Врач от Бога. Что сделал для жителей Кубани доктор Очаповский?

Краснодарская краевая больница № 1 имени Очаповского. © / ГБУЗ ККБ № 1 / Из архива

Родился Станислав Владимирович  9 февраля 1878 года в селе Ёдчицы Слуцкого уезда Минской губернии, был девятым ребенком в семье. По местным поверьям, это сулило богатство, власть и славу.

   
   

Отец, отставной поручик, участник Крымской войны, считал, что душевные изъяны у детей - это грехи родителей. Единственная роскошь, которую позволял себе поручик, - покупка книг.

Станислав Очаповский. Фото: Commons.wikimedia.org

Из всех добродетелей превыше всего в семействе ценилась доброта, о которой в народе говорили, что она дороже всех талантов человеческих. Такого убеждения был отец Станислава. Мальчик сам любил учиться, ежедневные занятия французским и английским языками доставляли ему удовольствие.

Учился у светил науки

Золотая медаль и похвальный лист давали надежду на поступление в Императорскую военно-медицинскую академию, куда он в июне 1896 года отослал прошение и все необходимые документы.

В начале октября он приступил к занятиям в академии. С гордостью думал, что будет перенимать врачебное искусство у таких святил как физиолог Иван Петрович Павлов, психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев, фармаколог Николай Петрович Кравков, акушер Александр Иванович Лебедев, окулист Леонид Георгиевич Беллярминов.

Денег у Станислава было недостаточно. На них он мог себе позволить только пообедать днем, а утром и вечером обходился чаем. В академии требовалась форменная одежда, купить которую он был не в состоянии, ее одолжил ему второкурсник Саша Савваитов.

Однажды из дома пришли вести, что заболел отец - кровоизлияние в мозг. Станислав устроился на работу и стал заниматься переводами.

   
   

Учился Очаповский хорошо и выбрал специальность - глазные заболевания. Он принимал участие в переписи населения в 1897 году и отметил, что по мере удаления от центра столицы возрастают страдания людей. В России отмечалась высокая смертность от чахотки, оспы, тифа и желудочно-кишечных расстройств. С.А. Очаповский подсчитал, что в Российской империи больных глазными заболеваниями было 28 миллионов человек. При сдаче практикума по глазным болезням его похвалил известный уже тогда доктор Леонид  Беллярминов и посоветовал совершенствоваться в этой специальности.

На одаренного студента обратили внимание многие преподаватели. В 6 часов утра он уже, как правило, был в клинике. В 1901 году сдал государственные экзамены и получил звание «лекаря с отличием». Он имел 36 пятерок и лишь одну четверку по богословию.

Среди 132 выпускников он признан вторым по успехам с присуждением медали и денежной премии. С.В. Очаповский был зачислен ординатором глазной клиники.

А в мае 1901 года он вступил в должность ординатора и ассистента профессора Л.Г. Беллярминова, а по физиологии - профессора И.П. Павлова. Уже через два года, в начале июня 1903-го, он отбыл в Уфимскую губернию для обследования и лечения больных трахомой.

Практиковал успешно. В 1904 году под руководством профессора Л.Г. Беллярминова защитил докторскую диссертацию на тему «Флегмона орбиты» и получил степень доктора медицины.

С 1905 по 1909 гг. он -  заведующий глазным отделением военных госпиталей в Тифлисе, Батуми и Пятигорске. Кроме ежедневной медицинской практики, занимался наукой, писал статьи в журналы «Вестник офтальмологии» и «Русский врач».

На Кубань….

В декабре 1909 года Станислав Очаповский был приглашен администрацией Кубанского казачьего войска заведовать глазным отделением войсковой (ныне Краснодарской краевой) больницы. Он оборудовал глазной кабинет и открыл бесплатный амбулаторный прием больных. Преподавал в Екатеринодарской фельдшерской школе, а затем возглавил кафедру глазных болезней медицинского факультета в университете, в дальнейшем преобразованного в медицинский институт.

Тогда глазное  отделение представляло собой четыре полутемных  комнаты.  Мест не хватало. Казакам приходилось упрашивать персонал, чтобы им дали место хотя бы в коридоре.

Станислав Владимирович ознакомился с делами и сделал вывод: «Трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз) в Кубанской области распространена настолько, что оставляет далеко позади себя все другие местности в России». Он стал выступать с докладами на медицинских конференциях, ездить по области и призывать открывать повсеместно глазные пункты. Еще одной его идеей было создание врачебных отрядов, своеобразных аналогов современных аналогов современной  «скорой помощи». Однако реализовать ее удалось только после революции. 

 «Мы странствуем по горам и предгорьям, мы открываем очаги глазных заболеваний, народного горя», - писал Очаповский.  Только с 1921 по 1930 годы им было принято 145 тысяч больных, проведено более 5000 операций. Поэтому награждение его орденом Трудового Красного Знамени в 1926 году стало совершенно закономерным.

Однако помимо беспримерного профессионализма, Станислав Владимирович обладал и завидными личностными качествами. Он был невероятно образованным и добрым человеком. Владел четырьмя  языками, собрал прекрасную библиотеку, знал наизусть «Евгения Онегина», в голодные постреволюционные годы подкармливал студентов и практикантов, преподавал, писал статьи и научно-популярные брошюры, занимался краеведением, часто выступал с газетных страниц за защиту природы. Его сын Владимир стал известным орнитологом, но к сожалению, прожил короткую жизнь.  

Станислав Владимирович умер 17 апреля 1945 года. Уже будучи парализованным, он следил по радио за передвижением советских войск, отмечал их путь красными флажками на карте, очень хотел дожить до Победы. Как депутат Верховного Совета должен был ехать на съезд в Москву… Но не случилось.

Сегодня имя Очаповского носит краевая клиническая больница, на территории которой установлен памятник профессору.  


  • В 1913 г. Станислав Владимирович был приглашен на ежегодный съезд французского национального общества глазных врачей как специалист по трахоме. Побывал в клиниках Парижа, Лиона, Марселя, встречался с французскими офтальмологами, делился опытом.

  • С апреля 1923 г. - профессор глазной клиники Кубанского медицинского института. В бывшей войсковой больнице была открыта клиника глазных болезней, которой бессменно со дня образования вплоть до своей смерти руководил Станислав Владимирович Очаповский. Он часто выезжал в отдаленные места края и лечил население, много оперировал, возвращая зрение людям, казалось, обреченным на слепоту. Был организатором медицинских отрядов по лечению глазных болезней в труднодоступных горных районах Карачая, Черкесии, Осетии, Ингушетии, Дагестана, Абхазии. С 1921 по 1933 гг. он возглавил 42 отряда. Имя ученого широко известно на всем Северном Кавказе.
  • С первых дней Великой Отечественной войны Станислав Владимирович и его жена считали себя мобилизованными. Он работал на кафедре и в эвакогоспиталях.
  • За 35 лет работы С.В. Очаповский сделал более 35 тысяч операций и 400 тысячам больных оказал квалифицированную помощь.
  • Он воспитал более 100 врачей-офтальмологов, 9 кандидатов наук и 4 профессоров (М.З. Попов, Н.М. Павлов, И.А. Шерховский, Н.В. Очаповский ).
  • С.В. Очаповский опубликовал 112 научных работ (в т.ч. разделы в различных руководствах по офтальмологии) по проблемам офтальмологических заболеваний народов Северного Кавказа, эпидемиологии трахомы, поражению глаз при лепре, патологии роговой оболочки, генезу рефракции человеческого глаза, близорукости, патологии зрительного нерва, блефаропластике свободным лоскутом кожи, был соавтором ряда статей в 1-м издании БМЭ.
  • Он был прекрасным лектором и оратором, С.С. Головин называл его «Баяном русской офтальмологии».
  • С.В. Очаповский был членом редакционных коллегий журналов «Архив офтальмологии», «Советский вестник офтальмологии», депутатом Верховного Совета СССР (1941—1945 гг.). Именем С.В. Очаповского названа краевая клиническая больница в г. Краснодаре.
  • Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями, в т.ч. медалью «За оборону Кавказа».
  • Станислав Владимирович много внимания уделял вопросам культуры, поэзии. Писал очерки и статьи, такие как: «Размышления врача у постели умирающего Пушкина», «О развитии культуры в Сибири», «О благодатном крае -  солнечной Армении», «М.Ю. Лермонтов - русский патриот». В его личной библиотеке были книги на 4 языках.