Библиотеки были роскошью. Как и где появились первые хранилища книг

Человечество с давних пор стремилось сохранить знания и передать их потомкам. Сначала записывали информацию на папирусах, глиняных табличках, камнях. Все эти «документы» хранились в особых местах, куда имели доступ лишь знатные люди и жрецы. История развития библиотек показывает, что знания всегда были роскошью, доступные избранным. В рамках нашего проекта «Книга учит, книга лечит» проведем небольшой экскурс в историю развития библиотек.

   
   

Пророчества, погода, мифы

Первые библиотеки Древнего мира представляли собой хранилища глиняных табличек с клинописью, которые располагались в храмах шумерской цивилизации. Самые ранние из них датируются 2600 годом до н.э. Таблички были толщиной в несколько сантиметров, но отличались формами и размерами. Для их изготовления жидкая глина заливалась в деревянную форму, на поверхности записывался текст, а затем табличку клали на солнце или запекали в печи, чтобы она затвердела и высохла. Для хранения таблички ставились рядом на боковую сторону: на каждой из них был указан выделявшийся заголовок, по которому можно было понять, о чем идет речь. Первые подобные библиотеки появились в Юго-Западной Азии – на территории от Месопотамии (современный Ирак) до побережья Нила (Египет), где зародилась письменность за 3 тысячи лет до н.э. В этих записях содержится информация о купеческих сделках и описи имущества, что говорит о конце доисторической эпохи и начале истории Древнего мира.

То же самое можно сказать и о первых записях, сделанных на папирусе в Древнем Египте. Самые ранние древнеегипетские архивы были найдены в Угарите: помимо переписки и описи, на табличках могли быть записаны и тексты для начинающих писцов. Доказательством первой библиотечной системы служат находки, датируемые 1900 годом до н.э. (Ниппур) и 700 годом до н.э. (Ниневия). Более 30 тысяч глиняных табличек библиотеки Ашшурбанипала были найдены в Ниневии, что открыло для современных ученых богатство месопотамской литературы, религиозной и административной деятельности. Среди открытий были миф о сотворении мира «Энума элиш», отражающий традиционное вавилонское мировоззрение; Эпос о Гильгамеше; множество текстов с пророчествами, в которых упоминались фазы луны, движения планет и звез­д, Солнце и солнечная корона, пятна на солнце и солнечные затмения, а также погода (дожди, грозы, молнии и облачность); тексты по астрономии и астрологии; списки слов и двуязычные словари; знаки и синонимы слов; наконец, список медицинских диагнозов.

Одна из древнейших библиотек была в Китае и принадлежала императорской династии Чжоу, а хранителем книг в ней был философ Лао-цзы. В некоторых старинных китайских библиотеках, не сохранившихся в первозданном виде до наших дней, были найдены следы каталогов, что подтверждало существование профессии библиотекаря в то время. В 213 году до н.э. император Цинь Шихуан приказал уничтожить большую часть неугодных ему книг, и только при династии Хань удалось окончательно остановить эту политику. Тогда были созданы три императорские библио­теки, а еще раньше Лю Синь создал первую классификацию книг. Содержимое каталога записывалось на свитках из шелка и хранилось в шелковых мешках, а со временем разработка бумаги и печати оказала большое технологическое влияние на работу библиотек.

Еще и усыпальница

Если говорить о крупнейшей и самой значимой, то эта была Александрийская библиотека, находившаяся в Древнем Египте, Свой расцвет она пережила в эпоху династии Птолемеев, став крупным образовательным центром в III веке до н.э. И оставаясь таковым до завоевания Египта римлянами в 30 году до н.э. Открылась библиотека при правлении Птолемея I Сотера или его сына Птолемея II Керавна. Именно в Александрии действовала первая система организации библиотек. Библиотека Цельса в анатолийском Эфесе (ныне турецкий Сельчук) была построена в 135 году нашей эры Тиберем Юлием Аквилой Полемеаном и названа в честь его отца, Тиберия Юлия Цельса Полемеана. В библиотеке хранилось около 12 тысяч свитков, а сама она служила усыпальницей Цельса. Строительство началось в 113 или 114 году нашей эры. Библиотека была разрушена в результате землетрясения и долгое время была видна только часть фасада; остальную часть руин библиотеки в 1903 году нашли австрийские археологи.

Частные библиотеки, составленные из рукописных книг, появились в Древней Греции в V веке до н.э. И были исключительно греческими Прославленные коллекционеры античных рукописей и книг были упомянуты в конце II века до н.э. в книге «Пир мудрецов», однако римлянами этот труд особо не замечался. В эпоху Августа около римских форумов также появились библиотеки – например, в Портике Октавии, около театра Марцелла, в храме Аполлона Палатинского и в Ульпийской библиотеке на Форуме Траяна. Государственные архивы хранились в здании на склоне между Римским форумом и Капитолием. Частные библиотеки появились в эпоху Поздней Республики, когда Сенека в своем труде «De tranquillitate animi» раскритиковал владельцев библиотек, которые роскошно украшали здания и наполняли их разнообразными материалами, но сами едва могли бы прочесть хотя бы заголовки книг.

   
   

Надо сказать, что библиотеки были предметом роскоши: у Цицерона в Тускулуме, у Мецената на нескольких виллах и у Плиния Младшего (согласно сохранившимся письмам). На Вилле Папирусов в Геркулануме частично сохранилась греческая библиотека в вулканическом пепле, где удалось отыскать сохранившиеся папирусы. Археологи полагают, что под пеплом погребена латинская библиотека, которую еще предстоит открыть.

Доступ к свиткам

На Западе первые публичные библиотеки появились в эпоху Римской империи, поскольку каждый правитель Рима стремился открыть больше таких хранилищ, чем его предшественник. Первую пуб­личную библиотеку под названием «Анла Либертатис» в Риме учредил Гай Азиний Поллион, полководец и консул Римской республики, в 39 году до н.э. после победы над парфинами в Иллирии. Библиотека повысила статус Рима в ойкумене и позволила бросить вызов Александрийской, которая считалась самой лучшей. Ее главное здание находилось недалеко от Римского форума, а в ней самой были отделения книг на греческом и на латинском; позже подобный принцип разделения работ был принят во всех римских книгохранилищах. В конце граж­дан­ских войн, завершившихся смертью Марка Антония в 30 году до н.э., Август предложил реконструировать разрушенные здания Рима и в ходе работ открыл еще две публичные библиотеки. Веспасиан построил одну из главнейших библиотек Рима – Библиотеку на форуме Веспасиана, известном как Форум мира. Она была построена по традиционной схеме, в ней были два зала с рукописями на греческом и на латыни.

Кстати, одной из сохранившихся до наших дней стала Ульпийская библиотека, возведенная при императоре Траяне в 112-113 годах на Капитолии. Колонна Траяна разделяла греческий и латинский залы, находившиеся друг напротив друга. Зал был высотой в 15 м, с учетом крыши – 21 м.

В отличие от греческих биб­лиотек в римских читатели имели прямой доступ к свиткам, хранившимся в отдельном зале на полках. В комнате можно было читать и переписывать; в записях сохранились редкие упоминания о заимствовании книг. К слову, доступ в частные хранилища открывался очень редко, а с теми, кто получал доступ, часто беседовали библиотекари перед предоставлением книги.

Знания Древнего мира

В эпоху поздней античности и начала Средних веков, когда Рим пришел в упадок, но в городе оставалось 28 пуб­личных библиотек. Империя раскололась на две части, а в 330 году император Константин I Великий перенес столицу в Византиум, переименованный позже в Константинополь (ныне Стамбул). Римская интеллектуальная культура, процветавшая в древние времена, подвергалась преобразованию под воздействием христианства, и культурный центр был перенесен уже в сторону Византии, где библиотеки делились на четыре типа по владельцам и предназначению: императорская, патриаршая, монашеская и личная. На Западе эллинистическую культуру рассматривали как языческую и стремились подавить любые ее следы: тщательно следили только за христианскими книгами (Священное Писание и духовная литература), которые были представлены в форме так называемого кодекса, а античные работы были попросту брошены на произвол судьбы и стирались. На Востоке, однако, многие античные работы переписывались в форме кодекса и поэтому сохранились в монашеских скрипториях Византии. Именно монашеские библиотеки были крупнейшими хранилищами трудов в Европе, а правила управления ими на Востоке и Западе особо не отличались. В монашеских скрипториях было хорошее освещение, поскольку свечи могли вызвать пожар; монахи проводили почти весь день в скриптории, отлучаясь только на трапезу и на службу. Такими темпами в средневековых монастырях стал накапливаться хороший библиотечный фонд.

Когда в Европе настала эра Темных веков, Византия сохранила классическую модель образования и библиотек античной эпохи. Императорская библиотека в Константинополе была важнейшим книгохранилищем знаний Древнего мира: замысел вынашивал еще Константин I, но библиотеку достроил только его сын Константин II, создавший ее в портике императорского дворца и назначивший ответственным за пополнение фонда Фемистия. За 24 года правления Константина II библиотека пополнилась огромным количеством рукописей и книг, а Фемистий внес туда произведения Платона, Аристотеля, Демосфена, Изократа, Фукидида, Гомера и Зенона Элейского, наняв каллиграфов и ремесленников для изготовления кодексов. Он же выбирал учителей для школы при библиотеке. После смерти Константина II ставший императором Юлиан Отступник занялся отбором языческих и христианских книг для библиотечных коллекций, а уже позже Валент II нанял греческих и латинских писцов для переписывания и восстановления древних рукописей. В V веке императорская библиотека Константинополя насчитывала 120 тысяч томов и была крупнейшей в Европе. В 477 году пожар охватил всю библиотеку, которую потом удалось восстановить; позже пожары случались в 726, 1204 и 1453 годах (во время турецкой осады города).

Кто переписывал историю

Распространение религии и философии в Южной и Восточной Азии стало стимулом для развития письменности, книжного дела и библиотек. Эту культуру развивали правители Китая, а изготовление бумаги и технологии печати (в том числе ксилография) позволили Азии опередить Европу в плане развития библиотек и положить начало книжному буму в Восточной Азии. На развитие книжного дела повлияли буддизм, конфуцианство, даосизм и джайнизм, причем в последней была традиция религиозных, научных и культурных исследований: ее последователи не только занимались записью текстов, но и организовали одни из первых библиотек в Азии – так называемых «Хранилищах знаний дживы», где сохранились сотни и тысячи рукописных книг и манускриптов. Изобретение бумаги китайцами позволило создать первую форму печати (каменное трение или эстампаж) – на каменные таблички, в частности, наносились изречения Конфуция. Китайцы клали мягкую бумагу на каменную плиту, нанося чернила на обратную сторону листа – так появлялись белые буквы на черном фоне.

В XI веке в Китае был изобретен ручной набор, а корейцы основали первую мастерскую по изготовлению ручных наборов. Тем не менее ксилография никуда не делась и сохранилась в Китае, Корее и Японии. Каждый император создавал собственный письменный архив и решал, какие из философских и научных текстов, текстов о религиозных ритуалах, поэзии и литературе должны издаваться и попадать в библиотеки, порой переписывая историю до своего прихода к власти. В дальнейшем книги буддизма и конфуцианства оказывали главное влияние на развитие библиотечного дела в Восточной Азии. Так, в 1407 году династией Мин была основана императорская библиотека под названием «зал Вэн Юань», а также создана энциклопедия Юнлэ, которая содержала 11 тысяч томов и 7 тысяч копий книг. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть, поскольку многие из томов были утеряны – подобные коллекции, однако, появлялись в 1725 и 1772 годах.

Чернила как кровь

Первые исламские биб­лиотеки не всегда предназначались для публичного использования, но хранили множество книг и в первую очередь – образцы Корана. Хадисы стали началом традиции сбора рукописей в мусульманском мире и передачи сказаний и изречений не только в устной форме. Биб­лиотеки впервые появились в мечетях, и в них хранились не только Коран, но и другие труды по исламу, философии и науке. В эпоху правления Аббасидов у мусульман широко развивалась наука: Аббасиды следовали изречению хадиса, по которому чернила ученого приравнивались к крови мученика, тем самым подчеркивая важность знаний. В исламском мире стали появляться научные и образовательные центры – ядром в каждом из них были библио­теки с энциклопедиями, переводами, комментариями и трактатами, написанными мусульманскими учеными. Изобретение бумаги позволило им продвинуться дальше в развитии книгохранилищ: все библиотеки (в том числе принадлежавшие правителям) стали общедоступными, а писатели и книжники вне зависимости от класса и национальности стали обмениваться книгами и распространять другие труды.

Арабы и иранцы переняли у китайцев в VIII веке технологию изготовления бумаги, а в 794 году в Багдаде была создана первая фабрика по ее производству. К IX веку в городах мусульман по­явились первые библиотеки, которые называли «залами науки» (дар-аль-ильм). Так, Багдадская библиотека, известная как Дом мудрости, была также и университетом, где ученые и переписчики переводили работы античных ученых и философов (и не только античных) на арабский язык. В IX веке халиф аль-Мутаваккиль Алаллах повелел построить «Завият Курра», своеобразный зал для читателей, который нужно было щедро обставить и оборудовать.

Цепями к полкам

В эпоху Раннего Средневековья наиболее развитыми и продвинутыми были монастырские библиотеки: самым ярким примером считается библиотека аббатства Монтекассино. Поскольку книги и манускрипты были весьма ценными и дорогостоящими, их часто приковывали цепями к полкам, чтобы не дать никому унести. Тем не менее библиотеки могли отдать книги на время в обмен на залог (стоимость книги или другую книгу, равноценную), и именно таким образом можно было их переписывать и распространять. В 1212 году совет Парижа призвал монастыри не отвергать политику одалживания книг, назвав это «одним из основных проявлений милосердия».

Первые библиотеки, которые размещались в монашеских клуатрах и ассоциировались со скрипториями, содержали кафедры с книгами, прикованными к ним цепями. Полки, установленные над и между кафедрами, представляли собой книжные прессы (предшественники книжных шкафов). Цепь крепилась к обложке книги, но не к корешку, чтобы не было износа фолианта. Эти книжные прессы размещались в каррелях (перпендикулярно стенам и окнам), чтобы освещение было как можно большим (низкие книжные шкафы перед окнами). Подобная «стойловая система» была больше характерна для английских библиотек, поскольку в библиотеках Континентальной Европы книжные шкафы размещались параллельно стенам (первый пример – испанский Эскориал). Важные рукописи и манускрипты хранились в библиотеках православных монастырей на горе Афон и на Синайском полуострове (Монастырь Святой Екатерины).

Золотой век

XVII и XVIII века называются «золотым веком библио­тек», поскольку в это время были основаны многие ведущие библиотеки Европы. Примерами являются Цепная библиотека Фрэнсиса Тригга при церкви Святого Вульфрама (Грэнтем, Линкольншир), основанная в 1598 году ректором Уэлборна. Бодлианская библиотека, основанная Томасом Бодли как «республика для ученых людей»; Норвичская городская библиотека, основанная в 1608 году; Британская библиотека, основанная в 1753 году. В 1653 году была открыта первая в истории публичная библиотека в англоязычном мире – Четхэмская библиотека в Манчестере.

В Париже была основана также Библиотека Святой Женевьевы, в Вене – Австрийская национальная библиотека, во Флоренции – Национальная центральная библиотека, в Берлине – Прусская государственная библиотека, в Варшаве – Библиотека Залуских, в Петербурге – Императорская публичная библиотека, которой присвоили позже имя М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Тем не менее «золотой век библиотек» характеризовался не только расширением объемов библиотечных фондов и расширением доступа, но и большим конфликтом: Реформация выступал за перераспределение власти, богатства и знаний. На перераспределение повлияла разрушительная Тридцатилетняя война, унесшая жизни 8 млн человек (около трети населения Европы в то время), в ходе которой часто приходилось восстанавливать книги из разграбленных монастырей и библиотек. С учетом большой стоимости создания кодекса книги часто воспринимались как трофей и награда в плане материального и духовного богатства: разграбленные сокровища библиотеки Палатина баварская знать передала Ватикану в качестве трофеев. С другой стороны, шведский король Густав Адольф обращал внимание на иезиутские школы и семинарии и передал огромное количество трофейных книг и манускриптов библио­текам у себя в стране. Огромные объемы томов переходили из рук в руки во время Тридцатилетней войны и в конце концов были разбросаны по всей Европе. Помимо этого, печатные станки стали массовым явлением, что сделало обмен книгами более частым. На книжных ярмарках купцы получали максимальную прибыль благодаря каталогам книг. Коллекционеры тех времен помогли создать образ современных библиотек: в частности, библиотека Мазарини была провозглашена ее хозяином «открытой для всех без исключений», а Роберт Коттон украсил свою библиотеку, к примеру, бюстами деятелей Древнего Рима на самых верхних полках и распределил все содержимое библиотеки по алфавитному порядку. На полке, соответствующей определенной букве, устанавливался определенный бюст; чем дальше в ряду была книга, тем ближе она была к концу данного алфавитного ряда.

Модные клиенты

В начале XVIII века биб­лиотеки больше стали отходить от образца закрытых приходских и приобретать образ публичных, а также изменяли свои фонды и позволяли чаще брать на время книги для чтения. При этом не все библиотеки были открыты абсолютно для любой публики. Британский музей, чей фонд насчитывал более 50 тысяч книг, тоже допускал не каждого в свою библиотеку: необходимо было получить пропуск, на создание которого уходило от 3 до 4 недель. Более того, в библиотеке нельзя было прос­то бродить по своему желанию: читателя отправляли на экскурсию, маршрут которой был строго определен. Исключением из подобного правила можно назвать библиотеку герцога Августа, открытую по выходным утром и днем. Большая часть ее посетителей – это представители среднего класса и не имеющие отношения к науке личности. В 1714-1799 годах библиотека передала 31485 книг (преимущественно художественной литературы) для чтения 1648 посетителям.

А в начале XIX века рост производства и спроса на художественную литературу, продвигаемый коммерческими рынками, привел к росту числа библиотек с выдачей книг на дом.

Платные библиотеки были по сущности демократическими: они были созданы для местных читателей, которые хоте­ли создавать постоянные коллекции книг и материалы для чтения. Часто их основывали книжные клубы, но выбираемые подписчиками комитеты подбирали, как правило, книги общего характера, а не для какой-то религиозной, политической или профессиональной группы – их отбирали так, чтобы они были взаимовыгодны для совладельцев. Комитет также подбирал библиотекарей, следивших за обращением материалов. Так, в 1800 году в Великобритании действовало более 200 коммерческих библиотек с выдачей книг на дом, что было почти в два раза больше, чем число частных библиотек. Собственники приветствовали самую модную клиентуру, расхваливая свои библиотеки на все лады.