«Большой перемене» – 40: Георгий Садовников приехал в Краснодар на писательскую встречу

Фото: Алина Менькова/АиФ

Краснодарский край, 17 июня, АиФ-Юг. Герои книги «Земляки» - выдающиеся люди разных профессий – те, кто родился, жил или работал на Кубани. Один из них - Георгий Садовников - автор любимой многими советскими читателями повести «Иду к людям». Именно по ней сняли легендарную кинокартину «Большая перемена», которой в этом году исполнится 40 лет. 

   
   

«На роль Нестора Петровича пробовали актеров, внешне похожих на меня»

Фото: Алина Менькова 

«Я хотела, чтобы книга была интересна для всех. И пыталась сделать ее таковой!», - говорит заслуженный журналист Кубани, член союза журналистов России Татьяна Василевская.
Фото: Алина Менькова

Имена для книги, как признается Татьяна Василевская, она отбирала тщательно. Герои очерков - выдающиеся организаторы производства, деятели науки, мастера искусства – это и оперная певица Анна Нетребко, и краснодарские физики-изобретатели супруги Кирлиан, и выдающийся композитор народный артист СССР Григорий Пономаренко.

Фото: Алина Менькова

Вот отрывок из книги Василевской в очерке о Георгии Садовникове под названием «Идущий к людям»:

«Я год работал учителем истории в школе рабочей молодежи в Краснодаре. Это произвело на меня столь сильное впечатление, что не написать об этом я просто не мог. Режиссер фильма «Большая перемена» Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актеров внешне похожих на меня, - Андрея Мягкова и Михаила Кононова. Утвердили последнего. Но книга не про меня. Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. Я взял лишь некоторые сюжеты из жизни. Были прототипы Ганжи и Нэлли Ледневой. Крупная, кубанская девушка, работавшая бетонщицей, влюбилась в меня и все время норовила проводить меня вечером домой: «Вам одному будет страшно». Фамилии героев тоже подсказаны жизнью. Любителя танце Ляпишева я наградил фамилией секретаря райкома комсомола, директор краевого драмтеатра «подарил» свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков)».

Сам автор признается, что повесть неизбежно отличается от сценария.

«Третья и четвертая серия были придуманы по ходу. Главные герои в книге и главные герои в фильме также отличаются. Роль Нелли, например, была далеко не первостепенная. Когда у Крючковой стало получаться, а главное появился такой партнер, как Леонов, они вышли на первый план. У других наоборот», - говорит Садовников.

   
   

В педагоги шли те, кто никуда не поступил

«После выхода в свет книги, многие читатели, которые когда-то учились в вечерней школе, откровенно писали мне в письмах: «Если бы у нас был такой учитель, как Ваш герой, то мы бы не бросили школу!». Ведь я понимал их, своих учеников. Все они были ударенные судьбой люди. Представьте, они вкалывали на заводах, вечером в школу, потом уроки, а дома семья. Дети, супруги. Это же так тяжело – на все нужно время и силы. А если любимая девушка? Не погуляешь с ней, она и хвостом вильнет к другому. До революции учитель гимназии считался фигурой городской элиты. А потом туда шли, те, кто не поступил никуда. И я также. Хотел быть историком, но полюбил педагогику всем сердцем», - признается писатель.

Фото: Алина Менькова

О ком Вы пишите? Нестор какой-то сумасшедший, да еще и учитель!

Есть в творчестве Садовникова не только романы и детские рассказы, но и детективы.

«Детективы стал писать внезапно. Это был авантюрный шаг. Мы с моим приятелем Николаем Леоновым страдали от безденежья. Он сыщик, я начинающий писатель. Вот и решили объединиться и создали «Мастера». Я писал, он поставлял материалы. Потом уже Леонов сам стал писать».

ОПРОС

Георгий Садовников к своему писательскому делу относится с долей иронии.

«У меня нигде даже не было настоящего героя-злодея. Скорее, проказники».

Последняя книга Садовникова – «Стремительный бег улитки» вышла в столице тиражом в 2000 экземпляров.

«Каким-то образом она ушла зарубеж. Главная героиня в книге женщина. Моя жена на то время удивлялась: «Как ты можешь писать от лица женщины, ведь ты женщин совсем не знаешь!». Но вот другие женщины уверяли меня, что в книге у меня получилась истинная женщина. Правда, немного странная, абсурдная. Все мои герои такие. И в книге «Иду к людям». Когда я принес в книгу в издательство, мне сказали: «О ком Вы пишите, Нестор какой-то сумасшедший, да еще и учитель!». Да, бросаться в воду, не умея плавать – это же бред собачий! Кононов, кстати, не умел плавать. Если бы Быков замешкался, то он бы на дно и ушел!».

Если я перестану писать, не знаю, как я буду жить!

Кубанская журналистка Татьяна Краснова тоже пришла на встречу с писателем. В начале семидесятых юная Таня была студенткой Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. Ей посчастливилось бывать на съемках легендарного фильма.

«Я до сих пор помню съемки «Большой перемены». И эти воспоминания, они так прекрасны и приятны, что я купаюсь в них, словно они был вчера».

Фото: Алина Менькова

Директор краевой библиотеки Александра Пушкина Виктория Гончарова торжественно

вручает нашему земляку первый том проекта «Кубанская библиотека», где были собраны произведения лучших авторов, которые когда-либо жили и творили на Кубани.

«О Вашей фамилии мы даже не спорили с членами редакционного совета. Она однозначно должна быть здесь!».

После творческой встречи Георгий раздает автографы на книгах «Земляки».



«Подпишите моей бабушке книгу. Она очень любит Вас и ваши книги!», - говорит девушка писателю.

«А она такая же красивая, как Вы?», - смеется он.

Фото: Алина Менькова

«Если я напишу, что я ваш тайный поклонник, муж ревновать не будет?», - заигрывает с читательницей Георгий Михайлович, оставляя автограф с пожеланиями на очередной книге.

«Стремительный бег улитки» - не последняя книга Георгия.

«Я буду еще писать. Это потребность, от которой невозможно отказаться. Если я перестану, не знаю, как я буду жить».

Смотрите также: