«Измотали гитлеровцев». Что советские газеты писали об освобождении Кубани

Бойцы Красной армии входят в Краснодар, 1943 год. © / Госархив Краснодарского края

12 февраля 1943 года Красная Армия освободила от немецко-фашистских захватчиков Краснодар, а также станицы Тимашевскую, Роговскую, Динскую, Пашковскую, Новотитаровскую и весь Кореновский район. Окончательно гитлеровцев выгнали с Кубани девятого октября 1943 года. Корреспондент «АиФ-Юг» изучил раритетные газеты тех лет, чтобы документально восстановить картину освобождения и восстановления краевого центра.

   
   

Справка
Краснодар был в оккупации 186 дней: с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 года. Ввиду близости фронта немецкое командование все это время сохраняло в городе военное управление, не ограничивавшее оккупантов в репрессиях по отношению к мирному населению. Целенаправленно уничтожались члены партизанского подполья, коммунисты, комсомольцы, евреи. Особенно жестоко расправлялись с инвалидами и тяжелобольными людьми. По данным переписи, проведенной оккупантами, в сентябре 1942 года в Краснодаре проживало 151 024 человек. Это значит, что за шесть месяцев захватчиками был убит каждый 13-й житель города.

«Немцы набросились на богатства колхозов, как саранча»

О том, каким было время оккупации, писал в статье «Освобождение Кубани» в газете «Советская Кубань» за девятое октября 1945 года С. Санин: «Суровое время переживала Кубань во второй половине 1942 и в начале 1943 годов. Ценой огромных потерь врагу удалось захватить цветущие города и станицы нашего края. Подобно прожорливой саранче, немецкие захватчики набросились на богатства колхозов и совхозов, обирали до нитки колхозников и городское население. Неслыханным террором, кровавыми расправами над советскими людьми гитлеровцы пытались сломить боевой дух кубанского казачества. Но не таков наш великий русский народ, чтобы гнуть спину перед иноземцами…». «…В середине января началось наступление войск левого фланга Закавказского фронта. Нанося врагу сокрушительные удары, Красная Армия с упорными боями продвигалась вперёд. 30 января наши войска заняли Майкоп, а 12 февраля овладели Краснодаром».

«Немцы уже мнили себя завоевателями Кавказа. Но Красная Армия, закрепившись на удобных рубежах, остановила захватчиков, и тут наступила пора народных мстителей…, - писал в своей статье бывший командир партизанского отряда братьев Игнатовых Пётр Игнатов. - Мы нападали из засад на автоколонны, шедшие на фронт, громили гарнизоны населённых пунктов, рвали мосты, пускали под откос поезда и до того морально изматывали гитлеровцев, что в тылу они чувствовали себя, как на фронте».

Как освобождали Краснодар, вспоминал ветеран войны Александр Неронов. Но это уже история не из старой газеты. Парня, которому ещё не исполнилось 17, призвали из станицы Чепигинской. Месяц новобранцев обучали, а потом отправили со стороны Ейского шоссе брать Краснодар, чтобы соединиться с основными силами, пробивавшимися от Горячего Ключа.

«Только подошли к городу, а навстречу нам бронемашина немецкая, - вспоминал ветеран. - Мы сразу стрелять - машина развернулась и уехала. А за ней немецкий солдат - его приказали взять живым. Кричим ему сдаваться - не реагирует. Стали по ногам стрелять и взяли живым. Потом оказалось, что это румын, а за пазухой у него петух. Наверное, у какой-то бабушки забрал. Заставили его птицу отпустить - пусть дорогу домой ищет. Петух ведь наш, русский».

   
   

Уничтожили 11,5 тысяч человек

Как только гитлеровцев прогнали, оставшиеся в живых кубанцы начали восстанавливать промышленность и сельское хозяйство. Сделать это было непросто - по данным краевой комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, только в Краснодаре фашисты уничтожили 11 472 человека, из них 4972 мужчины, 4322 женщины, 2187 детей. В городе было разрушено 161 предприятие, 119 торговых точек, три театра, шесть рабочих клубов, пять институтов, три гостиницы и Дом колхозника, девять больниц, 20 детских яслей, три трамвайных парка, городской водопровод, электростанцию, 613 жилых домов… Общий ущерб городскому хозяйству в ценах 1945 года составил более двух миллиардов рублей.

«После освобождения нашего края от немецких оккупантов кубанцы с небывалой энергией взялись за восстановление народного хозяйства. За два года проделана огромная работа по залечиванию тяжёлых ран, нанесённых оккупантами. Трудящиеся Кубани успешно восстанавливают заводы, фабрики, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, институты, школы, театры, жилые дома, больницы и т. д. В 1945 году колхозная Кубань должна дать государству 64 миллиона пудов хлеба…», - продолжал С. Санин.

В статье «Полностью возродим Краснодар» председатель исполкома Краснодарского горсовета депутатов трудящихся М. Литвинов («Советская Кубань» за 21 марта 1945 года) писал о том, каких сил стоило восстановление города: «За два года с момента освобождения города от гитлеровских разбойников проделана немалая работа по восстановлению промышленности, транспорта, культурных учреждений и коммунальных предприятий. Однако то, что сделано, - лишь начало большой созидательной работы, предстоит в этом году разрешить задачу полного возрождения Краснодара, превращения его в культурный и благоустроенный краевой центр…».

Работать после работы

Дальше идёт перечисление планов на 1945 год: восстановить две тысячи квадратов жилья, произвести капитальный ремонт домов на два млн рублей, текущий - на 1,2 млн рублей. Восстановить трамвайное движение по Горьковскому маршруту, сдать в эксплуатацию два депо, довести мощность городского водопровода до 12500 кубометров в сутки, сделать так, чтобы энергии КРЭС хватало для стабильного обеспечения электричеством всей промышленности города, ввести в действие новую станцию на 1000 номеров.

В планах - постройка и расширение больниц, школ, детских площадок. И делали всё это не только и не столько специальные бригады, а простые люди, которые собирались и после основной работы шли восстанавливать разрушенный город.

«Горком рекомендует, чтобы рабочие и служащие с нормальным рабочим днём затрачивали во внеурочное время на восстановление хозяйства города по 30 часов ежемесячно. Рабочие и служащие с 10-часовым рабочим днём, с ненормированным рабочим днём и учащиеся седьмых-десятых классов - по десять часов ежемесячно. Граждане, не занятые на производстве, по 60 часов ежемесячно», - писал М. Литвинов.

В другой статье тот же М. Литвинов писал, что за 1944 годы краснодарцы отработали на приведении города в порядок 444 тысячи человеко-часов. А всего за три недели 1945-го - 311 тысяч человеко-часов.

Студентам интересны человеческие истории, как люди жили, умирали от голода, как переносили трудности.

А вскоре пришёл День Победы. Его в Краснодаре встречал Константин Бондарев, лечившийся здесь от третьего ранения. «Хозяйка комнат, в которых ютились по восемь-девять человек, разбудила: «Хлопцы, вставайте!» - «Что такое?», - не сразу поняли парни спросонья. - «Война кончилась!», - вспоминал он девятого мая 1945 года. - Мы быстро оделись, вышли - я на костылях, два друга - на протезах, скрипим потихоньку. А тут люди потоком идут к Красной - нас заметили, подхватили на руки, понесли. Краснодарцы вытащили из подвалов бочки с вином, вокруг песни, шум, радость, поздравления, объятья!».

Человек интересней танка

«Я преподаю уже десять лет и за это время интерес к Великой Отечественной не меняется, - объясняет преподаватель истории краснодарского колледжа права, экономики и управления Дмитрий Безрученко. - Для студентов - а наш контингент в основном 17-19-летние - это самая важная тема в истории XX века. Если бы я предлагал выбирать темы, подавляющее большинство остановились бы на ней. И даты начала и конца войны - самое простое, что можно спросить. Если студент не знает даже этого, то это всё - более лёгкого задания просто не существует.

Интерес к войне у студентов на протяжении времени ровный. Тем, кому всё равно, одинаково наплевать на все темы. Тем, кто интересуется историей, соответственно, интересно всё. И пять лет назад к 70-летию Победы, и сейчас, к 75-летию, в колледже мы активнее говорим о войне. Проводим конференции, викторины, поэтому интерес к юбилейным датам растёт.

На лекциях я стараюсь не только рассказывать, но и показывать отрывки фильмов, кадры из кинохроники. Например, архивные записи блокады Ленинграда для многих стали настоящим откровением. Студентам интересны человеческие истории, как люди жили, умирали от голода, как переносили трудности. Как они пытались выжить и не теряли при этом присутствия духа. Доходило даже до слёз. Если же постоянно показывать военную хронику: выстрелы, взрывы, как танки стреляют, летят самолёты, то от этого студенты быстро устают. Им интереснее человеческие истории, которые можно примерить на себя.

«АиФ-Юг» благодарит за предоставление информации Краснодарскую краевую универсальную научную библиотеку имени А.С. Пушкина.