В кино Хамед Хагундоков попал случайно. В 1950-х годах в школе аула Мамхег, что в Адыгее, был драмкружок. Организовала его Александра Самойленко, мама бывшего мэра Краснодара Валерия Самойленко. Хамеда, как самого активного участника, отправили на творческий конкурс в Москву. А там 16-летнему парню предложили поступить в ГИТИС без экзаменов. И он шанса не упустил.
Первой ролью студента Хамеда стал знаменосец в фильме «Нахаленок».
В некоторых эпизодах он заменял и пятилетнего Вову Семенова, игравшего главную роль.
– Однажды Вовка должен был скакать на коне, но решили «подменить» его другим актером, – вспоминает Хамед Ахмедович. – Меня одели в какие-то лохмотья, я взобрался на коня и поскакал. Вдруг лошадь, до этого вполне смирная, взбрыкнула и сбросила меня. Я, взрослый человек, который с детства в седле, получил травмы, а ребенок вполне мог бы погибнуть!
Правда, у Хамеда не все складывалось гладко. На пятом курсе актерская карьера чуть не оборвалась.
– В одной из студенческих постановок я играл Ленина, – рассказывает Хамед Ахмедович. – Репетируем на сцене, я в гриме. Вдруг за спиной голос: «Эй ты, баран, разве Ленин так поворачивался?»... Я разозлился и ударил сказавшего это кулаком в лицо – разве можно «вождя» бараном обзывать?! Обидчиком оказался... декан факультета.
Хамеда с пятого курса отчислили из ГИТИСа. Но о возвращении домой не было и речи. Он устроился администратором на «Мосфильм», а уже через год стал ассистентом режиссера.
«Мстители» поссорили с отцом
В любимых всей страной фильмах «Неуловимые мстители» и «Новые приключения неуловимых» Хамед Хагундоков тоже «засветился». В «Новых приключениях» он был уже вторым режиссером. С главным – Эдмондом Кеосаяном – было очень легко работать. Оба кавказцы, они так и сыпали фразами, которые позже стали крылатыми. Помните – «мертвые с косами стоят», «а казачок-то засланный»?.. Последнюю придумал Хамед. Изначально фраза была длинной, корявой: «Этого парня, скорее всего, заслали казаки».
– Да у нас на Кубани так не говорят, – возмутился Хамед. – Пусть скажет просто: «а казачок-то засланный»! На том и порешили...
Кстати, из-за «Неуловимых мстителей», где Хагундоков сыграл черкеса (практически самого себя), с ним перестал разговаривать отец.
– В одной из сцен с меня сбивают папаху, – рассказывает Хамед Ахмедович. – Когда это увидел отец, он демонстративно ушел из зала (картину крутили в мамхегском Доме культуры). Приезжаю домой, а он меня будто не замечает. Я к нему и так и эдак, пытаюсь объяснить, что это кино, маскарад... Тот ни в какую! Год со мной не разговаривал! Потом отошел и высказал мне: «Это где такое видано, чтобы с черкеса папаху сбили, а он даже сдачи не дал!».
Бондарчук требовал подчинения
Еще один легендарный фильм, где Хагундоков ассистировал режиссеру, – «Война и мир». Работать с Сергеем Бондарчуком было очень непросто.
– Сергей Федорович не выносил опозданий, актерских капризов, – вспоминает Хамед Ахмедович. – Как-то пошел дождь, съемки отменили, а сам Бондарчук куда-то уехал. Людмила Савельева, игравшая Наташу Ростову, попросила меня научить ее держаться в седле. Мы поскакали в поле. Вернулись через час-полтора. Бондарчук уже приехал и был разъярен, не застав на месте главную героиню. Еле-еле его успокоили.
Жесткость Бондарчука, кстати, была оправданна. Он, как виртуозный дирижер, руководил съемочной группой, требовал беспрекословного подчинения – и лишь в этом случае кадры складывались органично... Несмотря ни на что мы готовы были снимать день и ночь – настолько увлекательным был процесс.
А переговоры проводил на лавочке!
Хамед Хагундоков проработал на «Мосфильме» одиннадцать лет, с 1961-го по 1972 год. За это время успел сняться в фильмах «Фортуна» и «Нахаленок». В качестве второго режиссера также участвовал в фильмах «Три сестры», «Адъютант его превосходительства», «Мой брат играет на кларнете».
Дома он хранит огромную коллекцию фотографий известных артистов, кадров знаменитых фильмов, оригинал сценария первого советского «Голубого огонька», который снимался как полноценный полнометражный фильм и назывался «В добрый час!», и даже первую рекламную брошюрку всенародно любимого фильма «Новые приключения неуловимых».
