Родине - все, взамен ничего? Воевал? А ты докажи!

   
   

Видео youtube.com / Опубликовано 06.03.2012 пользователем expresscourier

В Афганистан, Таджикистан, Чечню отправляли наших ребят, официально - «для выполнения миротворческой деятельности». Многие в результате поддержания «мирного порядка» так и не вернулись оттуда. Погибли или пропали без вести.

Но правительство долгое время упорно не признавало того факта, что в республиках и странах велись боевые действия. 

В итоге сейчас самостоятельно приходится доказывать, что ты действительно воевал, чтобы получить причитающиеся тебе деньги и льготы.

Как бывшие военнослужащие Краснодарского края пытаются добиться правды у государства, выясняла корреспондент «АиФ-Юг».

Без бумажки не человек

Дмитрий Бачилов, житель Новороссийска, попал на границу Таджикистана в 1994-м году. В самый разгар военных действий. С 1992-го года там шла гражданская война между сторонниками конституционного строя и исламской оппозицией.

   
   

Впрочем, как и война в Афганистане, факт боевых действий в бывшей социалистической республике тогда тщательно замалчивался. Несмотря на то, что за пять лет, пока длилась война, там погибли 302 российских военнослужащих, 384 получили ранения.

Дмитрий вернулся из Таджикистана с пятью наградами и воспоминаниями, как он побывал на волосок от смерти. И на этом все. Ни «боевых», ни командировочных, ни льгот он так и не получил. 

- В моей трудовой книжке есть запись, что я проходил военную службу в условиях ЧП и вооруженного конфликта в республике Таджикистан в по­граничном управлении ФСБ по защите конституционных прав граждан Таджикистана, - рассказывает Дмитрий.

- Но, как ни странно, оказалось, это еще не доказывает того, что я участвовал в боевых действиях, являюсь ветераном и мне положены какие-то льготы. 

Докажи, что воевал!

Между тем в конце прошлого года президент РФ Медведев одобрил поправки в законе о ветеранах, в которых участников боевых конфликтов в Таджикистане приравняли к ветеранам, имеющим право на льготы.

Дмитрий с этим указом отправился к своему бывшему начальству, но получил ответ: «А ты докажи, что воевал!» 

- Есть приказ ФСБ, по которому вы должны доказать, что участвовали в боевых действиях в Таджикистане, но как это сделать, если записи в трудовой недостаточно, непонятно. Ведь даже наши дела, относящиеся к службе в это время, из архива пропали, - поясняет Дмитрий.

- Я знаю многих людей, которые пытались в суде доказать свое участие в боевых действиях, ни один не смог ничего добиться. 

Сейчас Дмитрий планирует отправить открытое письмо президенту страны и рассказать о сложившейся ситуации. Ведь получается, свой долг наши ребята выполнили, а вот государство что-то не спешит платить по счетам. 

Остались за бортом

Впрочем, в такую же ситуацию попали участники не только давнего конфликта, но и более поздней кампании - в Чечне. 

Игорь Назаров из Крымского района отправился на службу в Чечню по контракту.

С 2002 по 2004 год он участвовал в так называемых «зачистках территорий». Контрактники вместе с сотрудниками милиции искали террористов. 

- То, чем мы занимались, официально не являлось военными действиями, это была контртеррористическая операция, так и записано в моем военном билете. Хотя так же подрывались наши ребята на минах и гибли в перестрелках, как в военное время, - рассказывает Игорь. - Но, оказывается, это не считается боевыми действиями. 

Игорь Назаров подал в суд на признание его участником боевых действий. И суд встал на сторону бывшего военнослужащего, обязав Минобороны выплатить причитающиеся деньги.

Но в это же время вышел указ президента - действия на Северном Кавказе в тот период считать миротворческой операцией. И все. Дело закрыли… 

- Таких случаев у нас много, - признается Юрий Улезько, председатель Прикубанского окружного отделения в Краснодаре общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана».

- Дело в том, что наше правительство и в Таджикистане, и в Афганистане, и в Чечне все планировало совершить быстро и без лишнего шума. А потому отметки военнослужащим о том, что они участвовали в боевых действиях, особенно в начале кампаний, не ставились.

В результате сейчас им самим приходится доказывать, что они на самом деле воевали. Иной раз это не удается сделать даже через военкоматы и архивы, тогда приходится привлекать свидетельства товарищей, командиров, иногда это помогает.

У контрактников, которые служили в Чечне, ситуация еще сложнее. Формирования, действия и задачи вольнаемников вообще могли нигде не регистрировать, в отличие от передвижений официального воинского подразделения.

В итоге многие контрактники сейчас остались за бортом. Хотя, по моему мнению, мероприятия по «зачистке», участие в контртеррористических операциях также должны приравниваться к боевым действиям.

Но нужно разбираться в каждом отдельном случае, ведь деньги и льготы манят всех, даже дезертиров.

Разбираться, конечно, нужно, пока складывается ощущение, что нашему государству просто невыгодно это делать. 

К примеру, факт того, что в Анголе проходили боевые действия, признали только спустя 25 лет, когда уже многих участников той войны и на свете не стало. Сколько же лет бойцам других кампаний придется доказывать свои права?

Смотрите также: