Жизнь человека прозрачна. Расследования самых жестоких и резонансных преступлений

   
   

19 октября – День криминалистической службы. Появилась она в 1954 году неспроста – в послевоенное время, когда страна была разрушена, люди голодали, преступность выросла  в разы. И сегодня, через 57 лет после создания, служба продолжает расследовать самые жестокие и  резонансные преступления. 

О том, что изменилось, наш разговор с  руководителем  отдела криминалистики Следственного управления СКР по Краснодарскому краю Валерием Ханом:

- Считал и считаю, что раскрыть можно любое преступление! Надо грамотно осмотреть место, назначить все нужные экспертизы, вовремя опросить свидетелей и проанализировать полученную информацию. Сейчас, когда есть Интернет, мобильные телефоны, отследить жизнь любого человека не составляет большого труда. Понятно, что преступники это тоже знают и стараются не пользоваться мобильником во время свершения своих дел. Но вычислить их все равно можно…

Опасные тайны

- Вы работаете в следствии 34 года, начинали еще в советские времена. Изменился ли характер преступлений?

- Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Но рано или поздно, любое преступление приводит к большим трагедиям. Вот  несколько примеров.

   
   

В конце 80-х, занимался расследованием дела по исчезновению врача-венеролога краевого кожвендиспансера. Тогда, подхватив  венболезнь, запросто можно было вылететь с работы. Поэтому старались попасть к врачу лично, обойдя регистратуру. Естественно, что этот врач  знал много тайн и…  пользовался своим  знанием. Денег не брал. Зато мог позвонить своим клиентам (многие были не последними фигурами в городе) и попросить  выделить машину, квартиру. 

Начали распутывать это дело и  выяснили, что многих он вообще лечил от несуществующих болезней.  Возвращался человек, например, из командировки, где закрутил роман и шел обследоваться. Обязательно  что-нибудь «находилось», и  человек попадал на крючок. Впоследствии, начал бравировать тем, что много интересного знает. Тогда-то он и исчез. Тело обнаружили на  перевале в Северском районе… 

И тридцать лет назад и сейчас  в основе многих  преступлений лежит желание человека продемонстрировать свою  значимость.

Вспомним сочинские теракты 2009 года. Тогда взрывные устройства были замаскированы под портсигары, фляжки -  были небольшой силы. Что из этого следовало?  Преступники  не хотели убивать (хотя жертвы все равно были), но им  что-то нужно было  продемонстрировать, проявить себя, высказаться. Их  раздражало, что Сочи объявили олимпийской столицей, что  этому радовались,  широко праздновали. Они, якобы хотели привлечь внимание к проблемам города. Преступники думали, если начнут пакостить, понаедет  начальство и  наконец-то обратят внимание на все это.

Мы поняли их мотивы. Но чтобы  задержать  преступников,  надо было их спровоцировать, и  сделать  это очень тонко. И вскоре они  начали проявляться, говорить, что взрывы их рук дело, но при этом   выставлять себя перед знакомыми  эдакими защитниками  интересов простых людей, санитарами общества.  На этом круг замкнулся, их  задержали. ( от ред.: в терактах обвиняются бывший милиционер Илья Галкин и сотрудник одной из телекомпаний Михаил Денисенко).

Бандиты перешли во власть

- Сейчас много говорят о профилактике преступлений. Как вы думаете, можно было предупредить  убийство  в Кущевской?

Существует  наука о жертвах преступления, виктимология. Согласно  ей, есть  определённое поведение, которое  провоцирует преступника.  Значит, есть возможность избежать насилия. Допустим, чтобы избежать грабежа в такси, как только сел в автомобиль, сразу позвонить кому-нибудь и сообщить номер машины и т.д.

Что касается Кущевской, то там клубок преступлений тянулся долгие годы. Произошедшее было последней каплей, всколыхнувшей общественность. Кто такие Цапки? В девяностых  -  рэкетиры. Многих из них посадили,  кого то убрали свои же, а кто-то «выбился в люди», легализовав деятельность.

Цапки стали владельцами больших земель, а чтобы стать еще более влиятельными некоторые из них стали депутатами. Т.е. бандитское русло перетекло во власть. Правда,  методы остались теми же! К тому же появился страх – все это потерять. И тогда  снова решили показать свою значимость. Под предлогом мести за брата, убитого в начале 2000 –х совершили  зверское убийство. Хотя все понимают, что жертвы совсем не причем. Но сам факт: «сказал – сделал», должен подтверждать, что слова на ветер не бросаются.

Если бы Цапков вовремя  зачистили вместе с остальными бандитами, не дали им так развернуться, возможно, трагедии удалось избежать.

- Валерий Владимирович, профессия накладывает отпечаток на характер?

- Любая профессия влияет на человека.  Вы не представляете, какое моральное удовлетворение испытываешь, когда раскрываешь преступление, докапываешься до самой сути. Всю усталость, напряженность как рукой снимает. Когда в Камышеватской сгорел дом престарелых, мы приехали на пепелище.

Там были одни головешки и о том, чтобы опознать погибших не было и речи. Мы вместе с экспертами, врачами работали  в течение нескольких суток. По останкам, фрагментам  тел, методом болезней, исключений смогли установить всех 32 погибших и похоронить их по-человечески.

Криминалисту чаще, чем другим, приходится сталкиваться с человеческими трагедиями, нелицеприятными фактами, которые хочется скрыть. И в такие моменты так хочется сказать людям – берегите себя и своих близких.

Смотрите также: