Малокомплектные школы: право на жизнь

 

   
   

В 2007 году переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений стал одним из основных направлений комплексного проекта модернизации образования. Работа в данном направлении ведется уже более 5 лет, но при этом остаются вопросы, которые все еще требуют детальной проработки. 

Один из них – финансирование малокомплектных школ

После распада Советского Союза в России закрылось более 19 тысяч сельских школ. И почти все они были ликвидированы не в 1990-е годы, когда экономическая и демографическая ситуация в стране была особенно тяжелой, а в последние десять лет.

В наши дни процесс закрытия школ только активизируется. Так, в первую «пятилетку» XXI века закрылось 6,5 тысячи школ, а во вторую – почти 13 тысяч. 

Сегодня регионы, занимаясь реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений, должны ориентироваться на конкретную ситуацию на той или иной территории, потому что единого стандарта быть не может. При этом механизм реорганизации должен быть индивидуальным не только для региона, но и для конкретного образовательного учреждения. Кстати, именно об этом говорил будучи президентом Дмитрий Медведев. 

Возможны следующие варианты.

Первый – это закрытие малокомплектных школ. Данная мера является наиболее сложной и болезненной. Закрываются классы, ступени обучения или образовательные учреждения целиком. 

   
   

Второй вариант – объединение общеобразовательных учреждений. Создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов.

Важно не забыть о том, что объединение не должно ущемлять законные интересы и права главных участников образовательного процесса – учащихся.

Кроме того, сейчас достаточно широко применяют подвоз учащихся на школьном автобусе, однако не всегда и не везде его можно организовать. 

Третий вариант – создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с тяжелыми климатическими условиями и неразвитой транспортной сетью. 

Важно помнить, что любой из вариантов требует детальной проработки и гибкого подхода.

 

Своими глазами…

В Абинском районе одним из самых отдаленных от райцентра малокомплектных учреждений является школа-девятилетка в станице Эриванской. Именно туда мы и приехали, чтобы посмотреть, как учится детвора в малокомплектной школе. 

Дорога до школы от Абинска на легковом автомобиле занимает минут 30, на автобусе – около часа. Едем по поселку Светлогорскому, затем попадаем на хутор Эриванский, после которого начинается гравийная дорога. 

А вокруг...  один лес. Безусловно, в теплый осенний день горный ландшафт никого не оставит равнодушным. А вот зимой во время больших снегопадов путь усложняется в несколько раз потому, что станица находится за перевалом. Поэтому в холодное время года по нечищенной дороге на легковом автомобиле добраться до станицы практически невозможно. 

К школе ведет асфальтированная дорога. Во дворе нас встречает детвора: ребята сидят на креслах из актового зала, которые стоят тут вместо лавочек. Значит, в школе перемена. 

С краю стоит бочка, а в углу – дрова. 

Из старого малюсенького одноэтажного здания нас выходит встречать директор Ирина Горбачева. Она улыбается и приглашает нас в гости. Мы первым делом заходим к первоклашкам. Совсем еще малыши, они не знают, как реагировать на школьный звонок, зато очень важно здороваются хором. 

В классе нет даже десятка парт, за которыми занимаются одиннадцать первоклассников. Кстати сказать, 11 человек – это немало по сравнению с прошлым годом да и общим  количеством жителей станицы. В Эриванской всего проживает чуть более 600 человек. 

– Радует то, что с каждым годом первоклашек не становится меньше, – улыбаясь, говорит Ирина Николаевна.

 

На вес золота

Сегодня в эриванской школе на 50 учеников приходится 12 учителей. Средняя заработная плата преподавателей – почти 13 тысяч рублей. 

Ребята учатся в две смены: до обеда младшие классы, после – старшеклассники. Последний урок заканчивается в 18:40. 

Что касается технической оснащенности, то здесь особых проблем нет. В этом мы убедились лично: компьютерный класс есть, доступ к глобальной сети – тоже. Не является для учителей и учеников диковинной и интерактивная доска, которую довольно быстро освоили даже первоклашки. Теперь рисуют на ней причудливые фигуры. 

Несмотря на миниатюрность школы в 2008 году ей был присвоен статус казачьей. Поскольку школа является малокомплектной, то работа ведется не с каждым классом в отдельности, а по группам: начальная школа – группа «Родничок», старшая – «Казачок».

В станице, недалеко от здания школы, есть свой краеведческий музей, в котором учителя проводят уроки кубановедения.

На вес золота в школе многопрофильные специалисты. Вот, к примеру, гордость школы Алексей Казаченко – молодой и перспективный учитель, который преподает четыре предмета: биологию, химию, информатику и ОБЖ.

Мужчины в школах вообще редкость, но местной – повезло. Кстати сказать, в эриванской школе, в отличие от многих, состав учителей довольно молодой. Средний возраст сотрудников – 35 лет.

Кроме преподавания Алексей Казаченко активно занимается с учениками и внеклассной работой. О результатах и достижениях говорят грамоты и дипломы за победы в олимпиадах и конкурсах. Одно из своих ноу-хау Алексей Валерьевич продемонстрировал нам лично. 

– Это наш беспилотный самолет собственной разработки, – с гордостью показывает преподаватель авиа-модель, которая привела к победе на краевом конкурсе школьных работ, а Саша Горбачев (бывший ученик, участвовавший в разработке самолета) завоевал нужные баллы для поступления в училище имени Баумана. 

На протяжении полугода в школе выходило свое полноцветное печатное издание «Казачий привал». Редколлегия газеты – это активные ученики и педагоги. Тираж составлял 60 экземпляров и распространялся среди учеников и родителей. Правда сейчас печатное средство массовой информации не выходит. Причина – финансовая. Заправка цветного принтера является весьма дорогостоящей для школы. Но как только появится возможность, «Казачий привал» снова будет рассказывать читателям со своих страниц о жизни школы и станицы.

О наболевшем

Зданию, в котором «живут» ученики из Эриванской, больше 100 лет. Оно было построено в 1892 году. Еще несколько лет назад это был станичный клуб. Однако после пожара в новогоднюю ночь, в котором сгорело прежнее здание сельской школы, ученики и учителя перешли сюда.

– Но пожар не повлиял на учебный процесс, – отмечает Ирина Николаевна. – Все занятия начались в срок. 

Внутреннее убранство школы сделали практически своими руками. Большие помещения поделили перегородками и оборудовали учебные классы. Сегодня о клубе напоминают лишь несколько сидений из актового зала. 

Газ к школе еще не провели, поэтому отапливается она дровами. Для этого в преддверии зимы здесь уже ждут своего часа дровишки. Знаменательным событием в школе стала замена старых окон на пластиковые стеклопакеты. 

– Во-первых, вид школы сразу преобразился; во-вторых, зимой будет гораздо теплее, – с радостью в голосе говорит Ирина Николаевна. 

В ближайшее время здесь будет построена спортивная площадка, которую с нетерпением ждут и ученики, и сами учителя, потому что сейчас в школе спортивного зала нет. И пока на дворе стоит теплая погода, физкультура проходит на улице. А вот зимой – в классах химии и биологии. Они в эриванской школе самые большие. Для занятий ученики сдвигают парты, освобождая таким образом пространство.

В школе есть столовая, в которой работает один повар. Питаются все ученики без исключения. 

– Готовить успеваю, убирать – тоже. Главное, чтобы детям нравилось, – говорит хозяйка кухни Екатерина Васильевна. 

О наличии столовой мы догадались сразу, как только вошли в школу, по приятному запаху.

Собственный подход 

С момента начала расформирования малокомплектных школ в России в Абинском районе не было закрыто ни одного подобного учебного учреждения. Всего же здесь 7 таких школ. 

Норматив на 1 ребенка, если в школе больше 50 человек, составляет 66 тысяч в год. В 4 малокомплектных школах района занимается менее 50 учеников. Там сумма приравнивается к 82 942 рублям на человека. В таких образовательных учреждениях увеличение нормативов жизненно необходимо. Ведь заработная плата зависит от наполняемости класса: чем больше учеников, тем выше оклад. 

Что касается педагогического состава, то для малокомплектных школ важна многопрофильность. При этом учителя должны регулярно посещать курсы повышения квалификации. 

Расформировать малокомплектное учреждение можно быстро, но станет ли от этого образование лучше?

Сельская школа – в приоритете

В Краснодарском крае около 70 процентов общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности. В них обучается половина всех кубанских школяров. Цифра внушительная. 

Именно поэтому, как нам рассказали в департаменте образования и науки Краснодарского края, сельская школа была и остается в числе приоритетов региональной образовательной политики. Особое внимание в крае уделяется малокомплектным школам, расположенным в удаленных населенных пунктах. 

Согласно региональному законодательству малокомплектная школа – это единственное в населенном пункте учебное учреждение, которое имеет не менее 80 процентов классов с наполняемостью ниже 12 человек. В 2010–2011 учебном году в крае насчитывалось 182 сельские малокомплектные школы, в которых обучалось более 11 тысяч человек.

Больше всего школ с малой комплектацией представлено в Сочи – 14, Лабинском и Туапсинском районах – по 10, в Славянском и Новокубанском – по 9 учебных учреждений. 

Закрытых или расформированных школ в прошлом учебном году в крае не было. В то же время в целях повышения качества образования шесть начальных и основных общеобразовательных школ (г. Сочи, Белоглинский, Выселковский, Каневской, Новокубанский и Приморско-Ахтарский районы) присоединены к средним школам. Причем в Новокубанском и Приморско-Ахтарском районах дети переведены из приспособленных помещений, которые размещались в зданиях почты и ФАПа. 

Как рассказали специалисты департамента, реорганизация сельских школ края, в том числе и малокомплектных, проходит с помощью присоединения к другим школам в соответствии с действующим законодательством и с согласия сходов граждан населенных пунктов. 

Для ребят из сельских поселений, в которых нет школ, организован ежедневный подвоз в базовые и ресурсные школы. 

Ясно, что проблему финансирования малокомплектных школ можно решать по-разному. И первыми шагами на этом пути должны стать понимание важности индивидуального подхода к финансированию сельских школ с малым числом учащихся, а следовательно, формирование критериев отнесения школ к малокомплектным и закрепление их на уровне субъекта РФ.

Смотрите также: