СИМ с ними. Как накажут самокатчика, который сбил беременную женщину

В Сочи беременная женщина едва не потеряла ребенка, когда ее на большой скорости сбил электросамокатчик, причем во время движения на зеленый свет по пешеходному переходу. Споры о том, что нужно ужесточить ПДД для самокатчиков, не утихают уже несколько лет подряд. kuban.aif.ru рассказывает, что законодательно изменилось в в управления средствами индивидуальной мобильности, и какие еще меры предлагают принять.

   
   

Убрать насовсем?

Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по краю, ДТП с самокатом произошло 18 июля на улице Воровского. В полицию обратились медики одного из сочинских медучреждений, куда поступила пострадавшая при аварии беременная. Ей оказали всю необходимую помощь.

Сейчас полиция проводит проверку, по результатам которой будет принято законное процессуальное решение.

Из-за общественного резонанса на аварию обратил внимание и Следственный комитет. Так, по данным пресс-службы СУ СКР по Краснодарскому краю, сейчас ведется доследственная проверка. Ее ход и результаты стоят на контроле руководителя краевого следственного управления Андрея Маслова. В ведомстве уточнили, что пострадавшей беременной удалось сохранить ребенка. Угрозы жизни и здоровью на настоящий момент не имеется.

Момент столкновения попал на камеры видеонаблюдения.

Мы решили узнать у юриста, что может грозить виновнику этой аварии.

«В данном случае многое будет зависеть от степени и характера вреда здоровью. За причинение вреда легкой или средней тяжести предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 000 до 1 500 рублей. На видео можно заметить, что водитель самоката едет с пассажиром, что в свою очередь запрещено правилами дорожного движения и наказывается штрафом 800 рублей. Также водителю самоката грозит штраф 800 рублей за то, что он не спешился и не уступил дорогу пешеходам на регулируемом перекрестке. А если окажется, что вышеуказанные правонарушения совершены в состоянии опьянения, то сумма штрафа составит от 1 000 до 1 500 рублей», - пояснил юрист Арег Оганесян

   
   

Что касается правовой ситуации с электросамокатами, то, юрист напомнил, что с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД, которые определили данный вид транспорта, как средство индивидуальной мобильности (СИМ) и установили перечень правил. Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства с двигателем по новым ПДД считаются средствам индивидуальной мобильности.

«Однако, стоит отметить, что штрафы для владельцев СИМ не идут ни в какое сравнение с наказаниями для владельцев автомобилей и порой бывают явно несоразмерны последствиям нарушения», - считает Арег Оганесян.

Случаи дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов в Краснодарском крае нередки. Свежий произошел ночью 24 июля в Красноармейском районе Кубани, на трассе из Краснодара в Темрюк. В Госавтоинспекции нам рассказали, что предварительно 54-летний водитель автомобиля «Рендж Ровер» допустил попутное столкновение с электросамокатом, который в нарушение ПДД двигался по левой полосе для движения, вдоль разделительной полосы. Водитель электросамоката погиб. Сейчас личность погибшего устанавливается. На вид это мужчина 35-45 лет.

Тоже в Сочи несколько дней назад жертвой аварии стала девушка, которая ехала на самокате. На улице Конституции СССР ее сбил таксист. Предварительно известно, что девушка пересекала проезжую часть в неположенном месте.

В начале июля в Адлерском районе курорта прямо возле школы парень с девушкой ехали на электросамокате по тротуару и сбили гулявшего с бабушкой ребенка. По словам очевидцев, несовершеннолетний получил ушибы, у а пожилая женщина получила сильнейший стресс. На место вызвали бригаду скорой помощи.

Жители Краснодарского края все чаще жалуются на то, что по пешеходным дорожкам стало невозможно ходить, потому что их окупировали для своих поездок велосипедисты, самокатчики, и люди на моноколесах. Но больше всего жалоб именно на самокатчиков.

«Эти самокатчики чаще всего носятся просто на бешенной скорости! Порой мне кажется, не меньше 40 км в час, но, конечно, может быть я и ошибаюсь, но создается именно такое впечатление. Для тротуаров, где они чаще всего ездят, их скорость запредельна. Кстати, я сама иногда пользуюсь сервисом по прокату велосипедов, но стараюсь ездить аккуратно, медленно, рука всегда на тормозе. А там где скопление людей, я и вовсе предпочитаю спешиться. Лучше пройду пешком, чем кому-то попаду по ногам. И особенно меня пугают разгоняющиеся на электросамокатах, страшно представить, что будет, если они влетят в меня на такой скорости в тот момент, когда я на велосипеде», - рассказала жительница Краснодара Ирина Литвинова.

«Почему у нас все на «авось»? Никто не знает ни требований по эксплуатации средства передвижения, ни правил? Полностью отсутствует инфраструктура для передвижения на этих самокатах!», - возмущается одна из пользовательниц соцсетей.

«Запретите эти самокаты, либо необходимо отдельную полосу выделить для них. Идешь с ребенком по тротуару, мало того, велосипеды едут сзади, еще и самокаты теперь, не знаешь за кем следить, то ли за ребенком, то ли сзади глаза дополнительно установить. А если пьяный вот так сзади наедет, не дай Бог, лечиться дорого ( это в лучшем случае), не все олигархи у нас», - соглашается с ней жительница Сочи.

Пешеходы перестали чувствовать себя безопасно

Только с начала 2023 года с СИМ (электросамокатами) в регионе произошло 56 ДТП. В них погибли два человека и 55 - получили травмы. Для сравнения - в прошлом году за аналогичный период (с начала года по 24 июля) случилось 36 таких аварий - погибших не было, ранены оказались 38 человек. Такие данные привели в отделе пропаганды УГИБДД ГУ МВД по Краснодарскому краю.

«Электросамокаты должны быть в зоне пристального внимания. До появления самокатов у пешеходов была территория, где они находились в относительной безопасности. Однако теперь люди лишены и этого. Согласно ПДД, люди на электросамокатах могут передвигаться как по  тротуарам, так и по проезжей части. Однако, как показывает практика, большинство из них избегает передвижения по краю дороги, заявляя, что для них это небезопасная территория. К сожалению, самокатчики отказываются признавать, что они сами в свою очередь лишили чувства безопасности пешеходов, коих, по сравнению с самокатчиками, в разы больше, - прокомментировала kuban.aif.ru руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук. - Очень многие травмы, полученные пешеходами в результате столкновения с электросамокатами, не фиксируются. Прежде всего потому, что у самокатов нет госномеров. Можно, конечно, вызвать полицию и попытаться найти того, кто совершил наезд. Однако на практике это очень утомительно, практически нереально. Человеку, испытывающему боль от столкновения, это не под силу. Именно поэтому, на мой взгляд, самокаты с высокой скоростью должны иметь запрет на передвижение по тротуарам. Исключительно по велодорожкам и дорогам. У них должны быть госномера».

Но и пешеходы, в свою очередь, должны понимать, что  велодорожки - это место, по которому им нельзя передвигаться. По мнению Марины Репещук, велодорожки однозначно необходимо развивать. Но они должны быть расположены в непосредственной близости от дороги. Чтобы минимизировать шанс попадания на них пешеходов.

Грядут новые изменения

Своим видением того, как можно решить проблему с электросамокатами, поделился председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов» Владимир Коробчак.

«Приравнивать электросамокаты к автомобилям, как предлагают, нельзя, но хотя бы стоит к мотоциклам. Сделать какую-то отдельную категорию транспортных средств, для которой в ПДД были бы прописаны соответствующие требования по безопасности, по возможности эксплуатации. Прописать, где их можно использовать (на дорогах или в каких еще зонах). Ведь на настоящий момент на всех этих средствах индивидуальной мобильности передвигаются по тротуарам, в парковых зонах. Но тротуары не везде соответствуют, и очень большой поток пешеходов, среди которого люди на электросамокатах. И к, слову, сейчас очень популярна доставка продуктов на тех же самых самокатах, - рассказал Владимир Коробчак. - На прошлой неделе в Общественной палате РФ состоялось совещание по этому вопросу, уже есть новые конкретные предложения. Конечно, здесь нужно серьезно работать, специалистам, экспертам.

Считаю, что ограничение скорости следует прописывать не только в правилах дорожного движения, но и в технической какой-то документации, регламентах для продавцов данного вида техники. Например, чтобы они были ограничены в скорости и каких-то еще параметрах: если, скажем, самокаты, имеющие три колеса, могут использоваться на дороге, то пусть для них установят соответствующую скорость. А те, что используются в пешеходных зонах, должны иметь свою скорость. Недавно общался с представителями ГИБДД, они и Минтранс, безусловно, также являются инициаторами новых изменений, связанных с СИМ. Ведь этот вопрос в наше время очень острый, и конечно же, корректировки нужно вносить в кратчайшие сроки. Если бы в этом году рассматриваемые изменения были приняты, это было бы хорошо».

В Минпромторге обсуждают предложение о введении для электросамокатов обязательной сертификации. Это значит, что этот вид транспорта можно будет регистрировать в Госавтоинспекции.

В проекте дорожной карты, которую готовят в Минтрасе, не меньше восьми пунктов насчет электросамокатов. Прежде всего, предстоит определить четкие границы между такими видами транспортных средств как мопед и СИМ. Также в планах Минтранса ограничение скорости обгона пешеходов, регистрация СИМ и развитие инфраструктуры.

«Серьезный вопрос по поводу водительских удостоверений. Моя позиция: если выезжаешь на проезжую часть, нужно иметь водительское удостоверение. Следующий этап — КоАП. Пары статей, которые можно использовать для наказания, явно недостаточно», - цитируют замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко «Известия».

Как обезопасить себя?

В Госавтоинспекции отмечают - чаще всего ДТП с участием СИМ фиксируются на перекрестках, вблизи парковок, а также при наезде средств индивидуальной мобильности на препятствия. Особенно популярны электросамокаты летом, именно в это время значительно возрастает число людей, желающих прокатиться.

Чтобы не испортить себе приятные впечатления от поездок, госавтоинспекторы советуют придерживаться следующих правил:

  • Один электросамокат - один человек;
  • Не превышать установленную скорость в 25 км/ч;
  • Не пересекать пешеходный переход на СИМ (необходимо спешиться);
  • В приоритете для движения - велодорожка или велополоса;
  • На тротуаре приоритет у пешеходов;
  • Дети до семи лет используют СИМ только под присмотром взрослых.

Ситуация на курортах

Для безопасности туристов в курортных городах Краснодарского края действует запрет на использование двухколесного транспорта на набережных. Такая ситуация в Сочи и Анапе, Геленджике. В Новороссийске передвигаться на электросамокатах можно на скорости до 10 км/ч.

Ранее мэр Геленджика Алексей Богодистов рассказал, как ведется борьба со средствами индивидуальной мобильности. С 17 июня к усиленному дежурству на набережной приступили сотрудники полиции и казачества. Терпеливо и методично доносят до гостей курорта о запрете на передвижения в прогулочной зоне на колёсах.

«Набережная курорта - пешеходная зона, продолжаем разъяснять это любителям велопрогулок и самокатчикам», - сообщил глава города-курорта, добавив, что в полномочиях администрации – вывоз с набережной бесхозной техники. С начала года вывезли более 700 самокатов, полицейские патрули составили 60 протоколов.

В Анапе есть решение межведомственных комиссий ограничить проезд электросамокатов. С компаниями по прокату проводится разъяснительная работа об ограничении скорости или блокировании движения. Мэр курорта Василий Швец ранее отметил, что во время летнего сезона совместно с правоохранительным блоком эта работа будет усилена.

В Сочи на сегодняшний день запрет на перемещение на СИМах действует на улице Навагинской. В планах – расширить перечень таких зон. Сейчас ведется соответствующая работа с представителями прокатных компаний.