Весть о постановке оперы разлетелась задолго до премьеры.
Критический десант
Для поддержки «проекта века» высадился аж целый десант московских критиков, которые дали пресс-конференцию до спектакля и организовали круглый стол после. Постановочная команда, возглавляемая оперным режиссером-дамой, шутила, что у них есть три варианта, постановки оперы: как для Парижа, для Москвы и в данном случае Краснодара. И они, естественно, остановились на французском варианте. А если учитывать, что Краснодар мы называем «маленьким Парижем», то можно смело отнести спектакль к высшей категории.
Петр Ильич Чайковский написал свою одну из лучших опер практически за полтора месяца в теплой, уютной Флоренции. Эта вдохновенность и целостность чувствуется с первых до последних тактов. Прочувствовались шедевром и наши артисты. Кубанский неувядаемый тенор Вячеслав Егоров, несмотря на седьмой десяток, с азартом исполнил партию Германа. Надо отдать должное нашему народному артисту, который вложил в эту роль все душевные и физические силы, главное, чтобы их потом хватило и на последующие спектакли.
Ода Петербургу
Роль несчастной, но любящей Лизы досталась Гюльнаре Низамовой, вокалистке, которая сегодня считается официальной примадонной нашей опереточно-оперной труппы. Артистка выдержала с достоинством этот вокальный марафон, если не считать не совсем удачные любовные дуэты с Германом, больше напоминавшие «каждый про свое», но, думается, постепенно все стерпится-споется.
Опера получилось очень женской, слабый пол здесь главенствует и распоряжается, хотя в первоисточниках не совсем так. Вообще, наша «французская» «Пиковая дама» вышла одой Петербургу - этому загадочному городу, его ауре и красоте. Видеоряд, внесенный художниками в сценографию, очень умело подал нам живую, холодящую душу картинку прекрасного, таинственного града. Сценограф спектакля поместил сюжет в осеннее время года - здесь все красиво, печально и увядающе. Однако стильность оформления была перегружена деталями, вроде блестящего шара, огромного камина. Художник не смог до конца выдержать заявленный поначалу лаконичный, строгий, серебристо-черный декор. Художник по костюмам - в своем стремлении к модернизации, кажется, тоже перестаралась с фасонами и эпохами. Сей микст у нее местами вычурный и недостаточно утонченный. А именно на утонченность, изысканность и мистичность претендовали авторы спектакля.
Дирижер наскоком
Частично это удалось, но слабым местом показалась сама Пиковая дама. Старая графиня, выглядела и моложе Германа, и этаким комичным персонажем. Ничего инфернального, мистичного в даме из позапрошлого века мы не увидели. «Пиковую» партию просто обязана была петь Наталья Кременская, которая то ли отказалась от нее, то ли дал знать о себе давний конфликт с художественным руководителем театра, который никому ничего не прощает. Кстати, именно он отвечал за музыкальную часть оперы. И, к сожалению, она только от этого проиграла, так как худрук - дирижер «наскоком», без глубины и тонких разработок, а ведь в «Пиковой даме» музыка всегда была первоначальна.
В любом случае, опера стала событием в нашем театральном мире, событием обсуждаемым и интересным. А как сложится ее судьба дальше, посмотрим, так как это тот спектакль, который требует полной самоотдачи, бережного отношения и высокого профессионализма.
Смотрите также:
- Театр ритуальных услуг, или Трудный зритель кубанской драмы →
- Краснодарский молодежный. Театр Ивана Чирова →
- Звезда балета о своём разрыве с Григоровичем →