О чем грустит колокольня? История непостроенного храма в кубанской станице

Фото Оксаны Кулевой / АиФ

Высокая - 35 метров высотой - кирпичная колокольня возвышается над всей станицей. Стоит она неподалеку от местного кладбища, через дорогу от единственной школы, поэтому пацаны драки чаще всего назначают именно за колокольней, а выпускники порой стараются залезть повыше, чтобы запечатлеть свой класс (или имена возлюбленных) в истории.

   
   

Война помешала

В начале ХХ века станица процветала: казаки обрабатывали землю, пасли скот, владели десятками маслобоен, мельниц. Тогда-то и решили станичники, что одного храма - построенного в начале ХIХ века во имя Святого Архистратига Михаила (кстати, первого каменного здания такого рода на всей Кавказской линии) - для семи с лишним тысяч человек мало. Зажиточные станичники собрали 120 тысяч рублей, еще 20 тысяч пожертвовала помещица Екатерина Вербицкая. И началось строительство.

Правда, закончить его не дала Первая мировая война: казакам, отправившимся на фронт, было не до возведения храма. Но уже в 1915 году строительство продолжилось - теперь уже силами пленных турок, сражавшихся с российской армией в составе Четверного союза. В фундамент будущей церкви в 1914 году опустили медную пластину с надписью «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Заложен храм сей во имя Святого Николая Чудотворца 22 июня 1914 года».

Но, видимо, появиться новой церкви в станице Темижбекской было не суждено: когда она была практически готова, началась революция, а затем и Гражданская война, выкосившая большую часть населения. Казаки, привыкшие трудиться на своей земле, бунтовали против новых порядков, за что многие и заплатили собственными жизнями и десятками лет в лагерях.

«Коллективизация в станице Темижбекской прошла, как и намечалось, по плану уничтожения казачества как класса. Казаки, хотя большинство из них не пользовалось наемной силой, а работало, что называется, «на семейный подряд», были причислены к кулакам», - рассказывает писатель Владимир Десятников. - Перед отправкой в северные лагеря осужденных казаков станицы Темижбекской согнали во двор перед церковью. Для устрашения поставили два пулемета. «Прощайтесь, казаки», - приказали конвоиры. Казаки встали на колени и запели свой войсковой гимн «Ты, Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь…». Стоят на коленях люди, прошедшие по две-три войны, поют и плачут. Да они могли бы голыми руками разметать всех конвоиров! Но ведь за церковной оградой под дулами пулеметов стояли их жены, дети, отцы и матери - вся станица стояла».

Прочный раствор

   
   

Одним словом, после лихолетья Гражданской войны, голода и холода установилась советская власть, которая храмы взрывала, а не строила. Правда, церковь Святого Николая Чудотворца больше всего пострадала, как ни удивительно, уже после Великой Отечественной - в 1947-1948 годах основное четырехкупольное здание церкви разобрали на хозяйственные нужды. Ох, и матерились рабочие, когда пытались отделить скрепленные прочным раствором кирпичи. По станичному преданию, в бетон для крепости в обязательном порядке добавляли куриные яйца, которых на благое дело жители не жалели. Вот и получился раствор особенно прочным.

Тогда и осталась от почти достроенного храма только колокольня, но и ее в конце шестидесятых - начале семидесятых дважды пытались взорвать. И опять цементный раствор на яйцах сработал - с колокольни только купол слетел, его и закопали неподалеку. Третий раз взрывать не стали - поговаривают, что летчики попросили оставить колокольню как навигационный знак. Вот и стоит она с тех пор, возвышаясь над станицей, как мачта над парусником. 

Наследие архитектора

Проект храма Святого Николая Чудотворца в станице Темижбекской создавал известный кубанский архитектор Александр Косякин. Точнее, проект этот типовой: церкви, аналогичные той, что могла бы быть в станице Темижбекской, принимают сейчас прихожан в Славянске-на-Кубани, Курганинске, Казанской, Воронежской, Новодонецкой и Успенской. Был построенный по такому проекту храм и в станице Пашковской (сейчас это Пашковский микрорайон города Краснодара), но ему, как и темижбекскому, не повезло - не дожил до наших дней.

«Второй типовой проект Косякина -  двухэтажные храмы, укрупненные по объему за счет высоты и увеличения общей площади здания, трапезные в три оконных проема, с 3-4-ярусными колокольнями с шатровым или купольным завершением, - пишет Надежда Береговина, специалист по истории архитектуры. - В организации внутреннего пространства предусмотрены хоры и две пары отдельно стоящих подкупольных опор. Такой тип имеют храмовые здания в станицах Воронежской (1915 г.), Успенской (1907 г.), городе Курганинске (1916 г.), утраченные храмы в станицах Пашковской и Темижбекской».

Не только войны, революции и междоусобицы рушат памятники архитектуры - так повернулась жизнь, что сейчас под большим вопросом судьба дома самого архитектора Александра Косякина. Краснодарский особняк создателя проектов многих кубанских церквей, в том числе Мариинского женского училища имени государыни императрицы Марии Федоровны (сейчас здесь располагается военное училище имени Штеменко), краснодарского Главпочтамта, находится по адресу: улица Кондратенко, 13 (еще недавно она носила имя Короткая). И особняк этот, построенный архитектором в 1906 году, ветшает на глазах, хотя и числится в краевом реестре историко-культурных ценностей.

Власти не торопятся что-то делать - мол, у здания есть собственник, но найти его не представляется возможным. Владелец, разыскать которого при желании проще простого, наверное, только и ждет, когда дом окончательно разрушится. Тогда можно будет без лишних объяснений продать лакомый кусок в центре города или застроить его очередной безликой высоткой или торгово-офисной коробкой. А память о прошлом тем временем разрушается на наших глазах. Конечно, обидно, когда памятники архитектуры исчезают из-за войн и революций, но вдвойне больнее, когда они уходят в небытие в благополучные времена.

Смотрите также: