40 лет за гончарным кругом. Почему керамика снова в моде

Сергей Борисовский / Из личного архивa

Искусственный интеллект уже сейчас начинает вытеснять многие профессии, особенно те, где требуется выполнение рутинных задач. Вот только гончар – не просто профессия, а дар, и его никакая нейросеть не заменит. Керамика появилась больше 20 тысяч лет назад, и сегодня гончарный круг еще вертится. Сергей Борисовский из Северского района создает своими руками посуду и скульптуру 43 года. Мы поговорили с мастером о том, как начинал свое дело и как видит будущее ремесла.

   
   

Врубель вдохновил

Сергей Михайлович живет в станице Азовской, у него своя мастерская, где проводит много времени. Сейчас он в основном занимается художественной и скульптурной керамикой, а еще учит гончарному делу детей.

«Родился я в Туапсе, в Краснодаре окончил живописное отделение художественного училища, после учебы пошел работать в среднюю общеобразовательную школу, преподавал там рисунок и черчение. Правда, недолгая была у меня учительская карьера, устроился на крупное художественно-промышленное предприятие по дизайну, интерьеру, упаковке. Работал оформителем, проектировщиком интерьеров, - рассказывает он. – По большому счету ничего не предвещало, что я стану гончаром, пока не попал с экскурсией в Третьяковскую галерею в Москве. Там я наяву увидел работы Врубеля и понял, что хочу заниматься творчеством».

Обстоятельства сложились так, что Сергей Михайлович уехал в Киев, где прожил почти 15 лет. Именно там и начался его путь гончара.

«Там ремесло было хорошо развито, функционировали и комбинаты, и частные мастерские, проводились ярмарки, куда мастера привозили свою продукцию. На одной из них познакомился с гончаром, у которого стал учиться лепить из глины. Постепенно начинал брать заказы, изготавливал керамические изделия, панно, скульптуры. С материалами проблем не было», - говорит мастер.

Передать опыт

Так увлечение стало делом жизни. В 1990 году Борисовский вернулся в Краснодар и стал более серьезно заниматься гончарным производством. Работал с товарищами в кооперативе, а потом ушел в свободное плавание. Сегодня у Сергея Михайловича две мастерских – для живописи и керамики, две печки. Он делает как традиционные предметы кухонной утвари: макитры, глечики, кувшины, горшки, так и принимает индивидуальные заказы. А еще у него собственная творческая студия для детей. Гончар уже 10 лет передает свои умения мальчишкам и девчонкам. Всего 15 подопечных, но с каждым из них занимается индивидуально.

   
   

«Если мама или папа захотели, чтобы ребенок что-то творил на гончарном круге, я такое не приветствую. Главное, чтобы дети сами хотели работать с глиной. При этом вовсе не обязательно становиться в будущем гончаром, важно проявлять интерес к делу сегодня и получать от этого удовольствие. Ребятишки приходят ко мне, как правило, после того, как на ярмарках увидели мои работы, - продолжает Борисовский. - Есть у меня ученики их Тихорецка, Сочи, приезжают ко мне несколько раз в месяц. В этом году у нас в районе провели фестиваль молодых и начинающих гончаров, большая часть выставленных работ была сделана руками детей из моей студии. Горжусь ими. Кстати, обещают, что этот фестиваль будет проводиться в станице Северской ежегодно».

У Сергея Михайловича много учеников. Долгое время он преподавал в колледже культуры на отделении керамики и гончарного искусства. Кстати, некоторые выпускники продолжают дело, которому обучил их Борисовский.

«Переживает ли гончарное производство второе дыхание? Ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, нас, гончаров, часто приглашают на различные выставки, ярмарки, но как добраться туда и довезти изделия, приходится решать самому. Пока мастера делают это на энтузиазме. Организационные моменты – непростая задача».

Кто покупает?

Много и других забот у гончаров. Приходится вести расход на ремонт и обслуживание печей, платить за газ, электричество иди дрова. Доходов порой не хватает покрыть эти траты.

Зато что ценят кубанские гончары, так это взаимовыручку и дружбу. За много лет в крае сформировалось профессиональное сообщество, в котором, по словам Сергея Михайловича, нет ни зависти, ни конкуренции. Наоборот, мастера делятся друг с другом секретами и находками.

«И вместе с тем гончарное дело развивается, идет вперед, - говорит он. – Появляются новые виды керамической глазури, мастера постоянно в поиске оригинальных форм и необычных сочетаний. Запрос от потребителя есть, наши изделия востребованы в быту. Люди покупают миски, заварные чайники, чашки, кружки, кувшины. Кстати, последние сейчас достаточно востребованы. Свою продукцию реализовываем в основном на ярмарках. У меня, например, на два месяца вперед расписаны все события, обычно две выставки в месяц посещаю. По желанию можно и каждую неделю на них ездить, но я выбираю наиболее интересные и выгодные для меня. Например, на побережье выставляюсь редко, так как затраты превышают выручку. А недавно ездил в Адыгею на фестиваль сыра, продал почти все, что привез. Осталось 5-6 изделий из полусотни».

Новые идеи мастер черпает повсюду: что-то подсматривает на фестивалях и ярмарках, что-то узнает из журналов и кино, в разговорах, искусстве. А еще его вдохновляет природа.

По словам мастера, покупатели бывают разные, но можно выделить особую группу. Это женщины – большие любительницы красивой посуды, в том числе керамики.

«Таких видно издалека, они подходят с горящими глазами, с интересом выбирают, расспрашивают. Есть у меня постоянные покупательницы, они звонят, узнают о новинках и где я буду выставляться, чтобы их приобрести. Они не только пользуются изделиями в повседневной жизни, но и коллекционируют их, - продолжает гончар. – Признаются, некоторые предметы просто ставят на полку, чтобы любоваться. Ведь каждая кружка эксклюзивная, как и любая ручная работа, повторить невозможно. Даже сам мастер не сможет одно и то же изделие выполнить точь- в-точь. Порой огонь во время обжига творит непредсказуемое. Например, выкрасил изделие в розовый цвет, а из печи достал зеленое. Чуть больше огня – один оттенок, чуть меньше – другой. Имеет значение и толщина слоя глазури. Словом, учитывать надо много нюансов».

Идеи повсюду

Почти вся посуда в доме Борисовского сделана им самим, причем некоторым кружкам больше 30 лет. Новые идеи мастер черпает повсюду: что-то подсматривает на фестивалях и ярмарках, что-то узнает из журналов и кино, в разговорах, искусстве. А еще его вдохновляет природа.

«Недавно смотрю, с окна упала солнцезащитная фольга, лучи солнца так играли на блестящей поверхности, что со стороны казалась красивая фигура барса. Я сразу сделал зарисовку и перенес ее потом на керамику», - сказал Сергей Михайлович.

В гончарном деле тоже есть мода. Одно время быстро расходились заварочные чайники, потом стали востребованы чайные пары, а сейчас вырос спрос на винные кувшины. Борисовский, конечно, старается следить за тенденциями, но чаще всего лепит изделия по зову души».