Примерное время чтения: 9 минут
497

Колхозный перфоманс или милая традиция? Зачем колядуют в Старый новый год

Колядки сейчас распространены в основном в глубинке.
Колядки сейчас распространены в основном в глубинке. wikipedia.org

Празднуете ли вы Старый новый год? Раньше его встречали с размахом, маскарадом и гуляниями – во всяком случае, в деревнях и станицах России. Но в разных регионах традиции, конечно, отличались. Менялись они и со временем: сейчас дети уже почти не колядуют, хотя еще 20 лет назад и для взрослых не было зазорным «водить Меланку» и «посевать». Отношение к таким гуляниям тоже всегда разнилось. А как дела обстоят сегодня?

Девочки щедровали, мальчики - посевали

«Старый новый год в кубанской станице, где я жил, праздновали в каждой семье по-разному. Одни так же широко, как и ночью 31 декабря – с богатым столом, шампанским и фейерверками. Другие – скромно, тихо в узком семейном кругу, - вспоминает Федор Пономарев. - Если праздник выпадал на будний день, могли и не дожидаться полуночи и ложиться спать. Но была в станичном празднике одна особенность – щедровки и посевания.

Вечером 13 января с щедровками по станице ходили девочки. Они стучали в дома, пели на память так: «Щедровочка щедровала, под окошком ночевала, что ты тетка наварила, что ты бабка напекла. Не ломай, не кусай, а по целому давай… Если нету пирогов, доставайте пятаков». Текст иногда менялся – в разных семьях были разные варианты. После этого исполнения хозяева должны были одарить гостей угощениями или деньгами. Самые прижимистые станичники в этот вечер закрывали ворота и выключали свет – мол, нас дома нет. Но большинство с радостью встречало щедрующих и делилось припасенными конфетами, ведь визит веселой ватаги девочек обещал счастье на целый год. Бывали даже случаи, когда услышав щедровальщиц, пришедших к родственникам, выбегали соседи и просили заскочить и к ним.

Утром 14 февраля наступало время мальчиков – именно они посевали. Схема примерно такая же, только во время исполнения присказки «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю…» Дальше поздравления и переход к угощению или монеткам. Причем во время исполнения надо было рассыпать по двору или прихожей любое зерно: рис, пшеницу, кукурузу. Порой хозяева открывали дверь и сразу предупреждали – песню пой, но не сыпь.

Обязательным был персонаж козы, которую и надо было «водить» на веревке.

До середины девяностых годов прошлого века щедрования и посевания были довольно массовыми. Дети собирались, вместе ходили по домам. Понятно, что самыми щедрыми оказывались родственники – после купюр от бабушки, дяди или тети можно было идти в «Культтовары». Так однажды напосевал на электровыжигатель. Но со временем даже в станицах культура щедрования-посевания поутихла – сейчас ходят по домам в основном цыгане, и не только в Старый новый год».

Водили козу и собирали подати

«В нулевых в маленьких городках и станицах Кубани дети с нетерпением ждали 13 января, чтобы нарядиться и идти колядовать, - рассказывает Екатерина Гаврилова. – Мы называли это «водить Миланку» (хотя правильно – Маланку или Меланку). Сейчас наши походы «по хаткам» за сладостями четко ассоциируются у меня с Хэллоуином. Ну а тогда мы о «забугорном» празднике если что-то и знали, то только из фильмов.

Как это было? Сути праздника мы, конечно, не понимали, использовали опыт, доставшийся от старших родственников. Знали главное - чтобы получить подарки, надо спеть, а лучше и станцевать. Вечером 13 собирались толпой, обязательно гадали при свечах на женихов и невест, а уж потом переодевались - кто во что горазд.

Обязательным был персонаж козы, которую и надо было «водить» на веревке. К слову, именно козу мы почему-то называли Миланкой. Еще из традиционных героев был Василь. Остальные наряжались в зависимости от наличия костюмов. У меня был цыганский. Кто-то изображал кота, а кто-то - и кикимору. Такой вот провинциальный, «колхозный» – как у нас говорят, перфоманс. Разукрашивались до неузнаваемости, чем безобразнее, неаккуратнее – тем лучше! Однажды пришли колядовать к моей маме, а она меня и не признала – так страшно меня «загримировали».

Темрюк, 2002 год.
Темрюк, 2002 год. Фото: Из личного архива/ Екатерина Гаврилова

С разучиванием песней-танцев тоже не морочились. Выучили четверостишье – и давай его музыкально орать. Главное – задорно и громко! Жалкое зрелище, но старания вознаграждались. Домой мы всегда возвращались с полным мешком податей. Чего там только не было! Конфеты, фрукты, хрустящие денежки (они нам были как раз по нраву) и даже банки с вареньем. Время было бедное, не все могли угощать детишек дорогими сладостями, а уж тем более одаривать купюрами. Но главное - за нехитрый карнавал мы получали не в материальном эквиваленте, а в эмоциональном. Учились не робеть, выступая; от души, не стесняясь «дурковать» и смеяться; дружить и радоваться мелочам. Это было по-настоящему весело и как-то по-доброму».

Жгли воск и кидали сапоги

Если колядки водили, да и сейчас водят, в основном в глубинке, то гадания в Старый новый год – дело довольно распространенное и от региона не зависимое.

«Я выросла и до 25 лет прожила в Астраханской области, - рассказывает Оксана Вострикова. – Не припомню, чтобы Старый новый год в моей семье как-то особенно праздновали. Если это выпадало на выходной день, то могли засидеться с родителями до полуночи. Мама готовила что-то праздничное на ужин, смотрели «голубой огонек», как правило, повтор новогодней программы. А если 13 число выпадало на будний день, и утром нужно было рано вставать в школу или на работу, то условного боя курантов не ждали.

Единственная традиция – гадания, причем не только в ночь на 14 января, а в любой вечер, начиная с Рождественского Сочельника до Крещения. Всерьез это не воспринималось, но всегда было интересно «поворожить». В нашей семье даже есть легенда, будто бабушка увидела своего будущего супруга (соответственно, дедушку) то ли во сне, то ли будто в зеркале именно во время Святок. Моя мама с подружками в молодости жгли бумагу и по тени пытались увидеть фигуру, символизирующую будущие события, бросали за калитку сапог – куда носок покажет, с той стороны якобы и жених придет.

Мы тоже с одноклассницами и однокурсницами собирались вечерами и устраивали гадания: доставали бумажки с мужскими именами, капали горячий воск в холодную воду, застывший сгусток должен был рассказать о грядущем. Время проходило очень весело, азартно. Пили чай, хохотали, с трудом пытались вспомнить, сбылись ли прошлогодние предсказания, но, как правило, уже на следующий день все и забывали. Сейчас в своей семье мы отмечаем Старый новый год. Накрываю стол или заказываем доставку из кафе, играем с ребенком в фанты и ждем на часах 00:00. Бывает иногда, возьмем да и вытащим с мужем из шапки бумажку с предсказаниями».

Зола против злых духов

«Я выросла в поселке Тлюстенхабль. – рассказывает Фатима Шеуджен. – В этот вечер мы обычно накрывали на стол и садились смотреть телевизор. И я всегда ждала, когда придут ряженые и будут посевать. У черкесов такой традиции нет, но к нам также заходили односельчане, бабушка не только их одаривала, но и сажала за стол.

Кстати, бабушка между делом рассказывали, что вечер 13 января - это время, когда ведьмы летят на шабаш на Собер-Баш (эту гору в Северском районе называют и Ведьммной), а также материализуются разные духи. Чтобы они не попали в дом и не навредили, бабушка посыпала золой пороги и окна с уличной стороны. Считалось, что почему-то зола спасает от злых духов».

Тащили все, что плохо лежит

«Раньше Старый новый год мы справляли очень весело, - рассказывает жительница Тамбовской области Наталья Свиридова. - Примерно в 1970-е, когда нам с сестрой было лет по 15, обязательно собирались вместе со сверстниками, была своя компания. Все наряжались в какие-то причудливые, необычные одежды и ходили по домам, колядовали. Например, выворачивали наизнанку шубы, надевали цыганские платья. Хозяева со смехом и шутками открывали двери, пускали всех. А взрослые сначала ходили друг к другу в гости, потом готовили угощения и вечером садились праздновать, как обычный Новый год.

У молодежи была такая забавная игра - в центре села на перекрестке ставили небольшой ствол дерева. Ходили по деревне и собирали, где что плохо лежит, например, ведра и т.д. а затем тащили к этой «елке». Один раз даже, помню, у нескольких домов сняли калитки у палисадников и соединили вокруг этого деревца. А однажды приволокли телегу от лошади. Стояла такая елка довольно долго. Не помню, в чем был смысл этого действа, но владельцы всех этих вещей знали про это, и никто не обижался, а просто потом забирали свое назад. После этого мы отправлялись в местный клуб на танцы, куда потом приходили и взрослые».

«27 лет назад было то же, что и сейчас: в сумерках сгущались тени, материализовались в ряженых детей и взрослых. Эти персонажи ходили от дома к дому и трясли с хозяев деньги, конфеты, водку, закуску. Гундосили те же «побаски» про сундучок и пятачок, мыльник-полтинник. «Авсенькали»… А вот с Новым годом поздравляли редко», - рассказала другая жительница области Нина Максимова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах