Доктор экономических наук Людмила Воронина рассказала «АиФ-Юг» о том, какие отрасли больше всего пострадали от коронавируса, а какие, напротив, взлетели; чему научит пандемия бизнес, власть и всех нас и почему помогать всем подряд, независимо от дохода, неправильно.
«Мы быстро восстановимся»
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Людмила Анфимовна, коронавирус стал вызовом для всего мира – а если говорить о России, то на каких отраслях он отразился сильнее всего?
Людмила Воронина: Коронавирус можно рассматривать не только как вызов, но и как важную предпосылку для изменения глобальной экосистемы. Ситуация способствует огромным переменам, изменению роли каждой страны в мироустройстве. Если говорить о нас, то Краснодарский край пострадал намного меньше, чем та же Москва или Питер. И мы быстро восстановимся - для этого предпринимают реальные меры в виде самоизоляции, организации медицинской помощи, поддержки малого и среднего бизнеса. Плюс у нас есть данные богом ресурсы: теплый климат, высокая рента плодородия кубанской земли. Всё это позволит сгладить последствия пандемии.
- Так кто же у нас больше всего пострадал от пандемии?
- На юге - туризм, санаторно-курортный бизнес, рестораны, кафе, гостиницы и связанные с ними отрасли. Те, кто оказывает транспортные услуги, экскурсоводы, организаторы праздников и концертов, центры дополнительного образования, кинотеатры и коммерческие театры, цирки, музеи. Большей частью это предприятия малого и среднего бизнес, самозанятые и сфера общественного питания, не имеющая развитой доставки онлайн и с низкими цифровыми коммуникациями. Основная причина – резкий спад рыночного спроса, плюс инерционное управление бизнесом, недостаточная его цифровизация и отсутствие накоплений в резервных фондах бизнес-структур.
- Как быстро, на ваш взгляд, сможет восстановиться туризм?
- Туризм сейчас в полной яме, и долго еще будет выбираться из нее. Ведь вакцины нет, в ближайшее время она не появится, значит, люди еще долго будут соблюдать социальную дистанцию. Так что с массовым туризмом будут проблемы, а вот индивидуальный оживится после снятия карантина - люди все равно захотят отдохнуть семьями и им нужно уже сейчас подготовить безопасный продукт.
Восстановить психологический баланс
- Что в таких условиях делать собственникам и менеджерам пострадавших предприятий?
- Для компаний коронавирус - это не просто репутационный вызов и проверка на прочность, но и большая игра с решающими ставками, где на первый план выходят вопросы безопасности: личной, семейной, корпоративной. Главное для руководителей – восстановить общекорпоративный «психологический баланс». Проще говоря, сбить панику у коллег и успокоиться самим. Один предприниматель мне рассказал, что каждый день он проводит онлайн планерку, на которой, прежде всего, выясняет, все ли нормально в семьях коллег, и чем им помочь, если что-то вдруг идёт не так. В результате все работают спокойно и эффективно.
- Если в одном месте убыло, в другом обязательно прибудет. А сейчас есть отрасли, которые в кризисной ситуации получили преимущество?
- Конечно. Это отрасли и сферы бизнесов, которые смогли быстро перестроиться под условия самоизоляции и отреагировали на рост нового спроса. Хорошо чувствует себя доставка; медицинские лаборатории, которые работают над вакциной; сервисы быстрого и полезного питания с налаженной онлайн платформой доставки; образовательные онлайн платформы, фармацевтическая отрасль и аптеки. Плюс некоторые швейные ателье, которые переключились на пошив медицинских масок, и парфюмерные фабрики, перешедшие на производство антисептиков.
- Всем ли стоит переживать из-за проблем бизнеса – неужели проблемы малых и средних предпринимателей отразятся на каждом, в том числе на бюджетниках?
- В мире все взаимосвязано. Проблемы МСП снизят выпуск товаров и услуг массового спроса, из-за низкого предложения и увеличения трансакционных издержек на них вырастут цены, а это отразится на кошельке каждого из нас. Дай бог, чтобы номинальная зарплата осталась на том уже уровне - реальная, конечно, начнет падать. Люди без сбережений будут испытывать проблемы с простой потребительской корзиной, она станет дороже и примитивнее по содержанию. Выход есть - удержать на плаву малый бизнес снижением арендных платежей, субсидированием зарплаты и налоговыми каникулами. Это меры могут быть временными, но эффективными.
Уроки пандемии
- Людмила Анфимовна, на ваш взгляд, какие уроки вынесет бизнес из всей этой истории с коронавирусом и карантином.
- Урок первый. Бизнес научится быстро принимать решения в условиях изменения экосистемы и станет более гибким с точки зрения диверсификации товаров и услуг.
Урок второй. Со временем у компаний появятся финансовые резервы не только для развития, но и для реструктуризации.
Урок третий. Бизнес станет трансформироваться в цифру и будет продавать свой продукт не только на освоенном рынке, но и, используя низкобюджетные инструменты Digital- маркетинга, смело заявлять о себе на новых.
Урок четвертый. Любое дело – это в первую очередь люди, поэтому решение их проблем будет приоритетными в стандартах современной бизнес-культуры.
Урок пятый. Бизнес и власть станут лучше понимать друг друга, а не выступать антагонистами в форс-мажорных условиях. Государство осознает, что страна живет на налоги, и, соответственно, начнет относиться к бизнесу как к кормильцу.
Сейчас бизнес становится похож на ракету - ему нужно концентрироваться на главном, отбрасывать второстепенное, при этом смотреть по сторонам и вперед, чтобы не налететь на препятствие.
- Как вы считаете, каким будет мир после завершения глобального карантина?
- Планета после выхода из карантина будет другой - консолидированной, восприимчивой к решению экологических и социальных проблем. Думаю, гедонизма станет меньше, и мы уйдём от потребления к незыблемым ценностям – здоровью и жизни людей.
Изменятся и страны: участники Евросоюза пересмотрят условия дальнейшего сотрудничества. Америка, удивившая мир отсутствием консолидации в условиях пандемии, перестанет быть для многих мечтой. Китай, показавший системность, умение принимать быстрые решения и направлять государственную волю на борьбу за жизни людей, станет развиваться ускоренными экономическими темпами. Россия, притормозившая распространение вируса, проявившая себя гуманно и к своим гражданам, и тем же итальянцам, быстро оправится от экономического кризиса благодаря консолидации со странами ближнего зарубежья и Китаем. У всех свой путь, но мир не показал единения и поддержки - только мы помогли Италии, да китайцы поделились опытом и знаниями в области быстрой победы распространения вируса со всем миром.
Помогать нужно нуждающимся
- Людмила Анфимовна, о государственной поддержке просят уже не отдельные предприятия, а целые отрасли – на ваш взгляд, нужна ли господдержка? Кому власти должны помогать в первую очередь – бизнесу, или простым людям, оставшимся без работы. Или и тем, и другим?
- Нужны системные меры, с четко разработанными критериями и объемами помощи людям и бизнесу. А не всем «сестрам по серьгам», как это сделали это в США. Я уверена, что несправедливо помогать всем, например, с ипотекой - ведь у каждого разные доходы и платежи. Есть семьи, для которых платёж в 20-30 тысяч рублей в месяц – тяжкий груз. А есть люди с ипотекой в 30 млн и более, но с высоким доходами - и для них это нормально! Помогать всем не нужно - поддерживать необходимо нуждающихся. Несложно посчитать, сколько их в стране, сравнить с реально имеющимися бюджетными ресурсами. И определить, как помочь так, чтобы не включать печатный станок. Так и с бизнесом - не всегда ему нужно помогать финансами. Порой достаточно снизить арендную плату года на два, дать налоговые каникулы, субсидировать зарплату и пособие безработным на время карантина. И тогда бизнес сам себя прокормит. А в будущем - и бюджетников тоже.
- В сложные времена все рассчитывают на помощь государства, а вы знаете примеры, когда крупный бизнес идёт навстречу малому – те же торговые центры, например, разрешают не платить аренду?
- Да, некоторые поставщики продуктов сейчас дают отсрочку платежа ретейлерам и сбытовым компаниям, некоторые предоставляют арендные каникулы на время закрытия ресторанов и кафе. Пока, к сожалению, это единичные случаи. Но в процесс с реальными антикризисными консультациями и рекомендациями включаются сообщества предпринимателей: «Опора России», Торгово-промышленная палата.