«Секретами делятся редко». Стеклодув – о том, как создают хрупкие шедевры

В галерею на экскурсии часто приезжают дети. © / Юрий Попандуполо / Из личного архива

Мастер, художник, творец, виртуоз. Всё это можно сказать про стеклодува. Это редкая профессия, работы умельца ручные, эксклюзивные и хрупкие: лепестки роз, бусины, птицы и горы. Мастер Юрий Попандуполо из Краснодарского края поделился с «АиФ-Юг» секретами своего творчества.

   
   

300 килограммов брака

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Юрий, расскажите, как вы стали стеклодувом?

Юрий Попандуполо: Эта профессия в последнее время довольно изменилась, появилось много техник, поэтому точнее будет называть таких специалистов стекловарами. Я самоучка. Начну с того, что первая моя должность - специалист по связям с общественностью, которой посвятил долгое время, пока не появилось хобби, а хобби не переросло в дело жизни. Заинтересовался стеклом, купил маленькую горелку и делал на ней бусины и фигурки размером не больше сантиметра.

По мере того, как стал углубляться в тему, столкнулся с проблемой нехватки информации. Сегодня этой профессии нигде не учат, литературы практически нет. К тому же оказалось, что все секреты работы у нас тщательно скрывают. Опытные умельцы отказываются делиться тонкостями ремесла. Буквально обивал пороги, чтобы раздобыть ценные знания, но безуспешно. Только однажды в Санкт-Петербурге мастерица, которая уже лет 20 к тому моменту не занималась стеклом, рассказала о некоторых хитростях, приоткрыла завесу тайны. Также черпал информацию в иностранных видео. Со стеклом работают в Германии, Америке, Чехии, Италии, Индии, Китае. Правда, присутствуют сложности перевода, да и техническая база разная, стекло тоже отличается. Приходилось изобретать велосипед. Методом проб и ошибок доходить до сути. И стало получаться. Когда увлечение начало приносить доход, решил заниматься только этим и открыл мастерскую - девять лет назад.

- Помните своё первое изделие?

- Их было много, но все они лопались. Вот, думаешь, сделал хорошо, доволен тем, что получилось, а оно вдруг раз и вдребезги. Значит, где-то нарушил технологию. И таких поломанных изделий - ящики. За несколько лет накопилось 300 кг! Как правило, у большинства тех, кто начинает заниматься стеклом, через три-четыре недели опускаются руки, и они бросают это занятие, потому что все работы разваливаются и разлетаются. Этот период неизбежен и его нужно пережить. У кого-то начинает получаться через два-три месяца, кому-то требуется полгода. Лучше идти в эту профессию в юношестве, лет в 16. Сейчас у меня в коллективе десять человек, и мы уже хотим воспитать смену. Устраиваем мастер-классы для школьников, набираем кружки, даже проводим занятия в детском саду. Малыши, конечно, не работают с огнём. Даём им гладкие стёклышки, которые они собирают как мозаику, а потом уже ставим в печь. Получаются картины из стекла. Детям нравится, родители в восторге. Школьникам рассказываем о техниках, историю ремесла, описываем процесс производства. Они уже сами могут производить несложные манипуляции.

Кстати
Самым древним стеклянным изделием считается бусинка зелёного цвета, похожая по форме на каплю воды. Возраст бусинки – 5500 лет. Её нашли археологи в Египте. А с древних времен в Германии была традиция украшать ёлки на Рождество яблоками. В 1848 году яблоки не уродились. Тогда художники-стеклодувы впервые создали украшения – ёлочные шары.
   
   
Юрий за работой. Фото: Из личного архива/ Юрий Попандуполо

Работать приходится по ночам

- Что вы делаете из стекла и в каких техниках работаете?

- Стекло ведь как пластилин - из него можно лепить всё, что угодно. Работа не монотонная и однообразная, а творческая, здесь всегда есть что-то новое. Работаем в нескольких техниках. Например, «фьюзинг» - это витражная, от английского «спекание, плавка». Из стеклянной мозаики создаём магниты, панно, картины, настенные часы. В этой технике можем делать объёмные вещи: светильники, предметы интерьера.

Как-то в нашей мастерской родилась идея создать средневековый замок с башнями, галереями, резными окнами и даже рвом. Обустроили и внутренний двор: проложили мозаичные дорожки, расставили фонари и рассадили деревья и кусты. В технике «лэмп-ворк» мастера обрабатывают стекло в пламени горелки. Изготавливаем бусины, фигурки, лепестки цветов. Так лепили сказочных персонажей: Бабу Ягу, Змея Горыныча, героев «Бременских музыкантов», Белоснежку и семь гномов, Рапунцель, Машу и Медведя и Емелю.

Работаем в технике художественной росписи по стеклу. Одно из наших крупных полотен называется «Эльбрус».

Владеем и гутной технологией. Правда, в мастерской такого оборудования нет, раз в полгода выезжаем в города Гусь-Хрустальный или в Никольск. Создаём изделия для себя на базе знаменитых стеклозаводов. Работаем по ночам, пока не идёт в производство.

- Чем нравится ваша профессия?

- Делаю то, что люблю, и свободен от всего остального. Нравятся те вызовы, которое даёт стекло. Вот приходит человек и спрашивает: «Можете такое сделать? А я не знаю, получится или нет, а если получится, то с какого раза - первого или десятого. Стекло сложный, можно сказать, неблагодарный материал.

По четыре-восемь часов в день сидеть за горелкой и делать вещь, которая, скорее всего, лопнет, не каждому под силу.

Но если приручил его, считай, сделал шедевр. Потому что из стекла невозможно сделать некрасиво. Его глубина, цвет, прозрачность или, наоборот, матовость будоражат воображение. Это ведь ещё и диковинка. Когда готовили первую выставку, переживали, что это никому не надо. Но пришла семья с детьми семи-девяти лет и, глядя на то, как они замерли и стали говорить шёпотом в галерее, поняли окончательно, что всё получится. К нам часто приезжают на экскурсии дети, так вот за девять лет они практически ничего не разбили, хотя стараемся все экспонаты выставить в доступности, до каждого предмета можно дотянуться рукой. Ребята понимают, что это тонкая работа, нужно быть аккуратными. Люди дарят нам эмоции. Их восторг заряжает, даёт посыл двигаться дальше.

Фото: Из личного архива/ Юрий Попандуполо

Из стекла можно сделать и мотоцикл

- Стекловар - это художник или ремесленник?

- Ремесло в первую очередь. Не каждый художник сможет заниматься стеклом, но каждый ремесленник сможет работать со стеклом. Здесь нужен не только талант, и даже не столько он, сколько труд - усердный и кропотливый. А ещё нужно быть целеустремлённым, чтобы пройти все этапы и не свернуть с пути.

По четыре-восемь часов в день сидеть за горелкой и делать вещь, которая, скорее всего, лопнет, не каждому под силу. Помню, несу домой изделие, подумаешь, крылышко отвалилось, зато почти целое! И я счастлив. У меня много хранилось таких первых работ, как память о том, с чего начинал и как простейшее не получалось. Раньше не умел делать что-то своими руками. Поначалу стекло у меня дрожало, падало, руки потели. Сейчас твёрдо держу его.

- Кто ваши заказчики?

- Женщины заказывают бижутерию, работаем с дизайнерами, есть клиенты среди крупных компаний, которым изготавливаем необычные подарки. Как-то байкеры заказывали своему другу стеклянный мотоцикл. Коллектив винзавода дарил своему шефу горсть винограда из стекла и мозаичную картину. Отливали гербы Новороссийска и Геленджика. За сложные заказы берёмся с интересом, ведь только так растёт мастерство.

Справка
Раскопки свидетельствуют, что на Руси знали секреты производства стекла более тысячи лет назад, а широко эта отрасль стала развиваться в первой половине XI века. При раскопках в слоях XI-XIII вв. обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов, которые были тогда очень модными украшениями. Таким образом, первоначально стекло и изделия из него появились не как предмет первой необходимости, а как предмет искусства, роскоши. Первое упоминание о стеклянных заводах в России относится к царствованию Алексея Михайловича. В 1635 году близ Можайска шведом Елисеем Коэтом был построен первый в России стекольный завод, а в 1668 году Измайловский завод под Москвой. При Петре I на Воробьёвых горах построили государственный стекольный завод. В 1748 году Михаил Ломоносов организовал при Петербургской академии лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики. В 1753 году им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика под Петербургом. Дмитрию Менделееву принадлежит заслуга первой научной трактовки строения стекла. К 1913 году в России работали уже 275 стекольных заводов. За годы Советской власти в СССР создана мощная стекольная промышленность, оснащённая совершенным оборудованием.
Фото: Из личного архива/ Юрий Попандуполо