Пришел, поставил, ужаснулся! Ложное движение кубанской Мельпомены

Фото: АиФ-Юг

Краснодарский край, 27 июня – «АиФ-Юг». У классика мирового кино Вима Вендерса есть замечательный фильм «Ложное движение», где главный герой, начинающий писатель, пытаясь в своем самовыражении идти вперед, совершенно не подозревает, что, к сожалению, совершает движение в никуда, в пустоту, всего лишь двигаясь по кругу.

   
   

Что-то подобное, этакая имитация жизни, сегодня происходит в театральной сфере Кубани, а если точнее, Краснодара.

Ладно, провели «Ночь музеев», потом «Библионочь», казалось бы, пора остановиться в этом нездоровом увлечение культурными сумерками. Так нет, очередь дошла и до наших театров. 

Бедная кубанская Мельпомена была буквально торпедирована «Театральной бессонницей» – акцией, прошедшей в середине июня.

Правда, министр культуры края в одном из телеинтервью поведала, что никакого приказа не было – все сами, радостно и добровольно, себя организовывали.

На самом же деле, дабы хоть как-то прикрыть отсутствие полноценной театральной жизни на Кубани, череду постоянных склок и скандалов, сотрясающих наши культурные храмы, и были запущены имитационные «мыльные шарики» в виде флешмобов, парадов, балов вампиров, больше похожих на шабаш, с первомайскими шествиями. 

А завершила ночную ряженую ассамблею ни больше ни меньше интеллектуальная битва.

   
   

Одним из режиссеров этого самодеятельного зрелища и чуть ли не первейшим на сегодняшний день постановщиком празднеств министерства культуры края явился очень энергичный и инициативный артист театра драмы, на всех углах позиционирующий себя как новатора, просветителя, шоумена.

Вот только зачем солидному ведомству нужна подобная профанация вкупе с дилетантизмом, непонятно. Неужели закончились профессионалы?

 Сезон скандалов, потерь и провалов

Краснодарский театр драмы свой сезон провел, не скучая. Весь год драму сопровождали скандалы и провалы. Основным персонажем этой неприглядной хроники являлся главный режиссер Александр Огарев.

Его битва с критиками и журналистами, с завсегдатаями драмы, с уполномоченными по билетам и прочей театральной «нечистью» стала просто притчей во языцех.

За сезон – семь премьер, если не считать праздничного представления к 9 Мая. Но лишь «Финтифлюшки» Никиты Гриншпуна можно отнести к удаче – остальные полотна, включая «нетленки» самого главрежа, банальная трата бюджетных средств. 

Пригласив для постановки к началу сезона Вадима Романова, известного больше как сериальный актер, главреж постарался создать гостю особые условия – чтоб жизнь медом не казалась.

Вручив Вадиму Валерьевичу крайне нелепое распределение ролей к его будущему спектаклю, несмотря на все мольбы и уговоры занять в своих «Покровских воротах» актрису Веру Великанову, хозяин театра остался непоколебим.

Заслуженная артистка России, мастер сцены в конце концов написала заявление об уходе и покинула труппу.

Признаюсь, это серьезная потеря для театра, но, видимо, не для его руководителей и министерства культуры края, которое на прощание еще и с удовольствием «благословило» актрису.

Сами «Покровские ворота» вызывают странное впечатление – от явного недоумения до саркастического удивления. 

Новогоднюю кампанию отметили не менее славным фиаско – сказочной «Золушкой» в постановке приглашенной из Санкт-Петербурга Светланы Свирко. Более вульгарный, нелепый и беспомощный продукт для детей трудно себе представить.

Главный режиссер же сделал вид, что был сотворен шедевр, а публика и СМИ опять ничего не поняли. И, ангажируя очередного «авангардиста» с брегов Невы, Огарев, видимо, надеялся в случае неудачи вновь все списать на критиков-недоумков и публику. 

Но когда с «Мнимого больного», которого нам в современной интерпретации явил Иван Осипов, с грохотом и обсценной лексикой ушел практически тысячный зал, казалось, искать врагов было бы вовсе нелепо.

Но не тут-то было. Повинен оказался опять недалекий зритель и лжец Осипов, который тайно, обманным путем, в обход руководства театра поставил спектакль!

Неужто и вправду целый месяц «Мнимый больной» репетировался в условиях строжайшей секретности и бедный главный режиссер ни сном ни духом не ведал о готовящейся провокации?! 

И вот здесь подковерная борьба Александра Огарева с директором театра Татьяной Кривошеевой приняла самые скверные формы. Боевые действия разгорелись не на шутку.

Главреж, публично обвинив директора во всех мыслимых и немыслимых грехах, стал направо и налево давать интервью, выставлял себя исключительно невинной жертвой.

Конечно, с Татьяны Кривошеевой никто не снимает ответственности за происходящее, тем более что шлейф театральной «черной вдовы» за ней отчасти тянется. И все-таки творческий лидер ответственность за свою епархию должен нести сам, а не перекладывать ее на плечи другого.

Пришел, поставил, ужаснулся! 

Кстати, три других совершенно «чарующих» спектакля «Кошка на раскаленной крыше» по Т. Уильямсу и проект «Дабл Пулинович» – опять же на совести главного режиссера.

Известную пьесу потрясающего американского драматурга Теннесси Уильямса Огарев умудрился «дописать» так (уничтожив идею и смысл), что даже приглашенные для поддержки столичные критики были немало ошарашены увиденным. 

Вести речь о репертуарной политике вовсе не приходится: один факт, что сразу четыре пьесы молодой драматургессы Я. Пулинович красуются в афише, говорит сам за себя.

Увы, театр полностью зависит от душевного настроения, вкусовых пристрастий и личного графика главного режиссера, который почти полсезона элементарно находился в отъезде, игнорируя зачастую премьеры в собственном театре.

В итоге дело дошло до вмешательства губернатора края, который персонально начал заниматься краевыми подмостками. 

В результате проблеск случился в конце сезона, когда против желания главрежа, но по высшей административной воле в Краснодаре появился Никита Гриншпун. Столичный режиссер, взяв чеховские рассказы, сделал спектакль «Финти-флюшки» с участием московской актрисы Анны Большовой.

Наконец-то мы увидели профессиональный театр, где режиссерский, сценографический помысел не идет вразрез со здравой мыслью. Мы увидели актерский ансамбль и спектакль, композиционно интересно выстроенный, с полетом фантазии, юмора и хорошего вкуса. 

Однако, дав нужный театру и краю материал, собрав хорошую прессу, посеяв надежду на перспективу в своем лице, Никита Юльевич благополучно и молча отбыл в родные пенаты и, кажется, так и не решился встать на капитанский мостик нашего еле живого от катастроф и бед судна.

То есть пришел, поставил, ужаснулся! С одной стороны, его можно понять: театра как такового нет, труппа растренирована, все работает через пень-колоду. И подписывать пятилетний контракт с таким коллективом, конечно же, очень серьезный шаг.

Да и, насколько мне известно, Гриншпуна подобные сроки явно не устраивают.

У Александра Огарева контракт заканчивается в середине августа этого года, и хочется верить, что на этом будет поставлена точка.

Все провалы, скандалы с запасом на несколько десятилетий вперед мы уже получили. Театр, увы, доведен до полного банкротства.

Оголенный нерв Молодежного театра

В непростой ситуации пребывает и Краснодарский молодежный театр, находящийся сегодня без художественного руководства, хотя совсем недавно в качестве одной из возможных кандидатур, рассматриваемых для приглашения на работу с нового сезона, труппе была представлена режиссер из Хабаровска Лина Занозина.

До этого чуть больше полгода пост главного режиссера занимала приглашенная из Москвы Ольга Глубокова. 

С трудом поставив спектакль по Трумену Капоте «Голоса травы», премьера которого состоялась 27 марта этого года, 30 апреля Ольга Гавриловна написала заявление об уходе и спокойно, без всяких манифестаций, покинула театр.

Надо отдать должное силе воли этой отважной женщины, которая оказалась отчасти жертвой обстоятельств и не стала биться за свое место и давать всяческие интервью, изобличая всех и вся, как любят делать другие обиженные режиссеры. 

Так уж получилось: не сложились у нее отношения с труппой, вернее частью ее, которая, к сожалению, не гнушалась ничем, чтобы избавиться от неугодного руководителя.

Поклонники театра, до этого пребывавшие в явных иллюзиях по поводу высоконравственности, духовности нашего удивительного ТЮЗа, воспитанного на высокой классике, увидели, что хваленый моральный кодекс и добродетель коллектива всего лишь витрина.

Скорее в этом плане более целомудренна краснодарская драма, не опускающаяся до пакостей в отношении собственных руководителей, порой выходящих в своем поведении за все приличные человеческие рамки. 

Этот сезон для «Молодежки» тоже был периодом определенных потерь. Из нее в поисках лучшей доли ушли хорошие актеры. Их отток был своего рода запрограммирован несостоятельностью театра, который им уже ничего не мог дать.

Но в труппе, в репертуаре, как ни странно, появился интересный спектакль – «Голоса травы». Чтобы спасти ситуацию, Глубоковой пришлось даже приглашать актеров со стороны.

Кто-то смог вписаться в общий контекст, кто-то не очень, но, надо признать, новая работа достойно вошла в репертуар и, надеемся, долго будет радовать зрителя.

Спектакль – очень ностальгирующий, лиричный, падающий в душу, сделанный с немалым вкусом, – думаем, придется по вкусу самой разной публике. 

Кстати, Глубокова, как никто, угадала настроение театра этой постановкой. Ее «Голоса» – словно открытая рана, оголенный нерв, и жаль, что труппе не хватило мудрости и терпения увидеть, услышать через свою боль – боль окружающего мира и рядом стоящего человека.

Подобная глухота для актера – плохой симптом, она прежде всего может ударить по нему самому. 

Радует другое: город наконец обратил внимание на проблемы театра. Сегодня выделяются значительные суммы на его полную реконструкцию и облагораживание прилегающей к нему территории.

Рассматривается и самый больной вопрос – повышение заработной платы артистов.

А вот кто возглавит «молодежку» – это, конечно же, не менее животрепещущая проблема, так как стены-то можно облагородить, но главное – кто вдохнет в них новую творческую жизнь. 

И здесь остается только надеяться, что у руководства городской «Премьеры» хватит гибкости и дальновидности в решении и этой проблемы.

Артистам же хочется пожелать внутреннего обновления, терпимости, способности вести двусторонний разговор. Пока, как видим, в театр на художественное руководство очередь из Товстоноговых, Женовачей, Бычковых не стоит.

Приговор старой дамы

Еще одна больная тема нашего культурного пространства – Новый театр кукол. Мы постоянно лицезреем его художественного руководителя Анатолия Тучкова, рассказывающего о своих невероятных успехах и чудной внутренней домашней атмосфере.

На деле же что ни спектакль, то катастрофа, а атмосфера радушного дома, по словам сотрудников, всего лишь иллюзия. В театре все решает исключительно семья, то есть супруга и дочь главного. 

Последняя премьера, спектакль «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта в постановке самого худрука, явила полную несостоятельность как режиссера, так и художника театра Юлии Тучковой и первой актрисы Екатерины Кучеренко.

Экзерсисы семейного триумвирата привели в недоумение даже самых лояльных театралов.

На самом деле о плохом качестве мы уже не говорим, налицо тот уровень конфуза и стыда, который заставляет краснеть и прятать глаза даже друзей театра. Одним словом, этим спектаклем Анатолий Семенович Тучков подписал себе полный и безоговорочный приговор как творческая и административная единица.

Нет сомнений, что «Новые куклы» требуют реновации, и прежде всего кадровой, так как уровень подобной любительщины для муниципального учреждения – слишком дорогое удовольствие. 

Настоящая театральная жизнь проистекает в Сочи на сцене Зимнего театра, где весной с успехом прошли трехнедельные гастроли Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова и недельный показ Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».

Курортная столица России, к великой радости, возрождает славную традицию больших гастролей, когда коллективы ездили друг к другу крупномасштабно, основательно.

Так что театральный гастрольный бенефис в будущей олимпийской столице – сегодня дело круглогодичное, неслучайное. Это политика как самих сочинцев, так и руководства концертно-филармонического объединения города. 

Замечательное событие произошло весной и в Краснодарском музыкальном театре. Первый Международный фестиваль современного танца стал настоящим праздником для любителей хореографии.

Три великолепных коллектива посетили наш город, показав свои пусть не новые, но не потерявшие актуальности и красоты работы: «Балет Евгения Панфилова» – «Ромео и Джульетту», авторский театр Раду Поклитару «Киев модерн-балет» – «Болеро» и «Дождь», а «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой из Екатеринбурга – спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть вторая».

Благодаря фестивалю Краснодар прикоснулся к подлинному искусству контемпорари-дэнс (современный танец). 

И здесь хочется сказать слова благодарности инициаторам и устроителям праздника, которые пошли на определенный финансовый риск и не побоялись ввязаться в сложный для Краснодара проект.

Кстати, на ночных словопрениях «Бессонницы» много высокопарно говорили о назначении театра, видимо, забыв, что он должен просто ставить хорошие спектакли. Панфилов, Поклитару, Баганова, как никто другой, нам это и продемонстрировали.

 
Александр Геннадьев 

Журналист, театральный критик