Примерное время чтения: 7 минут
440

Медицина и магия. Чем прославились греки, жившие на территории Анапы

Сюжет Живая история Кубани

Главными свидетелями истории зачастую становятся предметы, обнаруженные археологами через тысячелетия. Они помогают понять, чем дорожили люди, предшествовавшие нам, как жили, чем пользовались.

Коллекция изделий из золота и серебра из раскопок Горгиппии включает украшения и детали одежды: браслеты, перстни, фибулы, височные привески, заколки, обереги, амулетницы, бусы, серьги, пряжки, детали поясной фурнитуры, фигурные нашивки.

Зачем фига в кармане

В качестве оберега от сглаза часто носили предмет в виде «рогатой руки» - вытянутый указательный палец и мизинец, а также фигу-кукиш (примечательно, что до сих пор, эти жесты некоторые считают отвращающими  сглаз и порчу, а также нечистую силу). А в древние времена, как выясняется, были такого рода обереги. Также в этом качестве использовали различные подвески и медальоны с изображением богов. Амулетницы разных форм носились на груди и предназначались для хранения талисманов и оберёгов.

К слову, греческие мастера-ювелиры и торевты в Северном Причерноморье стремились сочетать черты классического искусства  и местные традиции. Для первых веков нашей эры характерно применение в ювелирных изделиях цветных камней и стеклянных вставок, что связано с распространением варварской знати -  как раз в это время стал развиваться полихромный, многоцветный стиль.

Перстни-печатки из Горгиппии с резными камнями - геммами содержат изображения Аполлона, Тихе, Афины, Козерога. Популярность гемм была обусловлена верой в магические свойства драгоценных камней.

Но наиболее были распространены бусы и подвески. Чаще всего они были сделаны из египетского фаянса, стекла и камней - янтарь, гранат, сердолик, халцедон, кварц, агат и т.д. Популярными были так называемые глазчатые бусы.

Молились и заклинали  

Мифы свидетельствуют о том, что медицину в античном обществе рассматривали как особое искусство сохранения здоровья и красоты, которому покровительствуют боги. Богиня мудрости Афина якобы научила медицине Прометея, а он передал искусство врачевания людям.  

А бог солнечного света Аполлон, по преданиям, мог насылать болезни и исцелять их.

Кстати, греческая колонизация породила особый культ Аполлона Врача, который был покровителем колонистов, спасал их и от опасностей, и от болезней. В честь Аполлона Врача по берегам Боспора сооружались храмы и святилища.

Многочисленные подтверждения этому обнаруживали археологи. Так, в Горгиппии найдено донце чернолаковой тарелочки с процарапанной подписью (графити) с посвящением Аполлону Врачу.   

Также при раскопках городища найдены медицинские инструменты: скальпель, вилочка, пинцеты, ложечки, лопаточки, копоушки, ножи. Использовалась керамическая и стеклянная посуда: кувшины, бутылки, колбы, бальзамарии. Для приготовления лекарств использовались ступки, пестики, плитки для растирания.

Параллельно с практической медициной  развивалась медицинская магия, которая призвана была оградить человека от заговора, сглаза, болезней. В медицине было распространено убеждение, что некоторые камни - агат, янтарь, малахит, сердолик  - оказывают влияние на здоровье, психику и даже жизнь человека.

Так, в окрестностях Анапы найден агатовый шарик - медицинский амулет - с двумя симметрично расположенными надписями треугольных очертаний. На одной стороне заклинание: «Для исцеления от ядов… Дамнаменей («укрощаю»), амнаменей, мнаменей, наменей, аменей, меней, еней, ней, ей». Второй текст: «Господи, прошу тебя, сделай моё лечение полезным для здоровья возглавляющей головы, ушей, мозговой оболочки, гортани, языка, переносицы, зубов, рта».

В первые века н.э. на Боспор ввозились предметы из египетской пасты - бусы, фигурки, амулеты, подвески в виде сжатой в кулак руки, с изображением лежащего льва, скарабеев, различных божеств.

Сближение миров

Также заглянуть в тайны истории помогают скульптуры.

Мраморная и бронзовая скульптура из раскопок Горгиппии немногочисленна, но выразительна. Так, в 1939 году была найдена статуя наместника античного города Неокла примерно в том месте, где находится один из санаториев.  Статуя была воздвигнута сыном Неокла, тоже наместником Горгиппии Мойродором, в честь своего отца в 186 году н.э. Об этом говорит надпись, найденная неподалёку. Неокл изображен как истинный грек, но на шее у него гривна, заканчивающаяся двумя змеиными головками и подвеской  в виде головы быка. Это украшение - символ власти, правда, по стилю больше варварский, чем греческий.

Последний период в истории греческой культуры называется римским, так как Греция потеряла независимость и стала римской провинцией Ахайя. Греческие колонии, даже без прямого подчинения римским легионам, признавали эту зависимость в политическом плане и вынуждены были строить добрососедские, взаимовыгодные отношения с окружающим их варварским миром. Так происходят сближение  культур двух миров, переплетение отдельных элементов, что нашло отражение в  стилистике гривны Неокла.

Богиня… случая

Также в Горгиппии был воздвигнут  храм в честь Афродиты Навархиды. При раскопках найдены статуэтка Афродиты с Эротом, несколько женских голов, части обнажённых женских фигур, принадлежащих Афродите.

Каменное изображение богини случая Тюхе найдено в подвале дома конца III - первой половины I в. до н.э. вместе с терракотовыми фигурками богини матери Кибелы, беременной женщины.

Величественная богиня, покровительница  городов, акрополей, частных лиц и царей, восседает в высоком кресле, на голове у неё калаф, слева к плечу тянется рог изобилия.

Богиня в хитоне, подвязанном под грудью и плаще, драпировка которого укрывает спину и левую руку, изображена сидящей в кресле с высокой спинкой. Обе руки сложены на коленях - поза величественная, изваяние относится к I-III вв. н.э.

Параллельно с практической медициной развивалась медицинская магия, которая призвана была оградить человека от заговора, сглаза, болезней.

Прощальный барельеф  

Ещё один памятник античности, обнаруженный в Горгиппии, - мраморное надгробие в виде вертикальной трёхъярусной стелы с рельефами в прямоугольных рамках.

Верхний передаёт сцену загробной трапезы: на ложе-клине возлежит мужчина, перед ним столик с яствами, в правом углу - юноша с собакой. Под рельефом подпись: «Гликарион, сын Пофиска, прощай!»

Средний рельеф содержит изображение всадника, остановившегося перед юношей в «позе печали», опирающемся на колонну.

Надпись «Гликарион…» была уничтожена третьим рельефом, выполненным рукой другого мастера, на котором изображена сидящая в кресле женщина. За спинкой кресла - маленькая фигурка служанки с сосудом в руках. На рельефе надпись: «Гедин, жена Агафа, прощай!» Датируется: середина I- начало II в. н.э.

(В статье использованы материалы Анапского археологического музея. -  Прим. ред.)

Кстати

История Анапского музея начинается с комнаты древностей, которая открылась в городском Курортном зале в 1909 году. В основу экспозиции была положена коллекция  предметов античности археолога, профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского (1848 -1918), который с 1895 года проводил раскопки на Кубани и жил в Анапе на собственной даче. В 1908 году профессор раскопал античный склеп в окрестностях Анапы, провёл его демонтаж и перевёз на территорию городского сада на Высоком берегу. Памятник античной погребальной архитектуры был восстановлен под руководством  Н. Веселовского  и открыт для осмотра вместе с Комнатой древностей.

Музей вновь был открыт в 1932 году стараниями краеведа и археолога Георгия Федосеевича Чайковского. Но коллекции музея были утрачены в годы фашистской оккупации. Осенью 1945 года в Анапе начинает работу краеведческий музей. В послевоенные годы раскопки на территории города проводил В. Блаватский. В результате в 1954-1956 годах в фонды музея поступили первые археологические  комплексы-материалы погребений раскопок некрополя Горгиппии.

С 1960 года начинаются  систематические исследования городища на Набережной Анапской экспедиции Института археологии Академии Наук. Было исследовано свыше 1600 кв. м городища Горгиппии, более 700 погребений её некрополя, в окрестностях города - усадьбы, могильные курганы.

В 1975 году на улице Горького был открыт склеп с росписями на тему подвигов Геракла и саркофаги с уникальными находками.

В 1977 году решением Совета Министров РСФСР в Анапе при исследованной части древнего города был создан музей-заповедник Горгиппия с экспозицией под открытым небом и выставками. На сегодняшний день его общая площадь - 1,76 га. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах