Физическая активность полезна не только для сердца, сосудов, мышц и суставов, но и для головного мозга. Врач спортивной медицины Вероника Сизикова рассказала о том, как улучшить умственные способности и восстановить функции мозга с помощью специальных идеомоторных упражнений.
В здоровом теле
Ольга Киселева, «АиФ-Юг»: Вероника Владимировна, как двигательная активность влияет на когнитивное здоровье?
Вероника Сизикова: Во время спортивных занятий усиливается кровоток, в результате мозг насыщается кислородом. Благодаря этому образуются новые нервные связи, улучшается память, концентрация внимания и общая работа мозга. Регулярные занятия спортом снижают стресс, поднимают настроение и улучшают сон, что тоже хорошо отражается на умственных способностях.
— А какие именно физические нагрузки полезны?
— Лучше всего сочетать аэробные нагрузки, например, бег, плавание, танцы с силовыми тренировками. Это могут быть упражнения с собственным весом или занятия на тренажерах. Кардиотренировки укрепляют сердце и сосуды, а силовые развивают мышцы и координацию.
Полезны также занятия, совмещающие физическую нагрузку и ментальную концентрацию, в том числе йога, тайцзицюань или пилатес. Заниматься нужно три раза в неделю по полчаса. Важно подбирать нагрузку индивидуально, исходя из уровня физической подготовки и состояния здоровья, следуя рекомендациям врача или тренера.
Воображайте в деталях
— Что такое идеомоторные упражнения и чем они полезны?
— Идеомоторные упражнения — это особый вид тренировок, когда человек воспроизводит в уме определенные движения, представляя их максимально ярко и отчетливо. То есть вы мысленно совершаете нужное действие, активируя мозг и внутренние ощущения. Например, человек с параличом или парезом мысленно представляет себе правильное выполнение движения, например, как поднимает руку. Мысли посылают сигналы мышцам и нервным клеткам, что помогает восстановить двигательную функцию.
Эта методика базируется на открытии известного русского ученого Ивана Петровича Павлова, который доказал, что даже мысленное представление движения вызывает небольшие, почти незаметные сокращения мышц. Такие микродвижения сохраняются в мозге, помогая формировать и закреплять двигательные навыки.
Идеомоторные упражнения особенно полезны людям с нарушениями двигательных функций из-за болезней или травм. Мысленные тренировки поддерживают активность нервной системы, подготавливают мышцы к действиям и ускоряют восстановление утраченных навыков.
И пациенту, и студенту
— Нужно ли обычному человеку выполнять идеомоторные упражнения?
— Такие упражнения полезны не только для лечения, но и для всех нас в повседневной жизни. Спортсмен может представлять идеальное исполнение удара по мячу, музыкант — точное положение пальцев на инструменте, ученик, студент — успешное выступление перед аудиторией.
Мысленное повторение движений улучшает координацию, развивает мелкую моторику и ускоряет освоение новых навыков. Для этого не нужны специальные знания или оборудование — достаточно ясно и детально воображать каждое свое действие.
— Как долго нужно заниматься идеомоторными упражнениями?
— Заниматься рекомендуется каждый день по 10-15 минут. Главное — сконцентрироваться на самом процессе, глубоко погружаясь в мысленное воспроизведение движений. Старайтесь ощутить каждую мелочь: позу тела, напряжение мышц, ритм дыхания.
Со временем вы почувствуете, что ваши движения стали точнее и увереннее, а реальные действия будут выполняться быстрее и эффективнее.
— Надо ли посещать врача перед началом идеомоторных тренировок?
— Такие упражнения безопасны для большинства людей, однако, если у вас есть хронические болезни или неврологические нарушения, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Врач учтет вашу ситуацию и подберет подходящий режим тренировок.
Головной мозг — сложнейший и важнейший орган, определяющий нашу личность, способность мыслить, чувствовать и действовать. Поддержание его здоровья — залог долгой и полноценной жизни.
Возрастные изменения
«Молодые люди (18-35 лет) подвержены риску травм головы вследствие дорожно-транспортных происшествий или спортивных увечий, инфекционным заболеваниям (менингит и энцефалит), а также неврологическим расстройствам (мигрень и эпилепсия). Часто негативные последствия имеют стрессы и недостаток сна, характерные для периода интенсивного обучения и начала профессиональной деятельности, - рассказал врач-методист краевого Центра медпрофилактики Александр Горячев. - Средняя возрастная группа (35-60 лет) сталкивается с сосудистыми заболеваниями, включая гипертонию и атеросклероз, метаболическими проблемами, такими как сахарный диабет и избыточный вес, а также хронической усталостью и стрессом, возникающими из-за профессиональных нагрузок и семейных хлопот. Начинаются первые проявления возрастных изменений головного мозга.
Люди старшего возраста (60+) чаще сталкиваются с инсультами, дегенеративными изменениями мозга (болезнью Альцгеймера, Паркинсона), возрастными физиологическими переменами в структурах и функциях мозга, а также повышенным риском падения и травмирования головы».