Многие знают про ахейцев из «Илиады» Гомера. А знаете ли вы, что представители этого племени жили на берегах Чёрного моря, примерно там, где располагается современный Сочи?
Дикие люди
Ахейцы, или ахеяне, наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. При этом предки ахейцев изначально обитали в районе в степях Северного Причерноморья (крито-микенская культура и религия, как часть индоевропейской культуры бронзового века), пройдя согласно Уильяму Тэйлору, через Малую Азию, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II тыс. до н. э.), позже - на полуостров Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами и аргивянами - жителями Аргоса. Но с наибольшей частотой употребляется этноним АХЕЙЦЫ. Они были известны как пираты, нападавшие на мореходов. Позже часть ахеев-ахейцев ушла на балканы вместе с данайцами.
Об этих племенах, ахеях, гениохах и зигах интересно написал археолог, учёный-кавказовед Юрий Воронов в книге «Древности Сочи и его окрестностей», отрывки из которой мы публикуем в рамках проекта «Наследие и наследники Боспорского царства».
От Пицунды до Туапсе
Итак, в трудах многих античных авторов (Геродот, Ксенофонт, Аристотель, Гераклид Лемб, Помпоний Мела) рассказывается о том, что в IV-I вв. до н. э. северо-восточное Причерноморье было заселено родственными племенами, известными под собирательным термином «гениохи». В земле гениохов были основаны такие крупные древнегреческие города-колонии, как Фасис, Диоскуриа-да, Питиунт. В зоне распространения гениохийских племён было два функционально различных в силу географических и иных причин района: северо-западный («побережье ахеев, зихов и гениохов»), отличающийся пересечённым рельефом и отсутствием удобных гаваней, и юго-восточный («побережье фасианов, соанов и снова гениохов»), имеющий множество удобных гаваней и благоприятную для развития хозяйства приморскую низменность.
В античном мире северо-западные гениохийские племена называли группировками. Их основным занятием было пиратство.
Для нас основной интерес представляет северо-западная Гениохия - «побережье ахеев, зихов и гениохов». Во II в. до н. э. Артемидор Эфесский отмечал, что «берег гениохов в тысячу стадиев» простирался к северо-западу от Питиунта (античный город и порт, основанный греками на берегу Чёрного моря и входящий в Понтийское царство в конце II - начале I века до н.э. В настоящее время развалины древнего города Питиунт находятся на территории Пицунды), т. е. включал в себя современную северо-западную Абхазию и восточную часть района Сочи. Согласно же историкам, изучавшим Митридатовы войны, которых цитирует крупнейший античный географ Страбон, гениохи распространялись и северо-западнее, возможно, до территории современного Туапсинского района. Анализ сведений разновременных авторов (Страбон, Плиний Секунд, Дионисий, Флавий Арриан, Прокопий Кесарийский) позволяет поместить в тех же пределах и зигов. Северо-западнее современного Сочи и на территории Туапсинского района жили ахейцы, с которыми, вероятно, связано название упоминаемой источниками реки Ахеунта, сопоставляемой с современной рекой Шахе. Гениохи, зиги и ахеи снискали себе в греческом мире дурную славу морских разбойников.
Морские разбойники
Яркую характеристику гениохов-пиратов оставил нам Страбон: «За Синдикой и Горгиппией идёт вдоль моря побережье ахеев, зихов и гениохов... Обитатели его живут морским разбоем, для чего имеют небольшие, узкие и лёгкие ладьи, вмещающие около 25 человек и редко могущие принять 30; эллины называют их камарами... Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность и даже город, они господствуют на море. Случается, что им содействуют и владетели Боспора, предоставляя стоянки, покупку провианта и продажу награбленного. Возвращаясь в родные места, они за неимением стоянок взваливают свои камары на плечи и уносят в леса, в которых и живут, обрабатывая скудную почву; а когда наступает время плавания, они снова сносят камары на берег. Так же поступают они и в чужой стране, где имеют знакомые лесистые местности: скрыв в них камары, они сами бродят пешком, днём и ночью, с целью захвата людей в рабство; то, что удаётся им захватить, они охотно возвращают за выкуп, по отплытии извещая потерпевших. В местностях, где есть самостоятельные правители, обижаемые еще находят некоторую помощь со стороны своих вождей...»
В античном мире северо-западные гениохийские племена называли группировками, не лучше, чем в минувшие девяностые… Их основным занятием было пиратство. Данные античных источников позволяют судить о двух этапах развития этого промысла у гениохов. Первоначально целью их морского разбоя был не столько захват пленных для работорговли, сколько удовлетворение насущных внутренних потребностей за счёт грабежа. Естественно, что подобные «потребительские» действия вызывали отпор со стороны правителей отдельных наиболее развитых районов Причерноморья. Один из царей Боспора, Евмен, согласно сообщению Диодора, в конце IV в. до н. э. «для защиты плавающих по Понту (Чёрное море - Ред.) ... вступил в войну с... обыкновенно занимающимися пиратством гениохами, таврами и ахейцами и очистил море от пиратов, за что и получил... похвалу не только в своём царстве, но почти во всей вселенной, так как торговцы повсюду разнесли молву о его великодушии».
Рабы на экспорт
Постепенное приспособление практики грабежей к нуждам средиземноморского рабовладения способствовало тому, что гениохийские пираты в середине III в. до н. э. превратились в рабодобытчиков и работорговцев и тесно связали себя экономически с Боспором, где нашли и рынок сбыта добычи, и корабельные стоянки. «Места у Понта,- писал Полибий,- нам доставляют скот и, бесспорно, самое обильное и самое пригодное множество людей, увозимых в рабство». Так, экспорт рабов, обусловленный соответствующими потребностями Средиземноморья, способствовал превращению древнего занятия морским разбоем в доходный промысел - охоту за людьми и работорговлю. В обмен на рабов пираты получали различные товары греческого производства, в первую очередь оружие, посуду, украшения и иные изделия, удовлетворявшие главным образом нужды местной родоплеменной верхушки. Однако заморские товары поступали сюда и через греческие центры, подобные тому, который находился в устье Мамайки, а также в результате контактов с греческими купцами, проплывавшими вдоль берегов из Боспора в Колхиду и обратно. Эта деятельность гениохов приобрела общепричерноморское значение, поскольку, как сообщает Овидий, гениохи достигали и западных берегов моря, в то время как их присутствие в Южном Причерноморье засвидетельствовано, по-видимому, Тацитом. Узкая, отвечающая в первую очередь потребностям восточносредиземноморского рабовладельческого хозяйства специализация гениохийских племён лишь в незначительной степени способствовала их прогрессу. Поступательное движение этих племён задерживалось общим характером их функциональной зависимости, превращавшей северо-западных гениохов в придаток средиземноморского хозяйства.
Кто жил на Мамайке?
Культуру населения района г. Сочи в VI-I вв. до н.э. характеризуют поселения и могильники. Судя по скоплениям соответствующих находок, довольно значительные населённые пункты в это время располагались в устье реки Мамайки и вдоль морского побережья, в междуречье Кудепсты, Мзымты и Псоу.
Интересные погребальные комплексы найдены в селе Богушевка (бронзовый шлем, два железных наконечника копий, янтарная и пастовая бусины) и в Соболевке (железный топор, бронзовые фибулы, браслет и шейный обруч - гривна). Большое число случайных находок (керамика, мечи, головные обручи, браслеты), хранящихся ныне в Сочинском музее краеведения, должно быть, связано с разрушенными погребениями.
Торговые связи хорошо иллюстрируются находками в прибрежной зоне. К VI в. до н. э. относятся обломки расписной ионийской посуды с розетками. В V в. до н. э. сюда поступали гипсовые алабастры, амфориски и алабастры, изготовленные из разноцветного «финикийского» стекла. IV в. до н. э. датируется и краснофигурная ваза-пелика аттического производства, попавшая сюда, по-видимому, через Боспор. От этой вазы сохранилась лишь оборотная сторона с изображением юношей. Низенькие, пузатенькие одноручные кувшинчики - арибаллические лекифы с краснофигурной росписью (в первом случае устремлённая вперед женская фигура, во втором - женский профиль с полумесяцем перед ним) можно отнести к концу V-IV вв. до н. э. Этим же временем датируются и чернолаковая чаша-котила с красным пояском в придонной части, дно чернолакового блюда со штампованным орнаментом и кубок-канфар. Очень интересны рельефные чернолаковые чаши, связываемые с продукцией Делоса (II в. до н. э.). Элементы рельефного орнамента этих чаш включают розетки на донышке, многоугольники, плетёнку, ромбовидные листья и др.
Терракотовые изделия - поясные изображения женского божества, статуэтки в стоячей и сидячей позе, принадлежавшие, судя по всему, популярной среди греческих колонистов богине хлебопашества и заупокойного культа Деметре, изготовлены, по-видимому, на Боспоре. Отдельные изделия (терракотовые маски-налепы) могут относиться и к более позднему времени (не позднее конца II в. н. э.). Весь комплекс находок из района Сочи говорит о существовании здесь греческого поселения, основанного, скорее, боспорцами и, соответственно, поддерживающего связь главным образом с Боспором.
Кудепста была под Боспором?
Несколько иной характер имеют находки с поселений из междуречья Кудепста - Псоу. Это обломки разнообразных амфор: хиосских (VI-V вв. до н. э.), «колпачковых» (IV в. до н. э.), синопских (III-I вв. до н. э.), амфор с двуствольными ручками (III-II вв. до н. э.). Много здесь и амфор из коричневой глины III-I вв. до н. э., относящихся к местной греческой продукции, хорошо уже известной по находкам в окрестностях Диос-куриады и других восточнопричерноморских античных центров. На тех же поселениях найдено довольно много краснолаковых сосудов: фрагменты блюд рубежа н.э., канфары II-I вв. до н. э. Интересны также синопские чаши-лутерии IV-III вв. до н. э., красноглиняные амфориски, светлоглиняные рожки, кувшины с двуствольными ручками, обломки «колхидских» пифосов. К привозным изделиям относятся бронзовый посеребренный аттический шлем и бусы, найденные в погребении в селе Богушевка. Деньги появились на рассматриваемой территории, как и вообще в Причерноморье, вместе с греческими колонистами. Едва ли не самой древней здесь является серебряная колхидка, отчеканенная на монетном дворе одной из восточнопричерноморских греческих колоний. Хорошо представлены монеты Ольвии (IV в. до н. э.), Пантикапея (III в. до н. э.), Фанагории (II в. до н. э.), серебряные римские республиканские монеты (II-I вв. до н. э.), золотой статер Лисимаха (III-II вв. до н. э.), монеты Амиса и Амасии времени Митридата IV.
Преобладание боспорских монет свидетельствует, наряду с вышеописанными материалами, о том, что эта территория входила в сферу экономических интересов и влияний в первую очередь Боспора, хотя достаточно сильным было и колхидское влияние.
Живут в ущельях и под небом
Видное место в хозяйстве гениохов занимало по-прежнему довольно примитивное, главным образом мотыжное земледелие, на которое указывает Страбон, говоря, что «они... живут, обрабатывая скудную почву». Важную роль играли скотоводство и охота, о чём тот же автор сообщает: «Одни из них занимают вершины гор, другие живут под открытым небом в ущельях, питаясь... звериным мясом, дикорастущими плодами и молоком». Отмечаются различные ремесла, носившие придомный характер: гончарное производство, прядение и ткачество, кузнечное дело, обработка кожи».
Древнее население окрестностей Сочи имело тесные связи и со скифо-сарматским миром, что прослеживается в формах мечей, наконечников копий, топоров. Интересны и сведения античных литературных источников, согласно которым гениохи и близкие им племена были тесно связаны со скифами. Так, Аппиан упоминает гениохов и ахейцев, живущих «в Скифии». У другого автора гениохи фигурируют как «племя приморской Скифии».
Могут и убить!
Значительное число племенных образований в Восточном Причерноморье является следствием господства здесь первобытно-общинных отношений и присущей им политической раздробленности. Подтверждением этому служат и нелестные отзывы об облике отдельных генио-хийских племён. Аристотель сообщает, что ахейцы и гениохи склонны к убийству и людоедству и ведут разбойничий образ жизни. В произведениях Сенеки упоминается «гениох, живущий на крутой скале негостеприимного Кавказа». Дикими и необразованными называет гениохов Помпоний Мела, «свирепых гениохов» упоминает Бальб и т. д.
Интересные сведения о структуре гениохийских племён сообщает Страбон: «Они находятся под властью так называемых скиптродержцев, которые в свою очередь подчинены тиранам и царям... у гениохов было четыре царя». Под этими «царями» подразумеваются племенные вожди, а под «скиптродержцами» - родовые старейшины, объединявшиеся в совет при племенном вожде. Известны два имени гениохийских вождей: в одном античном источнике упоминается Гирпак, унаследовавший «престол Гениоха», в другом «вождь гениохов и аланов» Анавсий. Свидетельства античных авторов позволяют определить общественный строй гениохийских племён как военно-демократический. Отдельные племена могли вести друг с другом войны и были вполне самостоятельны в смысле внешних сношений. Так, Псевдо-Арриан сообщал, что ахейцы находились во вражде с керкетами, а Страбон утверждал, что зиги враждовали с гениохами. Военно-демократический характер социальной организации гениохов особенно ярко проявил себя в событиях конца II - первой половины I вв. до н. э., связанных с войной Митридата IV Евпатора с Римом. Степень зависимости различных гениохийских племён от Понтийского царства постоянно менялась.
Аристотель сообщает, что ахейцы и гениохи склонны к убийству и ведут разбойничий образ жизни.
Так, после событий 83 г. до н. э. гениохи пользовались относительной самостоятельностью. В 79 г. до н. э., по сообщению Аппиана, Митридат вёл активные военные действия против «ахейцев... и, потеряв две трети войска в сражениях от мороза и засад, возвратился назад». В 74 г. до н. э. гениохи уже выступают союзниками Митридата против Рима. Перезимовав в 66 г. до н. э. в Диоскуриаде (современный Сухуми), Митридат затем «прошёл через землю гениохов, дружески принявших его, ахейцев же обратил в бегство и преследовал». У Страбона можно прочитать, однако, что в этот момент Митридат пользовался и поддержкой ахейцев, но отказался от «путешествия через страну зихов... вследствие её суровости и трудности пути». Отряды гениохов участвовали в войнах Митридата с Помпеем, который после победы «совершил триумф над многими народами Понта», в том числе и над гениохами. Римский историк Патеркул сообщает, что Помпеи, победоносно пройдя «Мидию, Албанию и Иберию, затем повернул своё войско против тех народов, которые живут вправо от отдалённейшего угла Понта,- колхов, гениохов и ахеев». О проникновении к гениохам Помпея «с удивительной удачей» сообщает С. Аврелий Виктор. Лукиан же вкладывает в уста Помпея следующие слова: «Север видал мои победы до ледяных вод Фасиса... меня узнали... воинственные гениохи». Согласно Амвросию, римской власти в этот период были подчинены «Азия, Понт, гениохи, скифы-кочевники...» Таким образом, гениохийские племена представляли собой довольно значительную силу, с которой Помпею пришлось считаться при попытке преследовать Митридата.
Большое число изделий, характеризующих основной генетический стержень материальной культуры местных племён, указывает на её тесную связь с более восточными районами Причерноморья. Об этой связи говорят фабулы, браслеты с утолщениями, шейные гривны, бронзовый витой головной обруч с ромбовидными пластинчатыми концами, украшенными гравировкой и др. Эти и другие факты указывают на тесное этно-культурное единство гениохийских племён, обитавших на территории города Сочи, современной Абхазии и Центральной Колхиды.
Материал подготовила Фатима ШЕУДЖЕН.