В проекте «Наследие и наследники Боспорского царства» мы уже рассказали об античных городах, которые были расположены на территории Кубани. Частично затронули и историю племён, которые жили до прихода греков на Таманский полуостров. Сегодня наш рассказ о синдах, населявших территорию Черноморского побережья, и загадочном городе Лабрисе, который, по мнению учёных, мог являться столицей древнего племени. На самом деле материалов не так много, но, тем не менее, кое-какие свидетельства той цивилизации дошли и до наших дней.
Здесь был город
«Район современной Анапы греков привлёк довольно рано, ещё на рубеже VI -VI веков до н.э., - говорит историк Андрей Новичихин. - А первые следы контактов греческого мира с местными племенами синдов, скорее всего, были не на том месте, где возникла Горгиппия (ныне Анапа), а примерно в 2-2,5 км от городища Горгиппии. В 80-е годы XX века там были найдены фрагменты керамической посуды, удалось доказать, что когда-то там было поселение. Это было место в устье реки нынешней Анапки, куда греческие купцы привозили свои товары, обменивали их на что-то, нужное для античного мира. Позже образовалась сама Горгиппия, возникновение греческой колонии относится к VI веку до н.э. Надо сказать, что это один из поздних городов колонии, которая возникает в нашем регионе. То есть уже была Гермонасса (Тамань), была Фанагория (п. Сенной), был Пантикапей (г. Керчь), а поселение на месте Анапы только-только возникло. Хотя надо сказать, что античные авторы в своих географических сочинениях упоминают, что и до Горгиппии здесь был город или селение с названием Синдская Гавань, или Синдика. Это было и название области, и название города».
Геродот упоминает о том, что скифы совершали походы в земли синдов.
Было много предположений о том, где простиралась территория синдов, в итоге учёные сошлись на том, что эти племена проживали в низовьях Кубани, районе современной Анапы, юге Крымского района. Как далеко она продвигалась на восток - сложно утверждать. Известно лишь, что погребальные обряды синдов мало отличаются от традиций их восточных соседей - керкетов и торетов. Провести точную границу где чьи могильники невозможно. Напомним, что эти племена проживали там, где сейчас находятся Геленджик и Новороссийск. Скорее всего, это родственные с синдами племена.
Чьи предки?
Кто же такие синды? Согласно открытым источникам, это одно из многочисленных племён Северного Причерноморья, обитавшее в I тыс. до н. э. - первых веках н. э. на Таманском полуострове, и прилегающее к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска.
Этноязыковая принадлежность синдов дискуссионна в связи со скудостью источников.
Первоначально лингвоэтническая принадлежность синдов не была надёжно идентифицирована: синдские надписи на территории Синдики не были обнаружены, синды были наиболее эллинизированы, единственным доступным материалом является топонимика Синдики, дошедшая в виде скифских глосс в греческих текстах.
О. Н. Трубачёв в своей работе «О синдах и их языке» и позднее, в «Индоарике» (1999) делал предположение, что синды, как и прочие меотские племена, были «местными праиндоевропейцами в отличие от соседних индоиранцев. Язык синдо-меотский - это индоарийский, с признаками самостоятельного диалекта (или диалектов)».
Н. В. Анфимов критически относился к гипотезе Трубачёва, предполагая, что данные выводы спорны и предлагал в свою очередь относить синдов к кавказским народам, допуская участие синдов как части меотских племён в этногенезе адыгов.
Под влиянием эллинов
«Со временем синды попали под влияние античной культуры и начался процесс, который называют эллинизацией, - продолжает Андрей Новичихин. - Они переняли очень много элементов греческой культуры и материальной. Во всяком случае, известно, что в конце V века до н.э. у них возникло какое-то подобие государства. Об этом говорит греческий автор Полиен, который сообщает, что у синдов были цари; есть надпись, где упоминается синдский царь; на территории Синдики появляются города, которые построены по инициативе местных правителей, но при участии скорее всего греческих архитекторов и строителей».
В то же время учёные считают, что монетные типы, связанные с этой чеканкой, свидетельствуют о высокой степени эллинизации синдов (во всяком случае их верхушки).
Воинственная царица
Доктор исторических наук Владимир Горончаровский в одной из своих работ пишет, что «Синдское царство просуществовало до второй четверти IV века до н.э. К сожалению, источники, за исключением нумизматических, освещают лишь последний этап существования царства - накануне его включили в состав Боспорского царства». По его мнению, до недавнего времени чуть ли не единственным источником по этому вопросу был рассказ Полиэна о меотской царевне Тиргатао.
Так кем же была эта загадочная женщина? Из текста Полиэна следует, что Тиргатао - меотиянка, которая жила в начале IV века до н. э., во время наступления Боспорского царства на Синдику и была женой царя синдов Гекатея. Сведения о Тиргатао известны нам только из сочинения Полиэна «Стратагемы», который, возможно, узнал о ней из преданий языгов (предположительно одно из кочевых сарматских племён).
Так вот Гекатей был свергнут противниками Боспора, но боспорский царь Сатир I оказал ему помощь и восстановил на троне. Естественно, Сатир делал это не бескорыстно, а хотел укрепить с ним отношения и предложил ему в жёны свою дочь. Но дело в том, что Гекатей был счастливо женат и, судя по всему, любил свою супругу. Да и Тиргатао была не робкого десятка.
Вот как описывает эту ситуацию Полиэн:
«Меотиянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея, царя синдов, которые живут немного выше Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, снова посадил на царство боспорский тиран Сатир I, причём выдал за него свою прежнюю жену (по другим сведениям дочь). Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить её, а заточил её в сильной крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу.
Приверженцы Гекатея и Сатира большим рвением принялись искать её, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днём скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым иксоматам, где были владения её родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила иксоматов к войне.
Приведя с собой многие из воинственных племён, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошала набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причиняла вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав просьбы и дав в заложники Сатирова сына - Метродора. Тиргатао согласилась примириться, но её противники, примирившись, не сдержали клятвы. Именно Сатир I уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей. Когда те бежали к ней, и Сатир стал требовать их выдачи, то Тиргатао, чтя право убежища, часто посылала к Сатиру письма, желая спасти людей, прибегнувших к её защите. Но эти последние улучили случай напасть на неё: в то время, как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершил покушение, не удавшееся потому, что пояс Тиргатао отразил удар. Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана».
Тогда Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир I не умер с отчаяния; сын его Горгипп наследовав престол, сам явился к Тиргатао с просьбами и богатейшими дарами, и тем прекратил войну.
«Однако характер этого текста таков, что его данным невозможно было бы доверять, если бы он не подтверждался независимыми свидетельствами, - говорит Андрей Новичихин. - И таковые, к слову, нашлись».
По словам историка, одно из обнаружённых городищ находится недалеко от хутора Чекон, в районе Анапы, его называли «Семибратнее городище», поскольку рядом расположены семь больших курганов. Ещё в XIX веке местное население их воспринимало как погребение семи братьев. Обычно археологи его так и именуют.
Там был обнаружен каменный постамент, на котором находилось стихотворное посвящение от имени боспорского царя Левкона 1. Текст таков: «Исполнив обет, Левкон, сын Сатира, поставил это изваяние Фебу Аполлону, тому, что в Лабрисе - владыке сего города лабритян - архонт Боспора и Феодосии, изгнавший битвой и военною силой из земли синдов Октамасада, сына Гекатея, царя синдов, который Октамасад, лишая отца его собственной власти, напал на этот город».
Эта надпись предоставила в распоряжение исследователей целый ряд новых и важных данных.
Выяснилось, что Семибратнее городище носило в древности название Лабрис и что здесь находилась столица Синдского царства. На это указывают последние строки надписи - мятежник Октамасад (сын Гекатея) пытался свергнуть отца с престола и напал именно на Лабрис, где, следовательно, находилась царская резиденция, именно здесь произошла решающая битва, после которой Октамасад был изгнан из Синдики. Кроме того, на территории Синдики неизвестны сравнимые с Лабрисом по масштабу городища.
Его столичный статус объясняет и исключительное богатство расположенных рядом курганов, принадлежащих к группе «Семь братьев», собственно и давший название городищу.
Надпись также свидетельствует о том, что царство поддерживало союзнические связи с молодым Боспорским государством.
Во всяком случае, боспорский правитель Левкон поддержал законного царя Гекатея, когда против него поднял мятеж собственный сын. При этом оставался ли Гекатей после этого на престоле некоторое время после этих событий или Синдика была включена в состав Боспорского царства сразу, остаётся неясным.
Что таят курганы?
Ярким свидетельством особого значения Семибратнего городища являются богатые захоронения в группе расположенных неподалеку Больших Семибратних курганов. Как многие известные скифские элитные курганы, они расположены цепочкой на водоразделе, господствующeм над местностью. Кстати, эти курганы раскопаны ещё в 1875-1876 гг. археологом В. Тизенгаузеном. Обнаруженные погребения содержали большое количество инвентаря, в том числе высокохудожественные изделия из благородных металлов, которые сейчас украшают Золотую кладовую Эрмитажа. Очевидно, это были захоронения синдских царей и представителей высшей аристократии. Для обнаруженных здесь изделий характерно значительное влияние, с одной стороны, скифской культуры, а с другой - греческой, что очевидно отражает ситуацию, сложившуюся в Синдском царстве, которое находилось на границе двух культурных миров - античной цивилизации и мира ираноязычных кочевников Евразии. Именно такое направление культурных связей засвидетельствовано известными нам именами синдских царей: Гекатей, носивший греческое имя, дал своему сыну скифское имя Октамасад.
Торговое поселение
По всей вероятности, в ходе своего развития Лабрис принял новых греческих переселенцев, однако приобрёл ли он при этом статус полиса, непонятно. Вполне возможно, что именно с прибытием на берега Гипаниса (Прим. ред.: историческое наименование рек, обычно Южный Буг в ранних античных источниках (о Скифии, хотя иногда под таким названием выступала и Кубань ) новой группы переселенцев связан всплеск городской застройки за линию прежних стен с воротами, которые достаточно чётко читаются на карте геомагнитной съёмки. Новые городские кварталы, вписанные в прямоугольник оборонительных сооружений, заняли площадь около 2,4 га, что при застройке средней плотности даёт цифру около 130-150 домовладений. Также на этой территории была обнаружена башня, надпись с которой мы процитировали выше.
Судя по фрагментам пухлогорлых амфор, одна из которых была обнаружена в кладке башни, городская жизнь здесь началась не позже V века до н.э.
Кстати, характер городской застройки - южная часть имеет прямоугольную форму, а северная - овальные очертания - представляется не случайным. Форма прибрежной части городской территории представляет собой результат первоначальной довольно беспорядочной застройки районов, прилегающих к порту и окружённых впоследствии оборонительными сооружениями. По мнению учёных, такой характер напоминает тот, что засвидетельствован для греческих эмпориев (торговые поселения), основанных на территории туземных обществ для обмена с ними товарами. Можно предположить, что Лабрис первоначально имел именно такой статус, без политической подоплеки.
Но со временем был присоединён к Боспорскому царству Левконом I.
Кто такой Левкон
При Левконе I была осуществлена широкая экспансия: к Боспорскому государству присоединены Феодосия (около 380 до н. э.), весь Восточный Крым, племена Прикубанья (синды, тореты, дандарии и псессы).
Как мы уже говорили, когда в Синдике был свергнут союзник Боспора царь Гекатей, Левкон I вмешался в дела синдов. Узурпатор Октамасад, сын Гекатея и Тиргатао, был изгнан. Гекатей был восстановлен в качестве царя, но ненадолго: вскоре сам Левкон I в официальных надписях стал именоваться «царём синдов». Наместником в Синдике был брат Левкона, средний сын Сатира I Горгипп. Центр земель синдов - город Синдская Гавань - был переименован в его честь в Горгиппию (современная Анапа).
Захват Феодосии Левкон I осуществил, чтобы монополизировать хлебный и рыбный поток из житницы и «рыбницы» Европы - Приазовья и Поднепровья - в материковую Грецию. Захват обширных плодородных земель способствовал росту боспорского экспорта хлеба, особенно в Афины, что благоприятно влияло на состояние всей экономики и культуры Боспора. Демосфен сообщал, что ежегодно при Левконе с Боспора вывозилось 400 000 медимнов хлеба (16 380 тонн). В правление Левкона I около 375 года до н. э. в городе Пантикапей впервые начался выпуск золотых монет.
Левкон I пытался также овладеть Херсонесом Таврическим.
Левкон I ввёл в военную практику заградотряды: при захвате торгового греческого города Феодосии царь за спиной своих боспорских тяжёлых пехотинцев - гоплитов - поставил отряд союзных скифских конных лучников и приказал стрелять в каждого, кто отступит. После этого милетская Феодосия пала.
По мнению историков, с войнами Левкона I во второй четверти IV века до нашей эры (примерно в период с 370 по 350 годы до нашей эры) следует увязывать факт закладки так называемого Мирмекийского клада, спрятанного под стеной святилища (предположительно, посвящённого Деметре) в Мирмекии. Клад, вероятно, представлял собой часть храмовой или городской казны. Возможно, он был спрятан в связи с набегом на поселение вражеского флота - например, флота Гераклеи Понтийской, который, оказывая поддержку Феодосии в её борьбе с Левконом, высаживал десанты по всему побережью Боспора. Во всяком случае, как раз указанным периодом датируются следы пожарищ на западной окраине Мирмекия в районах, примыкавших к гавани города.