Настоящий Дед Мороз. Валерий Трифонов 58 лет играет главного волшебника

Сейчас у Валерия Павловича «горячая пора» – елки, представления. © / Валерий Трифонов / Из личного архивa

Его считают настоящим волшебником из сказки, его голос знаком многим поколениям детей и взрослых. Еще бы! Валерий Трифонов 58 лет «работает» Дедом Морозом и дарит радость людям. Его история - в нашем материале.

   
   

Исколесил весь Север

Сейчас у Валерия Павловича «горячая пора» – елки, представления. Но нам удалось пообщаться с главным Дедом Морозом Кубани и узнать о секретах волшебства и мастерства.

Впервые шубу сказочного персонажа Валерий Трифонов примерил еще в армии, в далеком 1965 году.

«Это было в военной части, в Сибири. Меня спросили: «Ты артист?» «Артист», – говорю. «Значит, будешь Дедом Морозом, надо поздравить ребят в Доме офицеров». А мне 19 лет, я худенький, голос тоненький. До армии я играл в театре только юных пацанов и даже девчонок. Но ничего, справился. В армии мой голос сломался, укрепился, стал более низким. Никто меня не учил речи, я просто сам стал разговаривать совершенным басом. После армии стали приглашать на эту роль сначала в Томске, потом в Тюмени. Объездил как Дед Мороз весь Север страны: и на оленьих упряжках, и на вездеходах, и на собаках. Кстати, как-то была такая история. Мы поехали поздравлять оленеводов, и меня доставили в место назначения на вертолете. Вокруг юрты, олени, горы снега. И я только поздравил всех с Новым годом, прибегает пилот: «Пурга начинается! Надо срочно улетать». В этих местах непогода может затянуться и на месяц. И никак уже не вылетишь оттуда. Мы вылетели, но в Салехард уже добирались на собачьих упряжках. Над головой появилось красивое северное сияние. Это было незабываемо».

досье
Трифонов Валерий Павлович. Родился 17 октября 1946 года, в Томской области. Окончил Институт культуры в Томске, специальность – актер и режиссер. Артист Краснодарского творческого объединения «Премьера».

По словам Валерия Павловича, для оленеводов, рыбаков – поздравление Деда Мороза было сродни сказке.

«Они же практически никого не видели, тогда и телевизоров было немного, и концертов особо там не проводили. Но, чтобы поднять дух, поддержать, отправили Деда Мороза. Им такое поздравление было очень приятно, они радовались, как дети», - говорит он.

   
   

В общем, карьеру Деда Мороза Валерий Павлович, как и положено, начал на Севере. Где он только ни бывал: и на Ямале, и в Ханты-Мансийске, Салехарде, Сургуте, объездил все северные районы Тюменской и Томской области.

Благословил Морозко

Но настоящее боевое крещение или, скорее, благословение, он получил в Москве.

«В 1969 году я попал на Кремлевскую елку, – рассказывает Валерий Трифонов. – Представление вел главный Дед Мороз Советского Союза Александр Хвыля, который сыграл эту роль в фильме Александра Роу «Морозко». Признаюсь, что в гримерку я пробрался втихаря, но мне очень хотелось поговорить с любимым актером. Надо сказать, что Александр Леопольдович был очень доброжелателен, выслушав меня, сказал: «У тебя подходящий голос, и эта роль тебе очень подходит. Играй!» И тут же предложил: «А не хочешь отработать на Кремлевской елке?» Я в недоумении, текста не знаю. Он успокоил, что есть фонограмма. Так я и благословение получил, и на главной елке страны поработал. Конечно же, этот случай считаю знаковым в своей жизни».

Дело не в погоде, а в атмосфере, которую создают новогодние персонажи.

В 1980 году один режиссер пригласил Валерия Трифонова в Тюмень. Спустя шесть лет он переехал в Краснодар и снова позвал с собой артиста. Тот согласился. Какое-то время работал в Театре кукол. В 1993 году вместе с Леонардом Гатовым и еще тремя актерами открывал новый театр кукол. Как раз тогда под Новый год показали первую «Новогоднюю фантазию», которая до сих пор ставится и идет в «Премьере». И почти во всех Деда Мороза играл Трифонов.

«Ко мне подходят уже взрослые люди, которые приходили детьми на первые «Новогодние фантазии», а теперь приводят своих детей и говорят им: «Смотри, этот Дед Мороз настоящий», – говорит Трифонов.

Мандарины, конфеты, фейерверк

На мой вопрос, каково Деду Морозу на юге, где зима теплая, снег – большая редкость? Сохраняется ли ощущение сказки, Валерий Павлович отвечает:

«Дело не в погоде, а в атмосфере, которую создают новогодние персонажи. Ощущение сказки сохраняется все 58 лет, которые я поздравляю детей. Казалось бы, за это время изменилось все. Возьмем даже новогоднюю елку. Ведь в 60-х годах прошлого века даже стеклянные игрушки были не у всех. Наряжали главную виновницу торжества зачастую самодельными гирляндами, которые делали из цветной бумаги. Это создавало праздничное настроение».

Свое детство он тоже считает счастливым, несмотря на то, что оно пришлось на послевоенное тяжелое время.

«Мы жили с мамой в небольшом сибирском поселке. Радостью было, когда мне давали приглашение на новогодний праздник – вот где веселье с песнями и танцами. Там, кстати, я и увидел в первый раз Деда Мороза. А дома мама украшала елку конфетами, орешками и мандаринами. И, пока она не видит, я срывал потихоньку эти сладкие украшения – и в рот, – смеясь, вспоминает артист. – Других подарков у меня не было: даже обычных игрушек в поселковых магазинах днем с огнем было не сыскать».

Прошли десятилетия, сейчас каких только украшений нет, какие только подарки не заказывают дети родителям и готовы их дарить своим чадам, но это ощущение чуда все равно сохранится. Причем не только у детворы, но и у ребят постарше, и, конечно же, у взрослых.

А как менялись атрибуты Деда Мороза с развитием технологий?

«Менялись, конечно, например, при Леонарде Гатове у меня появился посох, который красиво загорался, – говорит Валерий Павлович. – Обычно. В самом конце представления, когда были поздравления и пожелания, я нажимал специальную кнопочку, и на верхушке посоха загорался небольшой фейерверк, это было очень эффектно, весь зал на это завороженно смотрел».

Обыкновенное чудо

Дед Мороз – персонаж, конечно же, добрый, но те, кто поменьше, иногда его боятся… Но только не Валерия Павловича.

«Ни один маленький ребенок не заплакал, увидев меня, – говорит Валерий Трифонов. – К малышам у меня совершенно иной подход. Например, я не говорю с ними громко, общаюсь ласково и нежно, они тогда смотрят с благодарностью и улыбаются. Очень трогательно, когда малыши подходят ко мне, берут за рукавичку и спрашивают: «А ты настоящий Дед Мороз?» Ну, конечно, настоящий!»

Интересно, о чем просят Деда Мороза.

«У нас много лет работает «Почта Деда Мороза», она находится во Дворце искусств «Премьера», там где проходят «Новогодние фантазии». Дети не только пишут письма, но и сами делают разные поделки, которые приносят по этому же адресу с 1 по 25 декабря. Оценивает их жюри, после чего победителей конкурса обзванивают и приглашают на праздничное представление. Что касается желаний, мы всегда получали мешки писем. Их все читали, разбирали. Просьбы были разные. И в зависимости от времени желания ребят менялись.

Но однажды был у меня такой необычный случай. Меня пригласили на «елку» в православную школу при храме Рождества Христова в Краснодаре. Я приезжаю, как всегда, разыгрываю представление перед ребятишками. Смотрю, мальчик сидит, симпатичный такой. Я к нему: «Как тебя зовут?» Он: «Сережа». «Что ты хочешь на Новый год, какой подарок?» Он посмотрел своими огромными глазами на меня и произнес: «Маму». Я опешил. Оказывается, детки были детдомовские, а меня не предупредили. Сережа продолжил: «Хочу, чтоб за мной пришли родители и покатали меня на санках». Я попросил организаторов, они съездили в магазин, купили ему санки. Когда представление заканчивалось, салазки как раз подоспели. Я вручил их Сереже: «Вот тебе санки, желаю, чтобы в Новом году ты на них катался уже с мамой и папой». Растрогал меня этот парень до глубины души… То поздравление снимало местное телевидение. И уже вечером дали в эфир репортаж об этом мальчике, санках и празднике. На следующий день мне позвонили продюсеры: «Валерий Павлович, у нас звонки со всего края, много желающих усыновить Сережу». В общем, родители для мальчика нашлись. Как после этого не верить в чудо?», - говорит артист.

Сибирские корни берут свое

Поговорили мы с Валерием Павловичем о том, как он отмечает Новый год.

«31 декабря я никуда не ходил, никому не звонил, для меня это всегда был семейный праздник, – говорит он. – Я настолько уставал от представлений и поздравлений, что в саму новогоднюю ночь хотелось побыть в тишине, в кругу семьи. Потом ведь снова начиналась круговерть. А вот Старый Новый год я всегда любил, и мы отмечали его с размахом. Накрывали шикарный стол, ставили шампанское, елочку. Я понимал, что завтра никуда спешить не надо, можно от души отдохнуть и расслабиться, от этого всегда было тепло и уютно.

Что касается любимых блюд, я хоть и живу много лет на Кубани, все-таки сибирские корни берут свое: люблю пельмени, мясо, уточку, могу сам замариновать и запечь в духовке».

И напоследок Валерий Павлович, конечно, поздравил наших читателей:

«Самое главное – это здоровье! Пандемия нам показала, как хрупка человеческая жизнь, мы должны помнить об этом, беречь себя и друг друга. А еще всем желаю счастья и благополучия! Пусть все желания сбудутся!»