Кого на снимках только нет! Эдмонд Кеосаян, Виталий Соломин, Аркадий Райкин, Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Армен Джигарханян, Юрий Гагарин, Махмуд Эсамбаев, Ольга Воронец, Майя Плисецкая и много, много других народных любимцев.
– Какое-то время я занимался подбором артистов, – вспоминает Хамед Ахмедович. – Все это (показывает на коллекцию) осталось от проб актеров на тот или иной фильм.
Это сейчас артисты имеют райдеры, а в то время большинство из «звезд» отечественного кинематографа вели себя достаточно скромно. Например, когда снимали первый «Голубой огонек», решили пригласить самых известных людей. Переговорами с артистами занимался и Хамед Хагундоков.
– Георгий Вицин жил в одном дворе со мной, мы часто захаживали друг к другу в гости, – рассказывает Хамед Ахмедович. – А переговоры о съемках вели на скамейке у дома. Меня поразило, что, такой до слез комичный на экране, Георгий Михайлович в жизни – очень серьезный человек. Он интересовался, кто еще будет сниматься и кого он должен поздравлять. Георгию Вицину выпало поздравить с Новым годом лучший в Советском Союзе экипаж
ТУ-154, о чем я ему и сообщил.
– Знаешь, опасаюсь я что-то этих ребят, – пошутил он. – Эти летчики, вон какие здоровые! Возьму-ка я с собой, если вы не против, боксера – олимпийского чемпиона Токио 1964 года Станислава Степашкина…
Так в «Огоньке» появился еще один персонаж.
Выпечка для Плисецкой
«Вербовать» на съемки Майю Плисецкую выпало тоже Хамеду Хагундокову. Ходил слух, что балерина не очень любит участвовать в таких мероприятиях. Хамед Ахмедович решил покорить ее… кавказской обходительностью.
– В Москве был единственный магазин, в котором продавалась продукция Майкопской кондитерской фабрики, а также кулинарные изыски адыгской кухни, – с улыбкой вспоминает Хамед Ахмедович. – Накупив массу всего вкусного, отправился к известной балерине.
Майя Михайловна встретила режиссера в длинном красном шелковом халате, на голове была повязка, больше похожая на тюрбан. Это произвело неизгладимое впечатление на гостя. Пригласила его пройти в квартиру, которую, по мнению Хагундокова, следовало называть не иначе как апартаментами.
Но надо сказать, что балерина была не менее удивлена желанием Хамеда Хагундокова угостить ее национальной кухней.
Майя Михайловна предложила гостю выпить, но Хамед отказался. Это удивило ее: – Странно, работаете в кино и не пьете…Они мило побеседовали, и через пару дней Плисецкая дала согласие на съемки в «Огоньке».
Совершенно секретно
На тот легендарный «Голубой огонек» были приглашены и первые космонавты – Юрий Гагарин, Алексей Леонов и Павел Попович. По сценарию, они сидели за одним столом с народным артистом СССР Николаем Мордвиновым, который рассказывал им о своем творческом пути.
Космонавты никогда не опаздывали. Были простыми в общении людьми, всегда готовыми помочь. Например, дать «Мосфильму» свой автомобиль, если что-то срочно надо привезти. Кстати, во время съемок они так сдружились с Мордвиновым, что потом он часто приглашал их к себе в театр.
И они с удовольствием приходили.
Но какими бы простыми в общении они ни были, переговоры о съемках с первыми людьми, покорившими космос, велись «на высоком уровне». Телефоны их были засекречены; номера знал только заместитель директора «Мосфильма», который и пригласил космонавтов на «Огонек».
«А что скажете народу»?
Безусловно, много историй связано с самими съемками фильмов. Например, одну из сцен «Новых приключений неуловимых» снимали в Украине, в городе Новая Каховка. Он являлся областным центром, и одной из достопримечательностей этого города был закрытый коньячный завод. Элитный напиток, производимый здесь, отправляли на экспорт. И вот руководители предприятия, прознав, что совсем рядом снимают кино, пригласили съемочную группу на завод.
Директором предприятия был армянин, он накрыл для артистов шикарный стол прямо в помещении завода.
– Мы сидели в каком-то зале, а вокруг стен было несчетное количество бочек с коньяком, – вспоминает Хамед Ахмедович. – И вот мы сидим, общаемся. Вдруг из-за одной из бочек появляется старушка с веником и ведром и говорит: «Здравствуйте, уважаемые артисты. Что же вы тут сидите? Может, выступите, скажете что-нибудь народу?»
