Тайна боярыни Галки. Где на Кубани искать несметные старинные сокровища

«Говорят, до Великой Отечественной многие здания в станице Ленинградской Краснодарского края соединялись подземными переходами со множеством ниш и тайников. До нашего времени они сохранились частично в центре: под зданиями ЗАГСа, гимназии, паспортного стола... Молва утверждает, что порой из подземелья доносятся стоны неприкаянной хуторской Боярыни, охраняющей несметные богатства, - пишет читатель «АиФ-Юг» Юрий Харчук. - Как ни удивительно, мистическое предание имеет под собой историческую основу...»

   
   

Драгоценный груз

Начать рассказ следует с событий далекого 1917 года. Именно тогда, как следует из документов, хранящихся в архивах северной столицы, из Петрограда в Ейск, старый купеческий город на Азовском побережье, отправился первый (из трех) эшелонов с ценным грузом. Вагоны были буквально набиты золотом, серебром и прочими ценностями. Также на юг отправилось спецоборудование для чеканки монет, медные, серебряные и золотые пластины для их изготовления.

Происхождение ценный груз имел легальное, все это были вклады Петроградской ссудной казны. В этом ломбарде государственного масштаба хранились частные вклады в монетах из драгметалла, ювелирные украшения и коллекции антиквариата, принадлежащие богатейшим людям своего времени (в том числе семье Романовых).

В Петрограде, как мы знаем, было неспокойно. Поэтому-то в октябре 1917-го временное правительство, возглавляемое Керенским, и приняло решение об эвакуации сокровищ в Москву (туда отправилось 90-95% всех ценностей) и Ейск. Только в одном из трех ейских эшелонов, согласно сохранившейся описи, ценных вещей насчитывалось на сумму, превышавшую 4 миллиона рублей. Учитывая, что, равно как и сегодня, в России было принято занижать истинную ценность груза, чтобы не платить страховые сборы, о действительной его стоимости можно только догадываться.

Верный след

Поменяв дислокацию на спокойный Ейск, ссудно-сберегательная касса не осела бездвижно в хранилищах. Она продолжила свою работу и по-прежнему выдавала вклады и ссуды. Для этого из Петрограда в кубанский городок переехали 110 служащих, обеспечивавших работу казны на новом месте. В Ейске несметные сокровища находились около 8 месяцев. К весне 1918-го революционные настроения, выражавшиеся лозунгом «грабь награбленное», докатились и до курортного местечка. Имущество кассы пришлось быстро спасать.

   
   

Темной ночью в стоявший под парами эшелон погрузили драгоценные ящики и повезли их через Тихорецкую (там простояли неделю) на Екатеринодар. По пути, у станицы Щербиновской, на эшелон было совершено нападение, часть ценностей разграбили. Не исключено, что в грабеже участвовали жители окрестностей, оповещенные о ценном грузе по сарафанному радио.

С тех самых пор интересовались судьбой сокровищ, делали попытки найти хоть какой-то их след многие. В том числе известный в станице Ленинградской человек, бывший директор станции юных техников Александр Григорьевич Филобок. Он исследовал множество подвалов и схронов Новощербиновской и прочих поселений района и в 2001 году получил доказательство того, что зона поисков верная.

Один фермер принес ему фотографии из семейного альбома. На снимках были запечатлены его дед и отец за работой в кузне. В разных ракурсах, в том числе и возле пресса. И - великая удача! Сам этот пресс сохранился. Примечательным в нем было клеймо с аббревиатурой СМД (Санкт-Петербургский монетный двор). Порасспросив стариков-старожилов, Филобок выяснил, что в Щербиновском районе этого оборудования, особенно вблизи ж/д путей, валялось немало (видимо, в ходе грабежа его просто выкидывали из вагонов.) В гражданскую войну ценность оно представляло разве что для мастеров, работающих по железу, вот и разобрали по кузням. Логично предположить, что точно так же - по-хозяйски, на черный день - были припрятаны и сокровища.

Жадность женщину сгубила

Не приходится сомневаться, что в кровавой мясорубке Гражданской войны уцелел далеко не каждый из новых владельцев ценностей. Наверное, немало их погибло, никому не сообщив, где сокровища спрятали. Но говорят, вещицы из казны периодически «всплывали» в голодные 30-40-е годы ХХ столетия - чтобы выжить, люди меняли их на еду. В чьих же руках могло сконцентрироваться богатство?

Местные предания сохранили историю об одной предприимчивой даме, обиравшей земляков. Якобы в конце 20-х - начале 30-х она имела доступ к продовольственным складам и меняла на продукты обручальные кольца, золотые и серебряные часы, иконные оклады, перстни, монеты… Молва приписывает ей и владение трехпудовой (48 кг) статуей «Голубиная ангелица», изготовленной из чистого золота, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, черным жемчугом и другими драгоценными камнями. В народных сказах она известна как хуторская боярыня Галка. Так прозвали ее за стяжательство и стремление к красивой и роскошной жизни.

По легенде, Галка плохо кончила. В итоге ей жестоко отомстили бедствующие станичники, заживо замуровав в каком-то подвале, где она обустроила свое золотохранилище. Находятся люди, которые утверждают, что лично слышали доносящийся из-под земли вой. Наверное, просто ветер? А может, это призрак воет, навеки обреченный сторожить свой клад?

Смотрите также: