Сегодня большинство предпочитает пляжный туризм, желательно «все включено». Но за границу могут отправиться далеко не все, да и отечественные цены кусаются. Что же предложить отпускникам? Накануне курортного сезона мы встретились с кандидатом в мастера спорта СССР по альпинизму и горному туризму, автором книг «Путешествия по Краснодарскому краю» и «Туристские тропы Адыгеи» с Константином Горшеневым.
О знаменитом 825-м...
- Константин Алексеевич, в семидесятые годы вы возглавляли один из отделов в туристической отрасли Кубани, разрабатывали маршруты, которые сегодня оказались невостребованы. Почему?
- Потому что перестали пропагандировать этот вид отдыха. Сейчас много делается - строятся отели, разрабатываются новые рекреационные зоны, открылось множество фирм, которые в большинстве своем работают на заграничные курорты. Но внутри мы много потеряли. Ко мне недавно приехали друзья из Питера, и я решил им показать красоты края. Прозвонил в несколько турагентств и попросил подобрать маршрут на выходные.
Но… предлагали в лучшем случае понедельник, при условии, что в группе будет больше 10 человек. Выбор предложений очень скудный. Сотрудники турфирм говорят: спроса на это нет, невыгодно. Сегодня бюро работают на летний период, на массовку. Но и тут ситуация не лучше. Могут предложить пансионат, санаторий, что-то, именуемое кемпингом. И все поедут на переполненные пляжи, покупая путевки по явно завышенным ценам, получая минимальный сервис.
- Почему исчезла романтика? Может, людям просто стало все неинтересно?
- А кто ее создает? Мы разрабатывали пешие туры, и люди тысячами со всего Советского Союза ехали, чтобы через горы пройти к морю. Активный отдых был изюминкой Краснодарского края. Был знаменитый 825-й маршрут – «Из Адыгеи к Черному морю». Я даже издал путеводитель, по которому самостоятельно можно добраться из турбазы «Майкоп», через поселок Каменномостский, Лаго-Наки, реку Цеце и несколько перевалов к Черному морю в поселок Лазаревский.
Особой популярностью пользовался конный маршрут из турбазы «Романтика», рассчитанный на 11 дней. За это время туристы так привыкали к своим лошадям, что в конце пути целовали их, вспоминая, через какие кручи те их выводили. Пережив столько эмоций, туристы успевали еще насладиться морем, ведь путевка была рассчитана на 20 дней. И стоило все это удовольствие 70 рублей, в то время как средняя зарплата в Союзе была 110 рублей. Ну, если учесть, что профсоюзы распространяли их по 30%-й цене, то позволить ее могли многие.
Что важно, отправляя туристов (ежедневно по 1000 человек) в горы, мы разгружали пляжи. Сейчас, когда с друзьями-альпинистами отправляюсь по старым местам, одолевает грусть – тропы заросли, приюты заброшены. Сегодня, когда экстремальный туризм так востребован во всем мире, неплохо бы все возродить и занять эту нишу.
Ведь подобных маршрутов были десятки, единственный в стране велосипедный - из Армавира. Двадцатидневный лодочный маршрут по лиманам – через плантации лотоса с рыбной ловлей.
...и Олимпиаде
- Все изменили рыночные отношения, стали предлагать, что быстрей приносит деньги?
- Наоборот, появилась конкуренция, которая во всем мире сбивает цены.
И сейчас можно покататься на лошадях. Но час прогулки стоит 500 рублей! Под Эверестом брали коня на трое суток – и заплатили всего 100 долларов.
Мы разрабатываем грандиозные концепции, готовимся к Олимпиаде, но никак не можем начать работать для людей.
К 30-летию Победы в 1975 году мы открыли всесоюзный пешеходный маршрут по партизанским тропам Кубани. Он начинался в Краснодаре, с выходом через неделю в Геленджике.
Признаюсь, землянка Брежнева в Марьиной роще - это выдумка создателей маршрута. Но всем же интересно было на нее посмотреть. Экскурсоводы такое рассказывали, что туристы слушали открыв рты. Ведь уникальность кубанского партизанского движения в том, что у нас не было четкой линии фронта - горы все «смазывали».
А какая воспитательная работа была! В летний период мы запустили на этот маршрут трудных подростков. Милиция не могла нарадоваться. Самые отъявленные хулиганы чувствовали себя значимыми, нужными.
- Но согласитесь, у нас строятся новые горнолыжные курорты, единственная в стране игорная зона, Олимпиада в конце концов. Туристам есть что посмотреть.
- Что касается Олимпиады, экологи устали возмущаться по поводу Красной Поляны, Имеретинской долины.
А ведь мы могли избежать всего этого шума! По всем показателям ровное плато Лаго-Наки в Апшеронском районе гораздо больше подходит для проведения Игр. Там и вырубать ничего не надо. Еще в 70-е годы прошлого века по заданию ВЦСПС было подготовлено технико-экономическое обоснование строительства этого горно-лыжного комплекса на 5000 мест с перспективой развития до 30 тысяч.
У нас была уникальная возможность превратить Кубань в международный курорт. В 2007 году правительство приняло постановление о создании в Краснодарском крае свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа. Была проделана колоссальная работа. Я тогда сам работал в Анапе, мы готовились ночами, чтобы край получил эту возможность.
Но за три года не было привлечено ни одного инвестора. И в прошлом году зону ликвидировали. Когда узнал об этом, такая горечь охватила. Провел аналогию: сегодня остров Хайнань в Китае считается одним из лучших мест туризма. А ведь в конце 80-х это была глухая провинция. Все изменилось, когда остров объявили свободной экономической зоной. Что такое Хайнань сегодня? Аэропорт пропускает 12 млн. пассажиров в год. Отдыхающих 18 млн., причем 750 тысяч из них иностранных. Объем доходов в местный бюджет увеличился в 50 раз! Такая же ситуация в других свободных зонах мира.
- Ни один турпоход не обходился без песни и анекдотов. Есть у вас что-то в тему?
- «По данным социологических исследований, большинство жителей Турции исповедуют… туризм». Впрочем, так оно и есть. Как только мы начнем использовать свои возможности в полной мере, в том числе возрождать и утерянные, на Кубани тоже будет так.
Смотрите также:
- Что нельзя делать в горах? Эксперт - об опасностях, которые создают туристы →
- Курортный сервис на Кубани: «С вас урвем по максимуму» →
- Почему они возвращаются? →