Сидевшие за столом засмеялись и пошли общаться с народом, который собрался в соседнем цехе.
Народ не развращать!
Хамед Хагундоков участвовал в съемках первого многосерийного художественного фильма «Адъютант его превосходительства». Кстати, этот фильм снимали к 50-летию органов ВЧК. Кто-то донес до правительства, что на «Мосфильме» снимают антисоветский фильм. Тут же отснятый материал затребовал секретарь по идеологии ЦК КПСС Михаил Суслов.
В фильме была сцена прощания, где героиня в постели кладет голову на плечо главному герою, которого играл Юрий Соломин. В общем-то, вполне безобидный эпизод, но чиновник решил, что он народ развратит, и приказал сцену вырезать.
«Адъютант» вообще шел непросто. Отсняли часть материала про белую гвардию, и начались мытарства протяженностью в месяц. Михаил Суслов стучал по столу кулаком: «Кто вам позволил так снимать?». Очень уж хорошая, положительная получилась белая гвардия. Потом все-таки группе разрешили продолжить работу. И когда сняли материал о Красной Армии, ее полководцах, то враги померкли сами собой. Но промежуточные согласования были жуткими, подчас даже круче процесса утверждения уже готовой ленты.
В ауле всему верили
В родном Мамхеге гордились знаменитым земляком. На просмотр фильма с участием Хамеда в клуб собирались всем аулом. В 1959 году режиссер Юрий Озеров снял фильм «Фортуна». Одна из первых сцен – расстрел красноармейца, которого играет Хамед. Мать нашего земляка, увидев эпизод, где ее сына «убивают», упала в обморок. Ленту пришлось остановить.
– Пока работники клуба не позвонили мне в Москву и мама сама не убедилась, что я жив, показ не продолжили, – с улыбкой рассказывает Хамед Ахмедович. – Сколько ни говорили ей, что это только кино, она не успокаивалась, готова была тут же лететь в столицу...
Бросил кино Хамед Ахмедович из-за... адыгов. Он хотел снять фильм про свой народ. Рабочее название – «Гарнизон острова Свободы». Даже актеров подобрал: Армен Джигарханян, Михаил Кокшенов, Любовь Соколова. Фильм уже стоял в плане «Мосфильма»... Но его не утвердили. Чиновники посчитали, что картина про адыгов будет неинтересна. Хагундоков высказал все, что думает об этом, и ушел, хлопнув дверью.
Имя сыну дал Эсамбаев
После Москвы Хамед Хагундоков поднимал Адыгейскую республиканскую филармонию. Звонил в министерство культуры, по старым связям, выбил 200 тысяч рублей для того, чтобы начать работать. Выдал зарплату оставшимся малочисленным артистам.
Позвонил Махмуду Эсамбаеву, и вскоре тот приехал аж на пятнадцать концертов! Кстати, великий танцор выступал не только в Майкопе, но и в аулах.
Ему самому это было интересно и приятно, ведь прежде он в Адыгее не бывал.
Эсамбаев приехал в день, когда у Хагундокова родился второй сын.
– Как парня назвали? – поинтересовался танцор.
– Да еще не успели, – ответил Хамед.
– Ну пусть будет Казбеком!
Так младший сын Хамеда Ахмедовича получил имя.
…А в областной филармонии побывало тогда еще много звезд. Но работать было очень непросто.
На определенном этапе требования к филармонии приняли такой характер: каждая программа должна была начинаться и заканчиваться одой партии. Аргументы типа «Когда будет программа о партии – будут и оды партии» действия не имели. Так Хамед Хагундоков ушел из искусства.
В 40 лет бывший режиссер поступил на юрфак и пошел работать в прокуратуру. Всего за 12 лет стал полковником! Кстати, в семье у Хамеда Ахмедовича все юристы – жена и два сына. Но Хагундоков до сих пор не оставляет надежды осуществить свою заветную мечту – снять фильм.
Презентация в родном ауле
– Вспоминать можно бесконечно, – говорит Хамед Ахмедович. – Я встречался с удивительными людьми, которые оставили в моей душе неизгладимый след. Те эмоции, которые мне пришлось испытать во время моей актерско-режиссерской карьеры, питают меня долгие годы.
В прошлом году Хамед Хагундоков выпустил книгу «В моей душе никто не умирает». Теперь он готовит книгу воспоминаний, которая так и будет называться: «От Мамхега до «Мосфильма».
Смотрите также:
- 5 самых известных фильмов, которые снимали на Кубани →
- Татьяна Абрамова: «Не умею быть стервой» →
- Искусственные бриллианты «Киношока» →