Краснодарский край, 6 марта – АиФ-Юг. Только немногим людям удается избежать проблем больных зубов и десен, неправильного прикуса. Каждый из нас рано или поздно попадает в кресло стоматолога. Школьный врач Александр Саенко в детской стоматологии уже более 15 лет, и за эти годы он полюбил свою профессию, так невероятно пугающую даже самых смелых.
Страну держат врачи…
Александр – врач-стоматолог высшей категории, работает в 83-й школе Краснодара. В его кабинете светло и просторно – несколько стульев, старенький шкаф, раковина, стол, на котором чайник и кассетный магнитофон. Играет «Наше радио». Едва заметно улавливается запах медикаментов. Сейчас у Александра небольшое «окно» в приеме, и он с теплой грустью вспоминает начало своего пути в профессию.
В Медицинский институт имени Красной Армии на стоматологический факультет Александр поступил в 1990 году. С детства он мечтал стать врачом. Родители отнеслись к этому с пониманием, правда, папа хотел, чтобы Саша выбрал профессию программиста. Но не стал мешать его поступлению на стоматологический факультет, оставив свою мечту только мечтой.
– Кто держит страну нашу? Военные, педагоги и врачи. Врачом во все времена быть престижно, красиво, – вспоминает Александр. – А вот осознание, каким именно врачом я хочу быть, пришло постепенно. Выбрал стоматологию. Стоматолог работает и руками, и головой одновременно.
Из личного архива Александра
Со второго курса у Александра начался курс терапевтической стоматологии. Под присмотром наставников будущие стоматологи уже начинали практиковать. Первым пациентом Александра был его однокурсник Дима.
– На 3-м курсе я поставил ему свою первую пломбу! Страшно не было, я, наоборот, скорей хотел попробовать свои навыки использовать на практике.
Без экзекуции
Стоматолог – тот же психолог, уверен Александр. Главное, найти подход. И это не только подход к деткам, но и к их родителям.
– Относиться к ребенку надо спокойно, с добротой. Не напугать его. Дать ему понять, что в этом кабинете ему желают только добра. Важно, чтобы и родители подготовили малыша заранее. Не нужно его и заставлять, он не будет так подготовлен.
– А если он садится в кресло, но до сих пор не готов?
– Спокойно разговариваю с ним, сам не нервничаю. Если ребенок увидит, что врач переживает сам, запаникует еще больше. Не нужно его обманывать, «мы только посмотрим зеркальцем», нужно сказать «если будет немного неприятно, скажи мне, я сделаю так, что зуб не будет больше тебя беспокоить, мы его обезболим». Ведь лучше потерпеть несколько минут, чем ходить и мучаться от ноющей боли.
По словам Александра у каждого человека свой порог чувствительности. Что для одного нестерпимо больно, другой и глазом не моргнет.
– Сейчас медицина развивается, и поход к стоматологу – это уже не акт экзекуции. По желанию пациента ему могут сделать обезболивающий укол без побочных эффектов, как раньше. Обычно пациент знает, какой ему препарат можно вводить, какой нет. Я заранее провожу полный опрос родителей малыша. Были ли аллергические реакции у ребенка в прошлом, у его родственников? Если да, то ребенка направляют в аллергоцентр.
Александр моет инструменты, которыми лечил последнего пациента до моего прихода, кладет их на час в раствор лизафина, чтобы продезинфицировать.
Не постучав, в кабинет заходит мальчик лет тринадцати.
– Здравствуйте, Александр Владимирович, а вы заняты?
– Привет, Сережа, зайди минут через 20, как раз когда урок закончится.
– Ладно! – мальчик измученно вздыхает и скрывается в дверях.
– Мой постоянный пациент. С первого класса у меня лечится, не боится стоматологов вообще. Как-то лет пять назад забегает ко мне в кабинет, красный, дышит тяжело, майка на нем мокрая, – с улыбкой рассказывает Александр. «Сережка, ты что забежал? Мы же тебе на прошлой неделе две пломбы поставили!» – удивленно спрашиваю я. А он: «А мы в прятки играем! Здесь меня точно никто не найдет!»
Смелая пациентка
Бормашина прошла эволюцию за последние 40 лет. Раньше она была механической, сейчас – пневматическая. Делала 30 тысяч оборотов, теперь 300 тысяч.
– Зубы лечатся быстрее и безболезненнее. Бормашина работает с охлаждением. То есть зуб не перегревается, как раньше. Да и препараты, обезболивающие нового поколения, качественнее.
Второклассницу Настю Здор беспокоит 5-й молочный зуб.
– Если его не лечить, то придется удалять, – рассказывает Александр. – Удаление грозит смещением прикуса, а также нарушением жевательной функции. А все мы знаем, что непережеванная пища может вызвать болезни желудочно-кишечного тракта, например, гастрит. Но я зубы не удаляю, только лечу. Вот уже второй год Настя ко мне ходит.
– Я вообще зубы с пяти лет лечу и не боюсь! – отважно заявляет Настя. – Хочу красивую улыбку!
– Правильно, Настенька. Улыбка – часть нашего имиджа, – расплывается в улыбке Александр.
Настя смело садится в кресло и открывает рот.
– Подожди, Настенька. Сейчас я расскажу, потом начнем. Чтобы поставить пломбу, с помощью бормашины придам зубу необходимую форму. Сделаю крепления, потом поставлю матричную пластину для придания формы зубу, обработаю пломбу алмазными борами, заполирую. И, наконец, уберу лишнее с помощью артикуляционной бумаги. Это бумага – та же самая копирка, только специальная. Затем заполирую пломбу до блеска! – улыбается Александр.
Через двадцать пять минут Александр заканчивает свою работу.
– Комфортно? Не шершаво?
– Спасибо, теперь хорошо, – Настя вытирает губы платком и встает с кресла.
– Пока отдыхай, придешь на контрольный осмотр через полгода.
«Цени врача зубного роль»
– А как предотвратить кариес? – спрашиваю я.
– Причины кариеса и пародонтита не в большом потреблении сладкого. Это лишь маленький процент. Остальное зависит от гигиены. Нужно ее соблюдать. Чистить зубы, как положено два раза в день. До всех зубов нужно доставать щетинками при чистке. Для маленького ребенка – маленькая щетка. Для большого – побольше. Такие болезни, как кариес и пульпит, возникают из-за микробов и токсинов, которые проникают в нерв зуба и кариозной полости. Может быть вызван и травмой зуба при сколе части зуба от удара. А вообще причины всех болезней зубов – это недостаток витаминов и микроэлементов в рационе питания и, конечно, плохая наследственность.
Время приближается к половине пятого. Врач бережно собирает карты пациентов в папочку, кладет их на полку.
– Так… прошел час, – Александр поворачивает голову к настенным часам и вытаскивает из раствора лизафина инструменты, – завтра утром я их продезинфицирую и положу вот в этот сухожаровый шкаф, температура в нем 180 градусов.
За день Александр меняет более 15-ти лотков инструментов, проводя с каждым набором точно такую же операцию, ведь пациентов-то много.
– Какие у вас планы на следующий год?
– Как и всегда, обеспечить моим маленьким пациентам все условия для того, чтобы таких бесстрашных, как Настя и Сережа, было побольше. Не бойтесь стоматологов! Пока жива зубная боль, цени врача зубного роль. Коль зубы все сложил на полку, ценить его, уж нету толку.
Смотрите также:
- Оторваться от телевизора. Что роднит телеманов с наркоманами и алкоголиками →
- «За жизнь стоит побороться!» История девушки, победившей рак в 4-й стадии →
- «Нам дома скучно». Кубанские туристы берут в походы дочку-грудничка →