На пользу себе и людям. Жительница Кубани создала бизнес, разводя червей

Татьяна Макаренко в 2014 г. стала победителем краевого конкурса в номинации "Предприниматель года". © / Татьяна Макаренко / Из личного архива

12 лет назад Татьяна Макаренко с семьёй переехала из большого города в Казахстане в маленькую станицу Баговскую Мостовского района на Кубани. Муж тяжело болен, сын - школьник. Татьяна Алексеевна рассказала «АиФ-Юг» о том, как с нуля, в чужих краях, организовала доходный бизнес по разведению червей.

   
   

Земля «оживает» за 10-15 дней

Светлана Мамина, «АиФ-Юг»: Татьяна Алексеевна, нечасто встретишь человека, который разводит… червей. Расскажите о своём необычном бизнесе.

Татьяна Макаренко: Возможно, если бы не муж, то не было ничего. Ему диагностировали опухоль головного мозга, он постоянно терял сознание. Ему была противопоказана химия: в продуктах, в воздухе. В Баговскую переехали из-за горного климата (станица находится в предгорном районе Краснодарского края, граничит с Карачаево-Черкесией, Сочи и Адыгеей - прим. ред.). После переезда приступы прекратились.

На новом месте я искала для себя дело. Отмела рискованные бизнесы, как, например, разведение кроликов. Из-за мора вмиг можно потерять всё поголовье. Не подошли мне варианты, сопряжённые со значительными вложениями (денег не было), требующие специальной базы, постоянного физического труда (я могла надеяться только на себя). Можно было разводить на продажу клубнику: хороший заработок, но сезонный. Однако огородничество интересовало меня, для себя я собиралась выращивать овощи-фрукты только полезные и безопасные. Так вышла на тему органического земледелия. Поняла, что технологии вермикультивирования или использование червей – это клондайк! За счет этого увеличивают плодородие почв и урожайность, делая его экологически чистым. Разведение червей перспективно во многих направлениях. В СССР ещё в 1982 году профессор Игонин в результате скрещивания получил гибрид с уникальными свойствами, за которые червя назвали «старатель». Рискнула: насобирала денег, поехала на червеферму в Подмосковье и купила пять ящиков с землёй, в которой жили «старатели».

- Бизнес имеет смысл, если он приносит доход, ваши надежды оправдались? Говорят, что самое сложное для производителя - найти свою нишу на рынке сбыта. Как вы решили эту проблему?

- Невозможно разбогатеть в короткий срок. И на миллионную прибыль рассчитывать не приходится. Это непростой кропотливый бизнес, требующий много времени. Про доходность… Двухэтажный дом построен, машина куплена, нужды не знаем - всё держится на червячке. Повторюсь, преимущество «червивого» бизнеса в том, что его можно развивать в нескольких направлениях. Маточное поголовье выращиваем (червосемьи продаём), органические удобрения производим, а ещё создаём продукты по защите растений, натуральные антибиотики. При их использовании можно за 10-15 дней участок земли оживить, даже если она в таком состоянии, что лопату не воткнёшь. А поработают бактерии - легко и непринуждённо будете тяпочкой... Органические удобрениия, или биогумус, который червячок даёт на выходе, - настоящее «золото». Для сравнения: полведра биогумуса эквивалентны 50 килограммам навоза. Это уникальный продукт, востребованный огородниками, садоводами. Нужны наши удобрения в теплицах больших хозяйств. Но о поставках в промышленных объёмах речи нет. Законодательная база не предусматривает субсидирование органического земледелия. Поэтому хозяйства, которые хотели бы выращивать урожай по нашим технологиям, не всегда имеют такую возможность. Сами знаете, фермерам работать без возврата денег очень тяжело. Тем не менее, за органическим земледелием будущее. В ЮФО около тысячи человек с червячками работают. Значит в этом есть смысл.

Досье
Татьяна Макаренко родилась в Казахстане. Окончила училище, техникум, Свердловский институт народного хозяйства (факультет экономики и управления). Знания, необходимые для жизни и бизнеса, дополняла в институте Кубанского Агробизнеса, в «Центре Образовательных Инициатив» Владимирской области (курс «Дождевые черви и плодородие почвы»). С 2008 года живёт в станице Баговской. Предпринимательница, общественница, член общественной палаты района и квартальная в своей станице.
   
   

«Дайте мне общественную работу»

- Расскажите о знакомстве с нашим регионом, что-то удивило вас?

- Казачьи традиции - живы! Свадьбы колоритные. Я была поражена тем, как широко гуляют на проводах в армию. Но сама станица поразила неухоженностью. Заборов нет - упали, домики кривые, крыши покосившиеся. Я не понимала, почему люди здесь, в райских условиях природы, так скромно живут! Но знаете, очень скоро всё стало меняться. Улицы осветили. Столько фонарей - Баговская как маленький Лас-Вегас. Кладбище огородили, чтобы скот не бродил, у клуба территорию. Клуб шикарный построен, не в каждом райцентре есть такой. ФАП запускаем. А дороги? Асфальт положили! К любому двору можно в тапочках подойти. Площадка детская отличная. И люди видят перемены, подтягиваются, подстраиваются, улучшают свою жизнь. Меняют крыши, ставят заборы.

- А чем обязана станица таким переменам, за счёт чего люди меняют крыши, какой заработок в поселении?

- Прослойка предпринимателей у нас небольшая, но активная. Скотоводством занимаются, заготовкой дров. В основном народ самозанятый. Огороды держат, молоко продают. Не ленятся. Станица строится, ремонтируется, потому что глава пользуется предложениями государства. Я познакомилась с ним, едва переехав. Заниматься только своим хозяйством, семьёй, я не могла - не привыкла. На родине работала в команде, которая создавала свободную экономическую зону. Был опыт, мозг нуждался в новых интересных задачах. Я видела, что могу быть в станице полезной. Попросила: «Дайте мне общественную работу». И ведь не зря? Моя победа в краевом конкурсе квартальных комитетов дала нам полмиллиона на строительство детской площадки. Наш глава - молодой и грамотный. Деньги на развитие станицы получает по программам госфинансирования - 90 % суммы из госбюджета, 10 % местного. Отсюда наши отличные дороги. Считается, что российская глубинка - всегда грязь и ямы. Да нет, если ямы - они не данность, а следствие разрухи в головах местных начальников.

Нужна молодая кровь

- Какая проблема у людей кубанского села, на ваш взгляд, главная сегодня?

- Молодёжь бежит в район и в город. О причинах бегства обычно так рассуждают: «Бегут потому, что работы нет, некуда устроиться». Признаемся честно. Мы не привыкли надеяться на себя. Ждём дядю: принесёт бутерброд на тарелочке и горячего чаю нальёт. Но подождите… президент нам рассказывает о том, какие огромные суммы выделяются на поддержку самозанятых. Вы хотя бы попробуйте, а?

- А может быть, не пробуют, потому что не знают о программах поддержки?

- Совершенно верно. Я среди станичников разъяснительную работу провожу. Учу, как через центр занятости финансовую помощь получить. Этого мало. Поэтому мы с единомышленниками-общественниками разработали программу «Молодёжный бизнес-квартал». Идея в том, чтобы объединить в Баговской 10-15 молодых семей. Сопровождать их в том, чтобы получили господдержку, зарегистрировали фермерские хозяйства. И остались жить! Омоложение селу необходимо. Нужно срочно начинать работу со школьниками. И мы придумали «Малую сельскую академию», пишем программу на грант. Хотим внедрить образовательную программу с седьмого класса школы. Направления три: ведение личного подсобного хозяйства, система налогообложения/юриспруденция, работа с госпрограммами. Показать детям окупаемый проект несложно. Финансы, право будут преподавать педагоги КубГАУ, с которыми есть договорённость. Брать кредиты, вести свой бизнес уметь должен каждый молодой человек. И не после университета. Иметь свою материальную базу желательно уже в восьмом-девятом классе. Сейчас детство затягивается до неприличия. «Мама, дай! Как нет?». И начинается воровство, алкоголь и что похуже.

Для сравнения: полведра биогумуса эквивалентны 50 килограммам навоза.

- По сути, вы решаете государственные вопросы. Откуда у вас столько сил и энергии?

- Теперь я вдова. Но у меня 13 внуков. Кто им покажет пример, кто научит, если не я? Я по жизни отличница. Если участвую в конкурсе - нужно первое место, обязательно! Это моя внутренняя стержневая политика. Бывает очень сложно. Муж… А недавно не стало и дочери. Как это пережить? Минувший год не был хорошим. В мае случилось наводнение, всю мою гряду червячью унесло, смыло. Но если бы вы летом в станицу приехали, то увидели бы необычное. Дело в том, что я всегда на гряде, для комфорта червячков тыкву сажаю. Мои семена проросли вдоль ручья, по берегам реки. Там, где её отродясь не было - тыква, пышные заросли. Так отмечен путь, по которому зашла в почву органика с моего огорода. Я осталась без червяка, без удобрения, без дохода, но помогла природе. И как бы ни было горько - от этого радостно. Есть моменты, когда теряешься. Не знаешь куда шагнуть: где кочка, а где болото? Но каждый день надо любить. Без любви к жизни не прожить человеку. Нет другого рецепта.