Город притяжения. Каким был Краснодар в разные годы

пресс-служба администрации Краснодарского края

Ивана и Светлану Журавлевых в Краснодарском крае знают многие. Иван Афанасьевич – известный фотожурналист, вместе со Светланой Геннадьевной они много лет проработали в городской газете «Краснодарские известия». В канун дня города, а 24 сентября столица Кубани отмечает свой 230-летний юбилей, мы встретились с коллегами и расспросили, как менялся город на их памяти.

   
   

Клубника, подъемные и окраина

Светлана Геннадьевна прибыла в Краснодар из Ростова-на-Дону по распределению. Молодую журналистку тогда направили в «Комсомолец Кубани», который пользовался у читателей бешеной популярностью.

«Я приехала в столицу Кубани в 1983 году, ровно сорок лет назад, – говорит Светлана Геннадьевна. – И первое, что мне бросилось в глаза и запомнилось это огромные ведра с клубникой. Такое настоящее южное изобилие. В Ростовской области с ягодами было беднее – купишь килограмм и наслаждаешься лакомством, растягивая удовольствие. А вторым ярким впечатлением для меня стали кубанские колоритные женщины, которые довольно непосредственно себя вели на улицах города – громко разговаривали, жестикулировали – как-то по домашнему. В общем, тогда мне город напоминал Одессу, которую описал в своих рассказах Исаак Бабель.
Иван и Светлана уверены – создавать комфорт и красоту может каждый. С дочерью Анной. Фото: Из личного архивa/ Иван и Светлана Журавлевы

Приняли меня на работе хорошо. Поселили в общежитии РИПа (завод радиоизмерительных приборов) на улице Московской. Правда, на тот момент это место казалось окраиной, так как вокруг были поля, но туда уже ходил трамвай, и это было здорово. Район только застраивался, но там был хороший гастроном, поликлиника и очень мало людей. Кто бы мог подумать, что со временем те поля так застроятся, и место станет настолько густонаселенным! Как молодому специалисту тогдашний главред газеты выдал мне так называемые подъемные. Это было очень важно, так как жить в чужом городе без родных и знакомых было сложно. А зарплата только через месяц. Я до сих пор помню, что эти деньги мне очень помогли».

Светлана Геннадьевна признается, что после Ростова-на-Дону с его широкими проспектами и красивыми особняками Краснодар не воспринимала столичным городом. Она сама родом из Таганрога, и Краснодар показался ненамного больше.

В объективе – Краснодар

Надо сказать, что Иван Афанасьевич тоже родился в Ростовской области, в хуторе Морозовском. Но сюда его привезли после войны совсем младенцем и его можно считать настоящим краснодарцем. Ведь здесь он живет 76 лет. Снимать он научился еще мальчишкой, в армии работал в военной газете и поэтому, демобилизовавшись, оказался в газете, сначала просто журналистом, а когда редактор узнал, что он фотографирует, то в руки ему дали камеру, с которой он до сих пор не расстается.

   
   

На вопрос о тогдашних знаковых местах города супруги говорят, что у каждого они свои, но первенство долгое время держалось за кинотеатром «Аврора».

«В Краснодаре всегда было много кинотеатров, но «Аврора» всегда занимала особое место, – говорит Иван Журавлев. – Во-первых, он как бы венчает главную улицу города – находится в самом конце Красной, и к нему ведет красивая и длинная аллея. На площади перед «Авророй» был фонтан, и люди семьями выходили прогуляться по центральной улице, поесть мороженого и посмотреть фильм. Кинотеатр был построен в конце шестидесятых годов прошлого века, а уже в начале восьмидесятых был признан объектом культурного значения. Был своеобразным местом притяжения, как сейчас парк «Краснодар».

Битва за урожай и справедливость

Разбирая хроники временных лет, интересно узнать, а кто был героями публикаций в разные эпохи?

По словам журналистов, в 70-80-е годы на страницах газет чаще всего появлялись как комсомольские, партийные работники, так и председатели колхозов, трактористы, рабочие – человек труда был в центре внимания.

«Один из моих первых материалов по заданию редакции касался соцсоревнования, – вспоминает Светлана Журавлева. – Но не ура-патриотический. В Приморско-Ахтарском районе разразился скандал. После сбора урожая одного из комбайнеров за самые высокие показатели наградили – торжественно вручили почетную грамоту и ключи от автомобиля «Волга». Но позже выяснилось, что все не так просто. На самом деле другой парень намолотил гораздо больше зерна, но его не наградили, потому что он не комсомолец. В селе разразились страсти, люди возмущались, что несправедливо распределили награды. Созвали собрание, селяне стали выступать. Тот, который больше намолотил и не получил награду, бросил во время жатвы свою машину прямо в поле. И ушел. А награжденный парень тоже был как будто не в своей тарелке: «Не нужна мне такая несправедливая награда!» В общем, статья получилась непростая. Когда я рассказала в редакции о сложившейся ситуации, наш главный редактор звонила в крайком, объясняла, что случилось. Насколько я помню, выделили второй автомобиль и вручили труженику-не комсомольцу».

Культурный расцвет

Листая дальше календарь событий и эпох, вспоминаем девяностые.

«На мой взгляд, – это один из интереснейших периодов Краснодара, – говорит Светлана Журавлева. – Тогда мэром был Валерий Самойленко, крепкий, а иногда и жесткий хозяйственник, но при нем началось благоустройство – новые дороги, развязки. Именно с тем временем связан всплеск в культурной жизни Краснодара – появилось творческое объединение «Премьера», которое возглавил Леонард Гатов. Ставились пьесы и спектакли, на них был такой аншлаг – невозможно было достать билеты. Это в нашем, тогда еще достаточно провинциальном городке. Уже потом приехал Юрий Григорович, другие известные творческие деятели, и Краснодар стал культурной южной столицей.

Бурлила политическая жизнь. Люди требовали переименовать улицы, депутатский корпус изучал документы, прислушивался к мнению людей. Улица Шаумяна стала снова Рашпилевской, например».

Конечно же, девяностые имели и другую сторону – выросла преступность, рэкет.

«Однажды я прихожу домой, а у нас дома какой-то мальчик, Иван с дочерью ему варят макароны, – вспоминает Светлана Геннадьевна. – Оказывается, парень просто подошел к супругу на улице и спросил, нет ли чего поесть. Он его привел домой покормить. Выяснилось, что мать пьет, отец неизвестно где. Безнадзорность процветала. Взрослые, которые лишились работы и не нашли себя в новом времени, просто спивались».

Но вместе с тем девяностые – эпоха гламура. Появились дома мод, конкурсы красоты. И победители этих уже далеко не соцсоревнований стали становиться героями публикаций, и даже времени.

«В одном из первых конкурсов красоты участвовали сестры Нетребко – Анна и Наталья, – вспоминают журналисты. – Наталья была очень красивая, высокая, стройная, Анна тоже всегда была видной девушкой, но взяла она непосредственностью, непохожестью на других. Был конкурс, на котором надо было представить свой образ. Почти все девушки вышли в костюмах принцесс и королев, а Анна выступила в костюме бабы Яги с метлой и спела частушки про Бабок-Ежек. Жюри и зрители были покорены, и она взяла второе место».

Как завод стал галереей

Двухтысячные тоже запомнились – новые магазины, торговые центры, которые появлялись на месте бывших заводов.

«На месте ТЦ «Галерея» был завод «Октябрь», и краснодарцы все время жаловались, что он портит экологию, оттуда неприятный запах, вредные вещества, – говорит Иван Журавлев. – Понятное дело, в центре города промышленное предприятие – приятного мало. Его начали готовить к сносу, я узнал день, когда это случится, пробрался с камерой в кусты, прицелил объектив и стал ждать. Ведь здание было оцеплено. В общем, у меня есть снимок – последний день «Октября». Потом на его месте был рынок, уже позже появились инвесторы и построили ТЦ».

К слову, о рынках.

«Когда мы едем в путешест­вие, то, чтобы ощутить колорит, обязательно посещаем ярмарки, рынки. К сожалению, на сегодняшний день в Краснодаре такого места нет, – говорит Светлана Геннадьевна. – Рынки есть, но там торгуют перекупщики. Поэтому я больше люблю ярмарки выходного дня, когда приезжают со своим товаром фермеры. Помню, были времена, когда я специально ходила на рынок покупать квашеную капусту. Ее в огромных бочках привозили староверы – ничего вкуснее в своей жизни не ела. Даже мои родственники, приезжавшие из Ростова, с собой обязательно в дорогу брали баночку той капусты. К сожалению, не осталось того вкуса и смака. Хотя многие иногородние нам завидуют и говорят, что самые вкусные продукты на Кубани».

Поскольку мы начали со знаковых мест Краснодара, то и закончить беседу решили тем же, а что сейчас является точками притяжения?

«Для многих это парк «Краснодар». Не так давно была улица Красная, которая в выходные дни закрывалась для машин и становилась пешеходной. Но, на мой взгляд, уютные парки и скверы должны быть в каждом районе. Чтобы человек не ехал гулять куда-то в центр, проводя в пробках два часа, а мог найти место отдыха возле дома. И тогда город станет по-настоящему комфортным», – говорит Светлана Журавлева. – Я уверена, что и сами горожане могут внести свой посильный вклад в благоустройство – например, высадить возле дома цветы, деревца. Поверьте, улицы сразу же станут смотреться совсем по-другому – яркими и красивыми. А если бы каждый на балконе и окнах вывесил длинные цветочные горшки с растениями, дома бы перестали быть такими унылыми и никому бы не захотелось на прогулку уезжать из своего района».