«Должна захватить и унести». Писатель о том, как слово может изменить жизнь

Регина Виноградова / АиФ-Юг

Елена Логунова – автор иронических детективов, литературный редактор. Она довольно активна в соцсетях, но мне больше всего нравятся ее «Записки злого редактора», когда она выписывает смешные ляпы авторов. Правда, редактор все-таки не злой, а тоже ироничный, как и ее произведения. Сейчас Лена с семьей живет на два города – в Санкт-Петербурге и в Краснодаре. О том, чему учит книга, действительно ли она может вылечить и о многом другом в нашем интервью с писательницей.

   
   

Нужны события и впечатления

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Лена, зачем вы живете на два города?

Елена Логунова: Я писатель, хочу писать, получать впечатления и делиться ими. Для этого в Питере все есть – музеи, театральные представления, спектакли. Много книжных, окололитературных событий – фестивали, встречи с писателями и т. д. Например, в Ленинградской области один известный литературный деятель открывает книжный магазин в небольшом поселке. Для маленького населенного пункта это событие. Другая писательница проводит акцию «Спасем книжный». Она и ее сподвижники собирают неравнодушных людей – писателей, читателей, журналистов, чтобы помочь одному конкретному магазину. Еще один писатель, живущий в культурной столице, проводит разные полезные курсы для начинающих авторов. В результате те находят издателей и выигрывают престижные конкурсы, благодаря чему книги становятся известны широкому кругу людей.

Что происходит в окололитературной жизни Краснодара, я, к сожалению, не знаю. Правда, слышала, что независимый книжный магазин «Чарли» провел встречу с Лизой Лосевой, получившей премию «Русский детектив» как автор года. Она прекрасный писатель, я редактировала несколько ее книг. Но что насчет краснодарских писателей? Как они себя проявляют? Признаюсь, хоть очень люблю свой город, но в Краснодаре мне не хватает событий.

Что порадует писателя

– Сегодня довольно популярными стали встречи читателей с писателями. Как вы думаете, насколько они важны для одной и другой стороны?

– Если я иду на встречу с писателем, то, как правило, это человек, которого знаю. Людям интересны люди, их мнения и взгляды. Читателю важно убедиться, что человек, книжки которого он любит, откликается ему своими мыслями и вживую, что у него похожие ценности. Читателю важно это осознавать.

   
   

Что касается писателей, любой человек, немного знающий эту «кухню», понимает, что такие встречи нужны для продвижения, анонсирования новой книги, ну и для того, чтобы автора знали в лицо.

Лично для меня, читатель, пришедший на встречу со мной, – это факт признания, неоспоримое доказательство того, что людям интересно мое творчество. Количество переизданий, миллионные тиражи и т.д. – это просто цифры. У меня сотня книг. Этот факт, хоть и приятен, но стоит, скорее, как галочка. Он по-настоящему не трогает, не греет душу. А когда я вижу, что кто-то покупает или читает мою книгу в автобусе, на пляже или люди ко мне подходят за автографом, я действительно радуюсь.

И сюжет, и слог

– Лена, в наш век высоких технологий, когда информацию можно получить откуда угодно, для чего нужна книга?

– Я не могу ответить за всех, каждому свое. Мне как читателю нужна интересная история, которая хорошо написана или рассказана. Чтобы книга заинтересовала, в ней должен быть увлекательный сюжет либо хороший слог. В идеале – и то, и другое. Книга должна захватить и унести.

Книга для автора – возможность создать другой мир, более позитивный и веселый.

В качестве камертона у меня остались детские впечатления. …Мне было лет 10, и я читала Конан Дойля, рассказы о Шерлоке Холмсе. Был прекрасный летний вечер, дома я находилась одна. На улице за окном гуляла мама с моей младшей сестренкой, доносились какие-то людские голоса… А я сидела на стуле, поджав ноги, и боялась пошевелиться. Мне было страшно от того, что я читаю и что произойдет с героем. Тем не менее, я не могла оторваться от произведения, и все, что существовало в реальности, до моего сознания не доходило. Настолько меня захватил рассказ. Или другой случай. Я садилась за фортепиано, мне надо было заниматься, а на пюпитр вместо нот ставила «Трех мушкетеров». Пальцы по клавишам как-то сами собой топали, мама с кухни слышала, что дочь занимается… А дочь уносилась в приключения и была счастлива. Мне до сих пор нравятся такие книги.

Да, появились другие удобные способы получения информации. Но мне кажется, что те, кто полюбил чтение как процесс, от него уже не откажутся. Кстати, книга способна увлечь гораздо больше, чем какой-то сериал. Знаете почему? Каждый из нас по-своему видит персонажей, по-своему видит сюжет. Читая одно и то же произведение, мы все видим разную картинку. Мы расцвечиваем сюжет сами и как бы являемся соавторами этой книги. А фильмы – это только то, что нам хотят показать. Поэтому мы зачастую разочаровываемся, когда видим картину, снятую по любимой книге. Просто наши представления не совпали с режиссерскими.

«Когда дочь читает вас, она смеется»

– Говорят, книга и учит, и лечит. Во всяком случае, если есть душевный дисбаланс, любимая книга помогает расслабиться и успокоиться. Есть ли у писателя такая задача?

– Я всегда писала то, что мне нравится, не особо задумываясь, а что дальше. Но в какой-то момент, пообщавшись с конкретными реальными людьми, я поняла… какая-то подобная миссия (хотя слово звучит слишком пафосно и высоко) у автора есть.

Однажды я познакомилась с женщиной, оказавшейся большой поклонницей моего творчества. Она покупала все книжки, которые у меня выходили, и относила их своей дочери. Девочка страдает от тяжелой болезни, мучается от физического дискомфорта. Женщина тогда призналась: «Когда дочь читает ваши книжки, она смеется. И, конечно, я готова ради ее смеха, ради того, что она отвлечется от своих болей, покупать ей все, что угодно. Тем более если это книги».

В тот момент в моей душе что-то перевернулось и, может быть, я почувствовала ответственность. До этого же случая у меня было некое смущение, что я пишу несерьезную литературу.

Обязательства и издательства

– Лена, а у вас есть страх чистого листа?

– Нет.

– А вы можете не писать? Вам обязательно вылить на бумагу все, что думаете, или писательство для вас все-таки работа?

– С одной стороны, да, это любимое занятие, я с удовольствием берусь за перо. Но, с другой, полноценным отдыхом назвать это нельзя. Я же не просто пишу, у меня есть обязательства перед издательством написать и сдать определенное количество произведений, соответственно, у меня есть графики. Должна сказать, что сложнее всего, когда основная часть уже готова. Казалось бы, остается каких-то страниц 50-60, надо увязать все ниточки, подчистить «хвосты» и перенести на бумагу, так как в голове картина уже вполне сложилась. Но тут начинается то одно, то другое. Я нервничаю, муж говорит, что со мной невозможно общаться… В конце концов книга-таки рождается на свет, и все счастливы. Естественный процесс.

– Вы переживаете за своих персонажей или делаете с ними что хотите?

– Второстепенных персонажей, которые мне не очень дороги, я, простите, могу и убить. В книге, естественно. А своих, любимых, (это наверняка видно и читателю), если в какую-то сложную ситуацию и поставлю, то выведу, это гарантированно.

Книга для автора – возможность создать другой мир, более позитивный, более веселый, который зарядит оптимизмом и вселит надежду.

И талант, и мастерство

– Лена, в соцсетях люблю читать ваши «Записки злого редактора», где вы собираете разные ляпы авторов. Иногда кажется, что человек совсем не владеет русским языком. Вопрос вот в чем: зачем издателю или редактору тратить время на человека, который не дружит со словом?

– Могу задать встречный вопрос, а зачем нам художественная самодеятельность? Зачем все эти шоу талантов? Наверное, затем, что есть надежда, что среди всей этой крапивы обнаружится роза. Чтобы стать более или менее известным писателем, надо иметь талант и мастерство. Первое – от Бога, а второе – это навык, который приобретается. Плюс хорошая редактура, которая в общем-то творит чудеса. Я всегда это сравниваю с процессом деревообработки. Если мне приволокли сосну, я могу пообтесать ее, убрать лишнее и сделать бревно. Если мне в работу дали уже бревно, то из него можно сделать и фигуру, пусть и корявенькую. А если мне принесли хотя бы буратинку – с ручками и с ножками, то мы вместе с автором можем его отшлифовать, отполировать, и это будет произведение искусства. Поэтому, на мой взгляд, надо пробовать, трудиться, давать своему слову шанс прозвучать. Вдруг оно кому-то поможет!