Примерное время чтения: 7 минут
313

«Крепостная» суть актерского ремесла Театра драмы

Ей прощалось многое, но с нее и спрашивалось по гамбургскому счету

 

В любом театре есть культовые фигуры, артисты-личности, которые даже в самые тяжелые, черные дни достойно держат собственную марку и, несмотря на «крепостную» суть актерского ремесла, сами определяют свою творческую судьбу.

В краснодарском Театре драмы к таким персонам относится заслуженная артистка России Вера Великанова.

Что же такого особенного есть в этой актрисе, если она выпадает из общей массы, из рядов своих не менее заслуженных и талантливых коллег? Конечно же, индивидуальность. 

Будучи актрисой по своей природе, Великанова всегда отличалась какой-то внутренней сексапильностью, чувственностью, что ныне нечасто можно встретить даже у наших молодых, довольно красивых, эффектных артисток, каковые в труппе театра имеются. Наверное, поэтому в свое время в нее была влюблена львиная доля мужской части театрального Краснодара.

А ведь когда она начинала, да и после, в труппе работали актрисы не менее харизматичные, привлекательные и талантливые. Это сегодня в героини прорываются вульгарные парвеню с нулевым обаянием и темпераментом привокзальных буфетчиц, до изнеможения изображающие из себя роковых женщин и великосветских красавиц.

Однако ощущение подлога после встречи со всеми этими горе-героинями еще долго остается горьким осадком на душе. Великановой дешевый маскарад никогда не был нужен, это не ее стиль, она всегда была и есть настоящей, подлинной. 

Актриса тонко чувствует жанр и может быть удивительно трогательной, женственной, пленительной и необыкновенно импульсивной, насмешливой, жесткой, холодной. Ее энергетика пронзает не только партнера по сцене, но и зрительный зал, с которым она умеет говорить и который умеет слушать и понимать.

Равным партнером актрисы может быть не каждый, а лишь тот, кто способен принять эмоциональную волну, исходящую от нее. 

Она умеет импровизировать, увлекаться, в ней есть та легкость, тот полет, внутренняя пластика, которые и являются сутью настоящего искусства. Поразительно, но актриса способна украсить даже ничем не выдающуюся драматургию, вроде Рэя Куни. А так ей подвластен Чехов и Бернард Шоу, Шекспир и Лорка, Стриндберг и Булгаков… 

Ее дуэт из «Двое на качелях» Гибсона с Александром Катковым был настолько живым и органичным, что казалось, эта пара не из сценического – из жизненного пространства.

Ведущий актер театра заслуженный артист России Александр Катков, создавая для Великановой спектакли («Двое на качелях», «Пизанская башня»), всегда достигал цели, попадая в ее органику, личность, суть. Возможно, родство творческих душ и создало этот логичный, умный, талантливый тандем, дуэт.

Надо отдать должное Каткову, режиссеру и актеру, который, когда надо, умеет уходить в тень, наступая на собственное Я, выдвигая свою любимую актрису вперед.

Очень ценил Великанову как актрису и ныне покойный многолетний художественный руководитель театра, руководитель от бога, умный, тонкий, интеллигентный Рудольф Александрович Кушнарев. Несмотря на это, в театре ей никогда не было легко и просто, впрочем, как и любой талантливой, яркой личности в коллективе. 

Как только выпускница ростовского училища искусств появилась на подмостках краснодарской драмы, а это был 1986 год, она мгновенно во всеуслышание заявила о себе, получив сразу три главные роли.

Ворвавшись на кубанские драматические подмостки, словно «беззаконная комета», актриса сразу стала любимицей – не фавориткой, которой никогда не была, а именно любимицей – режиссеров. Ей прощалось многое, но в то же время с нее и спрашивали по гамбургскому счету. И Великанова всегда оправдывала надежды. Тем более что театр заставлял расти, расти профессионально и внутренне.

Будучи потомственной актрисой, выросшей за кулисами, Вера Григорьевна, как никто, знает цену, которую платят за успех и неуспех, знает, что без трезвого взгляда на себя в театре нельзя. 

Так получилось, что в 1980-е годы молодая актриса была первооткрывателем актуальных тем, которые потом становились уже не темой, а проблемой.

Спектакль Николая Никольского «Вся надежда», где она сыграла плохую девчонку из потерянного поколения, выдержал 22 аншлага, и это в то время, когда театры просто пустовали. А ее способность придать любой роли импульс современности, остроту сегодняшнего дня ставят Великанову в особый, избранный ряд художников сцены.

В 35 лет, впервые отказавшись от роли, которой, как она посчитала, перестала соответствовать физически, актриса распрощалась с Фрекен Жюли из спектакля «…И была ночь» А. Стриндберга. То был знаменитый спектакль в постановке Станислава Сальникова и очень яркая, незабываемая работа актрисы. Звездных ролей у Веры Великановой было немало. Чего только стоит Анна из «Железновых», Мирандолина из «Трактирщицы», Элиза Дулиттл из «Пигмалиона». В легендарном «Беге» Александра Синотова прекрасно играли и другие артисты, но великановская Люська до сих пор стоит перед глазами.

Ее энергитика пронизывает не только партнера по сцене, но и зрительский зал

 

Постепенно приходилось отказываться и от этих работ, так как отдельные спектакли на нашей сцене задерживались до неприличия долго. Вообще после рождения второго сына Николая актриса стала выборочно подходить к ролям.

Как-то в театре активно обсуждался ее отказ от участия в спектакле Владимира Портного «Быть или не быть». Но в сорок с лишним лет актриса посчитала неприличным играть молодую мать с двумя грудными младенцами.

А после «Дома Бернарды Альбы» в постановке Зураба Нанобашвили, где она сыграла главную роль и за которую получила премию как лучшая актриса на фестивале «Кубань театральная», Великанова вовсе сделала умелый переход от девочек, девушек к женщинам-матерям. Именно благодаря своему уму, актерской интуиции, отсутствию нездоровых амбиций ей удалось совершить этот шаг. 

Не каждый артист так безболезненно может позволить себе измениться и пойти дальше в своей профессии. И не каждый способен нести магию театра, со своей тайной, непостижимостью. Ведь неприправленный натурализм, в прямом и переносном смысле слова, возможно, и имеет право быть на подмостках, но лишь как элемент, а не как его первооснова и суть.

Сценическое пространство – та территория, где рождаются и живут иллюзия, мечта, красота и душа. Вот только эта тонкая материя, кажется, безвозвратно теряется, а «голая правда», насаждаемая взамен, и на нашей сцене тоже, ведет к внутреннему банкротству. Но это отдельная, очень грустная тема разговора, от которой мы не уйдем, как бы ни старались сделать вид, что все хорошо.

К сожалению, сегодня в театре актриса такого масштаба и таланта практически не у дел. Причины ее тотальной незанятости не хочется озвучивать, о них все знают. Сама Вера Григорьевна в этих обстоятельствах совсем не видится страдательной фигурой, которую срочно надо жалеть.

Жаль театр, жаль зрителя, который любит актрису и пока лишен возможности видеть ее на сцене. Но будем надеяться, что подобный простой – временный, хотя и явно затянувшийся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах