«Подпорченные КВНом»? Кого не берут на учебу театральные вузы

Самая горячая пора у студентов - сессия. Кто-то зубрит лекции, кто-то учит формулы, а кто-то перечитывает классическую литературу, запоминает тексты, записывает свои наблюдения в творческий дневник. В деле обучения актерской профессии своя специфика. Законы зыбки, а главный инструмент познания - сам человек, разгадать которого, «разобрав по винтикам», все равно что увидеть Бога.

   
   

У хорошего актера должен быть баланс

«АиФ-Юг», Юлия Сергеева: Наша встреча происходит в учебной аудитории, в перерыве между показом и разбором актерских этюдов. Будущие актеры пробуют себя в роли режиссеров, а зачем?

Досье
Равиль Гилязетдинов. Заслуженный артист РФ, режиссер, педагог. Актерская карьера началась с краевого драматического театра. Многие краснодарцы помнят его яркие драматические и комедийные роли в спектаклях «Собака на сене», «Женитьба Фигаро», «Женитьба Бальзаминова» и др. В последние годы работает в жанре моноспектакля.

Равиль Гилязетдинов: Раньше, когда актеров учили профессии, такой предмет, как «режиссура», вообще не присутствовал в учебном процессе. И впоследствии актерская успешность всегда зависела от режиссера: к какому мастеру попадешь, в какой театр.  Ребята, которых вы видели, -  это мой первый набор студентов после большого перерыва в педагогической деятельности. Я и не собирался преподавать, поскольку много самостоятельной работы. Но так сложились звезды, я опять здесь.

 - Чем отличаются современные студенты творческих специализаций от ровесников времен вашей молодости?

 - Чем отличаются? Возможно, меньшей начитанностью. Все в Интернет ушли. Мало у них интеллектуальных знаний. Но ребята с прекрасными задатками есть в каждом поколении. Другое дело, когда их много. Тогда педагог не успевает со всеми работать. Это не тот способ преподавания, который я бы назвал оптимальным. Важны индивидуальные занятия, а не общегрупповые.

- Но актер ведь не обязательно должен быть интеллектуалом? Некоторые режиссеры, наоборот, считают, что из «пластилина лучше лепить»?

   
   

 - А я как раз против этого. Сам когда-то столкнулся с этим на практике и понял, что надо быть готовым ко всему, не ждать милости от природы.  И как тут без головы? Был период, когда я много лет «простаивал» в театре, не было приличных ролей, репертуара, режиссуры. И тогда я понял, что надо самому что-то делать. Стал самостоятельно изучать режиссуру. Освоил жанр моноспектакля, театр одного актера.

 - Скажите, а насмотренность важна? Советскую классику нужно обязательно смотреть, чтобы учиться ремеслу?

 - Конечно. Но нужно разбирать роль, чтобы не было тупого копирования, а изнутри шло понимание того, что происходит в кадре или на сцене.  Вот, допустим, к нам приходят учиться ребята из КВН. Как правило, они поверхностны. Или приходят после художественной самодеятельности. Это уже, как мы говорим, ребята «немного подпорченные». Проще научить заново, чем переучить. Таких сразу видно на вступительных экзаменах, стараемся их не брать. Многие отсеиваются и в процессе учебы. «Профнепригодность» - это не пустые слова.

 - Каким набором основных качеств должен обладать актер?

 - Важна эмоциональная заразительность. Ум. Чувства. Воля. На взаимосвязи психики и физики человеческой построена вся система Станиславского. Допустим, есть «актеры с большой головой», как я их называю. Такие много говорят, а выходят на сцену и ничего не могут. А есть, наоборот, «с толстыми ногами и маленькой головой»: когда много хотят, а сделать - мозгов не хватает. Нужен баланс.

Что взял у кукольников?

 - Когда у вас случилось первое знакомство с театром?

 - Довольно поздно, в 9-м классе. Отец - электромонтер, мама - преподаватель начальных классов. Никто специально с театром меня не знакомил. В храме Мельпомены оказался с экскурсией от школы. Но зато я очень любил кино и иногда бегал на сеансы по два раза на день. И когда впервые попал в театр и услышал, как актеры громко «кричат со сцены», меня это очень удивило, я не понимал, зачем?! В кино же все нормально разговаривают. Такая излишняя театрализация меня заставила задуматься. Я сделал для себя вывод, что, возможно, когда ты на сцене, то можешь преодолеть в себе застенчивость. А я был парнем стеснительным. Вот тогда и решил попробовать стать актером.  Готовился поступать во ВГИК, но узнал, что театральное училище есть в родной Казани. И зачем ехать в далекую Москву? Попытал счастья в родном городе. И сразу поступил.  Это было очень сильное средне-специальное учебное заведение, по уровню подготовки гораздо выше Ярославского института, где я получил второе образование.

 - Как судьба привела в театр кукол?

 - Я работал в Тамбовском драматическом театре, а потом с моей женой, актрисой-кукольницей, мы решили изменить жизнь. Приехали устраиваться в Краснодар. Но в Драматический театр меня сразу не взяли. Сказали, что актеры-мужчины моего плана уже есть. А ее не брали в театр кукол, потому что там - переизбыток женщин-актрис и не хватало мужчин. И место в театре кукол предложили мне. Супругу взяли за компанию. И я открыл для себя театр кукол. Он образный, символичный, знаковый. В нем есть то, чего не хватало драматическому театру. Многое в своих моноспектаклях я «взял» у кукольников.  Прежде всего научился минимализму. Мне достаточно одной вещи, чтобы ее обыграть на сцене. Я и своих студентов стараюсь этому учить.

  - Приходило ли к вам разочарование в актерской профессии?

 - Конечно. В перестроечное время. В театре стало скучно, ушел интересный репертуар, интересные режиссеры. Стали возникать раздоры между директорами и худруками.  Не было работы, денег. Сложно было сохранять оптимизм.

Смотрите также: