Долгие годы общественность пытается обратить внимание властей на плачевное состояние некогда главного городского погоста: могилы не раз подвергались вандализму, превращались в пристанище для бездомных.
О его дальнейшей судьбе, о казаках, законе и власти наш разговор с известным кубанским историком, руководителем Западно-Кавказского НИИ культурного и природного наследия Виталием Бондарем.
Покой им только снится
- Виталий Вячеславович, когда впервые заговорили о реконструкции старого кладбища?
- Еще в конце 80-х в городе началась работа по инвентаризации захоронений.
В местных газетах появились объявления: кто имеет погребенных родственников на Всесвятском, просьба сдать документы. Потом эта работа затормозилась, в 90-е до кладбища вообще никому не было дела. Вновь вспомнили, когда на углу Аэродромной и Бабушкина затеяли строительство заправки и наткнулись на кости.
Правда, как выяснилось, скелеты были животных, однако случившееся всколыхнуло общественность и заставило вновь обратить внимание на состояние могил. Многие из них по сей день хранят следы надругательства. Помню, задержали группу подростков, из «воздушек» расстреливавших фотографии усопших.
А лет десять назад имел место случай. Фамильное захоронение семья бездомных приспособила под жилье… Все это говорило о том, что кладбище в самом центре кубанской столицы, хранящее в себе историю многих поколений, живет своей жизнью.
- Неужели только сейчас власть созрела для решительных действий?
- Летом прошлого года в очередной раз обозначил проблему, и местная администрация откликнулась. Решили, как только опадет листва, идем на кладбище и будем думать, как осуществить проект.
Время шло, никто ничего не предпринимал. И вдруг этой весной выходит постановление о реконструкции кладбища, а проект этой реконструкции разрабатывает некая строительная фирма, которая не имеет положенной в таких случаях лицензии. Полностью проигнорировали закон, мнение ученых! Тем временем с могил начали исчезать старинные кованые ограды, стал меняться пространственный облик кладбища.
Об этом я и написал в своем официальном обращении к руководству города. К счастью, меня услышали, работы остановили, и сейчас в мэрии создан общественный совет, который будет контролировать дальнейший ход реконструкции.
Болезнь системы
- Не только вам, но и обычному гражданину зачастую непросто найти общий язык с кабинетными работниками…
- Многие умело уходят от конкретных вопросов. Это если чиновник умен. Зачастую сквозит банальное непонимание ситуации. А это уже отражает общую тенденцию «качества» населения. В органах власти сегодня, как мне представляется, жуткий кадровый голод.
С точки зрения образованности, умения принимать решения многие из нынешних управленцев на порядок уступают коллегам советского периода. Политическая близорукость порой доводит до абсурда. Взять историю со знаменитой Шуховской башней - памятником федерального значения.
В позапрошлом году на полном серьезе обсуждался вопрос его переноса в другое место, хотя это явно противоречит закону. Да что там! Посмотрите на наши суды. Мы с соседями два года воюем против застройщика, который вывел 4-этажный многоквартирный дом в частном секторе в нарушение градостроительных норм. На нашей стороне и прокуратура, и администрация, есть все доказательства того, что это самострой. Тем не менее, суд выносит одно за другим решения в пользу предпринимателя...
- Вы некоторое время возглавляли краевой историко-археологический музей-заповедник им. Фелицына, что заставило покинуть пост?
- Ну, во-первых, я устал быть «дипломированным завхозом». Во-вторых, мне тогда (это было шесть лет назад) надоело объяснять тем, «кто наверху», что у нас историко-археологический музей, а не агитбригада по пропаганде идей власти. Чиновники… Они забыли, что по сути своей - обслуживающий персонал для населения.
Повтор сценария
- В эти дни в крае отмечают 215-летие переселения черноморских казаков на кубанскую землю. Какую функцию должно выполнять современное казачество?
- Если обратиться к истории, после Кавказской войны казаки долго не могли найти себе былого применения - охранять и осваивать приграничные территории. Со временем казачьи войска все меньше стали отличаться от регулярной армии. Сейчас во многом происходит повтор «сценария».
Если говорить о формировании казачьих частей в российской армии, нужно четко понимать, какие задачи и в каких войсках они будут выполнять. В целом же возрождение казачества - это процесс объективный, его не надо останавливать. Вопрос только в том, чтобы вектор этого развития имел верное направление. И здесь слово - за учеными и политиками.
ДОСЬЕ
Бондарь Виталий Вячеславович. Родился в 1970 году в Краснодаре. В настоящее время - директор Западно-Кавказского НИИ культурного и природного наследия. Кандидат исторических наук, государственный эксперт по объектам культурного наследия, член Союза архитекторов России; автор почти сотни научных публикаций. Член городского Общественного совета по реконструкции Всесвятского кладбища.
Смотрите также:
- Чиновники под контролем? Есть ли в Краснодарском крае гражданское общество →
- Прецедент Пантелеева.Обманутых дольщиков жертвами не считают? →
- Безразмерная законность →