лишь читка, ощущение складывалось как от спектакля, если не готового, то близкого к этому.
Убийство немецкой девушки турецким юношей рассматривается не только с криминально-правовой стороны – авторы постановки, следуя за драматургом, пытаются исследовать культурологический, цивилизационный и религиозно-нравственный аспект.
Безусловно, спектакль выигрывает во многом благодаря участию в нем актера Молодежки Ивана Чирова, без сомнения одного из лучших драматических артистов Кубани. Впрочем, и весь ансамбль сработал слаженно и убедительно.
Эта постановка еще хороша тем, что если ее ввести в репертуар, то она сразу найдет своего зрителя, выполнив важную социальную и педагогическую функцию.
К сожалению, очень странным оказался эскиз пьесы Филиппа Лёле «По имени Господин» актера театра драмы Арсения Фогелева.
У начинающего «лаборанта» произошла подмена, причем подмена с претензией. Если у Лёле это серьезная драма, достающая по своему экзистенциальному пафосу высот «Постороннего» Альбера Камю и описывающая безысходность западного общества потребления, где главный герой только и может сменить одну тюрьму на другую, социальную на вполне настоящую, то у актера получилось нечто совершенно иное.
Пытаясь дотянуться до наивысших образцов клоунады Вячеслава Полунина, Фогелев поставил что-то едва превосходящее гэги «Маски-шоу» Георгия Делиева. А музыкальный ряд иногда просто вызывал оторопь, особенно когда вдруг зазвучала мелодия из всенародно любимого Рязановского фильма «Служебный роман».
На обсуждении, которое происходило сразу после читки, актер с видом высокого мастера пояснил, что от музыки И.С. Баха он отказался намеренно. Понятно, Бах – это большая ответственность, это разговор с Богом.
Мелки, клоунские наряды и сыплющийся в финале сверху снежок, видимо, намного ближе нашему постановщику, чем та притчевость, которой отличается Лёле.
Правда, обратила на себя внимание Виктория Лукина – своей индивидуальностью, непохожестью на всех, но даже она ничего не смогла сделать в этом шапито-хороводе.
Возник еще один вопрос: зачем надо было участвовать в этом проекте Владимиру Рогульченко? Наш истинный мэтр уже давно доказал всем, на что он способен, воспитав целый театр, который сегодня, увы, разваливается.
Все мы хорошо знаем его тонкий и глубокий психологический театр, который невозможно сделать за пять дней. Взяв пьесу «Тест» Лукаса Берфуса, Владимир Дмитриевич отсекся как от немецкой драматургии, так и от своего творческого кредо.
Драматическая история об отцах и детях получилась явно затянутой, переигранной главным героем и недоигранной всеми остальными.
Поражает в этой лаборатории и выбор пьес. Складывается ощущение, что отбирал их человек, который к театру не имеет никакого отношения вообще… И все-таки хочется верить, что лаборатория будет лишь вспомогательным моментом, но никак не генеральным курсом театра.