Цены на нефть будут расти в среднесрочной перспективе

Буквально в середине октября Bloomberg опубликовал статью, в которой перечисляет основные причины для нефтяного оптимизма.

   
   

Так, по мнению аналитика  Bloomberg наибольшее влияние на рост цен вверх окажет общее улучшение показателей мировой экономики. В первую очередь за счет экономики Китая. За последние полгода из Китая приходит только позитивная статистика. С начала лета 2107 года индекс PMI фиксировал стабильный рост деловой активности в промышленности в сегменте малого и среднего бизнеса Китая. Такие позитивные сигналы оказывают существенное влияние на цену нефти, которая не снижалась с июня месяца. 

 

Тем временем, Международный валютный фонд изменил прогноз мирового экономического роста на текущий и последующие годы в сторону улучшения показателей. Помимо того, что МВФ дважды повышал ожидаемый рост ВВП Китая, общемировые показатели также были пересмотрены в сторону роста на 0,1% до 3,6% в 2017 году и 3,7% в 2018 году.

Общее сокращение мировых запасов нефти, в первую очередь за счет падения запасов нефти в США, также оказывает свое влияние на рост цены на нефть. По сравнению с прошлым годом запасы мазута и дизельного топлива в нефтехранилищах США сократились почти на 15%, общие запасы сырой нефти и бензина также уменьшились по состоянию на сентябрь 2017г. Ураганы, обрушившиеся на территорию США, привели к перебоям в работе нефтеперерабатывающей промышленности юга США, что дополнительно усугубило ситуацию в августе этого года. 

 

Судя по всему, снижение запасов нефтепродуктов будет наблюдаться в течение всего осенне-зимнего периода, что будет способствовать поддержке высоких цен.

Продление соглашения между странами ОПЕК и Россией о сокращении добычи нефти до весны 2018 года также играет на руку росту нефтяных цен. В завершении своей статьи аналитик Bloomberg Джейсон Шенкер (Jason Schenker) предположил, что последующее продление соглашения о сокращении добычи нефти может вообще не понадобится, поскольку цены и так будут поддерживаться за счёт других факторов.

Тем временем в Российской Федерации в нефтяном секторе также не все спокойно. Главы ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» в письменном обращении к Дмитрию Медведеву пожаловались на налоговую дискриминацию в отрасли и назвали предоставление льгот Самотлорскому месторождению, которое принадлежит «Роснефти», индивидуальным подходом.

   
   

Речь идёт о поручении правительства, закрепляющего за Самотлорским месторождением «Роснефти» льготу по НДПИ. Так, 6 октября Минфин сообщил, что НДПИ для Самотлора будет снижаться на 35 млрд рублей ежегодно. Срок действия «льготного периода» - десять лет.  В то же время компания «Роснефть» обязуется увеличивать нефтедобычу и налоги на Самотлоре. 

11 октября глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сказал, что подобных льгот помимо Самотлора другим нефтедобытчикам не будет, несмотря на внесение Министерством энергетики соответствующего предложения на рассмотрение  правительства.

Главные конкуренты «Роснефти» просят правительство отказаться от индивидуального подхода и разработать единый механизм стимулирования для всех высоко обводненных месторождений. По мнению составителей письма, предоставление льготных условий «Роснефти» ставит компанию в исключительное положение и затормаживает развитие нефтедобычи в регионе. Участники рынка уверены, что приоритетное положение Самотлора обусловлено привязкой его льготы  в пакет условий приватизации «Роснефти».

Избирательное предоставление такой льготы «Роснефти» не только нарушает положения налогового законодательства, но также подавляет использование сырьевого потенциала Западной Сибири, где располагаются их обводненные месторождения.

Алекперов, Богданов и Дюков попросили премьера простимулировать добычу нефти на  действующих высоко обводненных месторождениях принадлежащих компаниям, пообещав взамен нарастить инвестиции в бурение и как следствие обеспечить рост нефтедобычи и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Руководители ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»  предлагают правительству два альтернативных варианта. В первом случае потребуется вернуться к рассмотрению проекта федерального закона, основанного на универсальных критериях предоставления льгот по НДПИ. Во втором случае, перераспределить в пользу других нефтяных компаний квоты в рамках внедрения налога на добавленный доход (НДД) с учетом индивидуальных льгот Самотлорского месторождения. Разница между НДД и НДПИ ​состоит в том, что НДД взимается с дохода от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

16 октября министр финансов Антон Силуанов заявил, что в правительстве уже согласован законопроект, в рамках которого предусмотрен ​добровольный переход на НДД для нефтедобытчиков, разрабатывающих месторождениях с годовой добычей не более 15 млн тонн.
 
В то же время, неофициальный источник в «Роснефти» назвал позицию конкурентов уязвимой и мотивировал их действия, желанием перераспределить квоты компании по НДД в свою пользу.

У правительства Медведева теперь два выхода (равных количеству сторон в этом конфликте). Принять сторону одних, либо других. Оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки, которые сводятся к объему налоговых поступлений от нефтяных компаний в режиме реального времени. 

По мнению Игоря Юсуфова, владельца корпорации «Энергия», текущая позиция Минфина состоит в том, что правила налоговой политики государства должны быть едины для всех налогоплательщиков.

Игорь Юсуфов. Фото: Из личного архива

«Принципы налоговой политики должны стимулировать развитие отрасли и приток инвестиций в добычу нефти. Но в то же время правительство Российской Федерации стоит перед сложным решением – развитие или наполнение бюджета», - сказал господин Юсуфов, в прошлом глава Минэнерго Российской Федерации. 

Предоставив аналогичные льготы по НДПИ остальным участникам рынка, правительство может существенно увеличить поступления в бюджет, но в не раньше чем в среднесрочной перспективе.  А до этого будет наблюдаться дефицит налоговых отчислений в отрасли.  Объем недополученных средств только за первые несколько лет составит десятки миллиардов рублей.  По всей вероятности именно по этой причине, Минфин, который традиционно выступает против льгот для обводненных месторождений, согласился на стимулирующие меры только для Самотлора.

Тем не менее, если прогнозы зарубежных аналитиков по дальнейшему росту цен на нефть подтвердятся, дополнительные доходы дадут правительству больше пространства для маневра, в том числе и в вопросах предоставления льгот крупным нефтедобывающим компаниями России.

Смотрите также: