Чтобы получить место, нужно быть на уровень выше государственного стандарта

   
   

Александр Анатольевич Полиди стал доктором наук в 35 лет. Свои научные идеи успешно применяет на практике и уверен, что преподавать, не выходя из стен аудитории, неэффективно.

Лукавство государства

- Часто выпускники пытаются поступить на популярные факультеты. Как вы думаете, чтобы добиться успеха, достаточно хорошего образования по модной специальности?

- Однозначно - нет. Рынок труда в России имеет крайне перекошенную структуру.

С одной стороны, огромный переизбыток специалистов с высшим образованием, а с другой - не хватает хороших инженеров, тех же экономистов и юристов. Проблема в том, что тот уровень квалификации, который сегодня дает высшее образование, является усредненным, базовым, недостаточным для успешной карьеры. Студенты должны быть очень сильно мотивированы, чтобы получить специальность. Мы живем в условиях рынка, и он требует специфического качества подготовки. Дело самого специалиста - слепить из себя такого, который был бы востребован в деле.

Согласитесь, основная масса студентов выполняет только учебный план. А что сегодня еще нужно? Хорошее знание иностранного языка, свободное владение компьютером. Неплохо бы иметь узкую специализацию. Чтобы получить место, нужно быть на уровень выше государственного стандарта.

- В крае не хватает рабочих рук. Молодежь не может устроиться на работу, но идти на имеющиеся вакансии не хотят. Как решить эту проблему?

   
   

- Исключительно экономическим способом. Никакие государственные программы, открытие новых колледжей и ПТУ не поможет. Народ пойдет осваивать эти специальности, когда рабочие профессии будут достойно оплачиваться и вернется их престиж, хотя бы на советском уровне. Понятно, что большинство выпускников пытается поступить в вузы.

Даже тем, у кого недостаточно знаний, государство предоставило возможность получать образовательные услуги за деньги. Но здесь есть элемент лукавства - никто не обязуется этих ребят трудоустраивать.

- Раньше бытовало мнение, что хорошую работу можно получить либо имея какие-то связи, либо заплатив за это деньги.А как сейчас?

- Уверен, это в прошлом. Возможно, такие вещи имеют еще место быть в госструктурах, но в бизнесе никто не сможет заставить владельца взять специалиста, который ему не интересен.

На предприятии, где все завязано на прибыль,любой блат обречен на провал.

Наука омолодилась

- Раньше ученые степени получали люди взрослые, солидные. Сейчас кандидатом наук можно стать в 25 лет. Наука омолодилась?

- Жизнь становится более динамичной. Тот информационный доступ, который есть сейчас, позволяет за три года выполнять объем работы, ранее рассчитанный на 10 лет. Доступы к информации глобальные. Мы можем участвовать в различных семинарах, симпозиумах как реально, так и виртуально. Границы стерлись. Кстати, на западе средний возраст ученых 30-35 лет.

- Но у нас труд ученых обесценен. Та зарплата, которую получают кандидаты наук, едва дотягивает до средней в крае. Почему?

- Это отголосок той девальвации, которая произошла в стране в 90-е годы. Людям приходилось выживать, государство было нищим и не могло достойно оплачивать труд не только преподавателей вузов, но и учителей, врачей. Если сравнить социальный статус и уровень доходов нашего ученого с западным, разница колоссальная. Тем не менее, на мой взгляд, ценность труда ученых, общественное признание восстанавливается.

Правда, для этого приходится жить в довольно напряженном ритме. Сегодня ведущие ученые и преподаватели высшей школы весьма востребованы, они входят в различные экспертные организации, действительно занимаются исследованиями. Возможно, та ситуация которая сложилась,подстегивает ученого к саморазвитию, самосовершенствованию. Преподаватель,который находится только в рамках аудитории, вряд ли может научить студента чему то дельному.

Я уверен в том, что обучать может только тот человек, который сам этим занимается на практике. Пускай даже по совместительству. Ведь книжные знания не всегда соответствуют тому, что происходит в реальной жизни.

- Один мой знакомый профессор говорил, что в науку приходят не за деньгами.

- Да, в науку приходят энтузиасты. Но как экономист я считаю, что должен быть виден и результат труда. В стране были деформированы ценности и почему-то в общественном сознании сформирован образ ученого - затворника, человека не от мира сего. И что самое обидное - нищего человека. Во всем мире ученые -элита общества. Это люди востребованные, авангардные, несущие новые ценности. Общество к таким людям не только прислушивается, но и пытается подражать им.

- Александр Анатольевич, сейчас много говорят о второй волне кризиса. Вы говорите, что это время стагнации, замедления экономики. Что делать, чтобы выйти из этой ситуации без потерь?

- Кризис - это ведь время не только обвала и падений. Но еще и время созданий. Нужно четкое понимание, что ты делаешь, и делать это лучше, чем раньше. Для российской экономики, на мой взгляд, кризис вообще благо. Почему Потому что те легкиеденьги, которые имели место быть, ушли. К чему они привели? Мы стали терять конкурентоспособность, и так невысокую.

Разве не позорно, что по ее уровню мы находимся на 120-х ступеньках мирового рейтинга?

А по качеству жизни опустились на 89 место? Государство должно быть человеческим, ориентированным на удовлетворение потребностей каждого человека - в комфорте, в обеспеченности, в спокойствии, в реализации своих возможностей.

Смотрите также: