К профессиональному празднику киношников Кубань имеет самое непосредственное отношение. Какие только картины здесь не снимали! А сколько еще снимут. Первые кинокамеры на кубанской земле появились более ста лет назад – на съемках документальной картины «Переход через Кавказский хребет екатеринодарскими студентами и гимназистами». С тех пор конкуренцию в солнечных пляжах, море и горных пейзажах региону в киношном смысле составлял разве что Крым, но и у него удавалось отвоевать кадры. Например, «Кавказская пленница» Гайдая: хотя и снимали картину почти полностью в Одессе и Алуште, без Сочи все-таки не обошлись.
«Кубанские казаки». Пырьев вскочил на лошадь в тапочках на босу ногу
Премьера музыкальной комедии Ивана Пырьева состоялась в 1950 году. Картина эта об истории любви председателей колхозов и героев труда Гордея Ворона и Галины Пересветовой. Музыку для этой солнечной картины писал Исаак Дунаевский.
Съемочную площадку перенесли в совхоз-миллионер «Кубань», который гремел на всю страну. В хозяйстве были винзавод, летний кинотеатр, школа, гостиница и даже зверинец. В День урожая там накрывали огромные столы, ломившиеся от выращенных в совхозе фруктов, вина, мяса.
Иван Пырьев требовал от актеров полной достоверности, поэтому заставил их потрудиться на току и даже на комбайне поработать. Однако не всем удавалось выглядеть настоящим казаком. К примеру, у актеров Андрея Петрова и Владлена Давыдова были большие трудности с верховой ездой. Какие там пируэты в седле – лишь бы конь не сбросил! Однажды когда не получился очередной дубль, режиссер пришел в ярость. Пырьев молниеносно подбежал к лошадям, вытащил одного из актеров из седла, вскочил сам и поскакал. Прямо в тапочках на босу ногу! Долго носился по кругу, пока лошадь не выдохлась.
Потом у Пырьева спрашивали, где он так научился ездить. Оказывается, в дестве, когда был пастухом.
После выхода фильма на экраны «Мосфильм» получил немало гневных писем от дкубанских и донских казаков, которые возмущались, что герой Владлена Давыдова не умеет гарцевать на лошади.
«Бриллиантовая рука». Как появились слухи о смерти Никулина
Легендарную комедию Гайдая снимали в 1969 году в Сочи, Адлере и на Красной Поляне. Сегодня у морпорта красуется бронзовый памятник героям фильма. И все же мало кто вспомнит, что город во время съемок неожиданно взбудоражили слухи о смерти Юрия Никулина.
Произошло это так. Для каких-то режиссерских целей в Сочи среди реквизита привезли точную копию актера из папье-маше. Манекен хранили в подвале гостиницы «Горизонт» среди других вещей, прикрыв простыней. Однажды помещение приводила в порядок уборщица, подняла простыню и чуть не рухнула в обморок от неожиданности. Так и не поняв, что перед ней манекен, шокированная женщина выбежала из комнаты и рассказала о «страшных тайнах» съемочной группы коллегам и знакомым. А поскольку уборщица подрабатывала еще и в аэропорту, слухи просочились даже в другие города страны.
«Стряпуха». Высоцкий оценил кубанское вино
Фильм 1965 года снимали в Усть-Лабинском районе, в станице Некрасовской, на реках Кубань и Лаба. Эдмонд Кеосаян поставил его по одноименной пьесе Александра Сафронова. По сюжету комбайнер решил признаться в своих чувствах молодой вдове, за что получил по голове половником. После скандального происшествия женщина уехала из родного села и устроилась работать стряпухой на полевом стане. Однако герой-любовник последовал за ней. В главной роли – Светлана Светличная, сыграл здесь и Владимир Высоцкий, в ту пору еще мало известный.
Картина музыкальная, но актерам петь практически ничего не пришлось: все партии записали еще в Москве. Так и пришлось исполнять песни под «фанеру», хотя поющим актерам очень это не нравилось и ссор с режиссером было немало.
Высоцкий, по воспоминаниям коллег, мягко говоря, режима не придерживался.
– Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного не было, стало быть, про этот период – все, – писал он потом своему другу.
Распорядок дня у актеров с подачи Высоцкого был весьма «напряженный»: сначала съемки с 5 утра, а потом посиделки под гитару до 2-3 ночи. А съемки шли без перерыва два месяца, разумеется, такой недосып отражался на работе всех членов съемочной группы. Режиссер был страшно недоволен и грозился выслать Высоцкого в Москву. Но однажды тот сам туда отправился и …пропал. Высоцкий должен был озвучивать свою роль на «Мосфильме», но на половине работы исчез. Разыскать его никому не удалось, поэтому озвучивать тракториста Пчелку пришлось другому актеру.
«Полосатый рейс». Тигр Амур сбежал из клетки под Новый год
Вообще из комедии 1961 года на Кубани снимали лишь эпизод, но съемочной группе наш регион запомнился совсем другим. Во время празднования Нового года тигр Амур вырвался из клетки…
Как вспоминают актеры, праздник отмечали в самом теплом месте – в зверинце, на кормокухне. В разгар веселья один из сотрудников наведался к тигру Амуру, но его клетка оказалась пуста. Когда о пропаже узнали, съемочная группа кинулась в рассыпную прятаться. Кто влез на забор, кто – в клетку с оленями, а кто – на собственный вагончик. Оттуда, с вагончика, и увидели беглеца, который гнался за лошадью и даже успел ее ранить. В конце концов, конь укрылся за стогом сена, а на тигра со стога свалился тяжелый лист жести.
В это время рабочие попробовали загнать сбежавшего зверя обратно в клетку, для чего положили внутрь кусок мяса. Двое рабочих стояли возле дверей, а чуть поодаль директор с ружьем наизготовку. К счастью, стрелять не понадобилось. Изголодавшийся Амур благополучно попал в ловушку. Как выяснилось позже, на свободе он оказался из-за того, что во время уборки засов клетки забыли запереть.
«Приключения принца Флоризеля». Олег Даль изобретает собственный стиль
Картина, которая изначально называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы» (по приключенческим повестям Стивенсона), снималась в Сочи в 1979 году. . Время для исполнителя главной роли Олега Даля не слишком удачное. К моменту выхода фильма на экраны, актер находился в чрезвычайно подавленном состоянии из-за травли на «Мосфильме».
По сюжету молодой принц Флоризель гуляет по Лондону в одежде простого горожанина вместе с другом полковником Джеральдином. Ночью на набережной они встречают молодого человека с камнем на шее, готовящегося совершить самоубийство. Этот человек оказывается отчаявшимся в жизни художником, которому не хватает денег на вступление в таинственный «Клуб самоубийц».
Принц, согласно литературному источнику, человек исключительно элегантный, однако у Олега Даля было свое видение королевского стиля. И из-за этого даже едва не спровоцировал скандал на съемках. Представьте себе: Сочи, солнце, море, съемочная группа в приятной расслабленности, а Даль вдруг заперся в своем автобусе. Актеру отчаянно не понравился пыльный, «играный» реквизит, и он хотел придать костюмам новый облик. В конце концов, вместе с костюмером ему эту проблему решить удалось.
Актер Игорь Дмитриев вспоминает, как Даль на съемках «хулиганил»:
– Я обращаюсь к Флоризелю — Далю и говорю: «Принц, я должен отомстить за смерть брата». А он в кадре, при включенной камере мне отвечает: «Игорь Борисович, вы купили что—нибудь нам на ужин? Съемка закончится, нам же жрать будет нечего!» — «Стоп! — говорит режиссер. — Замечательно!» — «Что замечательно? Вы не слышали, что сказал Олег?» — возмутился я. «Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, вы иначе никогда бы это не сыграли», — лукаво ответил Даль».