Спасенные кварталы и «раненые дома». Как сохранить наследие Краснодара?

пресс-служба администрации Краснодарского края

В Краснодаре определили границы исторического поселения. В него вошли 112 кварталов и 250 объектов культурного наследия. «АиФ-Юг» разобрался со специалистами, в каком они состоянии и как сберечь вековые ценности. А также выяснил, что изменится для жителей домов, которые попали в охраняемую территорию.

   
   

«Ядро» исторического центра

Историческое поселение - это статус, который государство присваивает населённому пункту. В границы может попасть как весь город, так и его часть - та, где расположены объекты культурного наследия, а также фоновая историческая застройка, то есть в целом весь силуэт старинного города. Это значит, что, если на этой территории нужно будет построить новое здание, придётся пройти длительные согласования. Законы устанавливают жёсткие требования, что можно делать в пределах исторического поселения, а что нет. В частности, ограничения к плотности застройки, высотности зданий, архитектурному облику, строительным материалам. Максимальная высота нового здания может быть не больше 21 метра или шести этажей, а в некоторых кварталах ещё меньше - до четырёх этажей. Но ещё не факт, что разрешение на строительство дадут, потому что это противоречит самой сути исторического поселения, которое должно оставаться в неизменном виде: панорамы, перспективы улиц, видовые раскрытия. Подлинность - главная характеристика исторического поселения.

Всего в Краснодарском крае шесть исторических поселений: Тамань, Анапа, Краснодар, Ейск, Армавир и Сочи.

Если бы не новый статус, Краснодар простился бы со всей центральной частью города - её просто бы застроили. Первый раз статус исторического поселения Краснодар получил в 1990 году. Тогда в его границы вошло 360 кварталов. Федеральное законодательство за это время изменилось, в том числе по объекту «предмет охраны» провели большую работу. В итоге территорию сократили до 113 кварталов. Дело в том, что за последние годы многие кварталы перестали быть историческими. По оценкам краеведов, планировка, которая относится ещё к концу ХVIII века, сохранилась на 95 процентов, а самое ценное - застройка рубежа XIX начала XX веков (эклектика, модерн, классицизм, неорусский стиль, советская архитектура, в том числе классицизм и предшествующий ему конструктивизм) дожила до наших дней с утратами. За последние двадцать лет появилось много вкраплений в исторический центр диссонирующих зданий, утеряны подлинные массивы. В результате оставшиеся на сохранение 113 кварталов - это даже не исторический центр, а его ядро.

В пределы поселения вошли: улица Красная (от горпарка до ул. Северной, включая Всесвятское кладбище) и 45 кварталов в стороны от неё. На них находятся 250 объектов культурного наследия. Правда, некоторые из них ветшают и разваливаются. Например, мавританский домик на улице Пушкина. Особняк с двумя куполами, возведённый в самых модных архитектурных тенденциях прошлого столетия, сегодня в удручающем виде. Глазурованная плитка на фасаде отваливается. Старые деревянные окна сгнили, их жильцы поменяли на новые, но отреставрировать здание людям не по карману.

Как и любое историческое место, этот дом окутан тайнами и легендами. Его спроектировал кубанский архитектор Иван Рымаревич-Альтманский в память о грузинской княжне. Молодые люди влюбились друг в друга, но отец девушки был против их союза и увез дочь в Тифлис. Там она умерла. Изначально особняк был с двумя чешуйчатыми куполами. Но облицовка с одного из них слетела в войну при разрыве снаряда. С тех пор он замотан оцинкованными листами. Теперь «раненый» дом разрушается временем. В советское время дом-памятник разделили на жилые квартиры. Люди их приватизировали, а по закону бремя содержания лежит на собственниках.

Семья Антоновых получила квартиру здесь сорок лет назад. Все эти годы краснодарцы как могли поддерживали историческое наследие, но масштабные работы им не по силам. Оправляли письма в разные инстанции с просьбой о реставрации, но безрезультатно.

   
   

«Однажды слышу грохот, выбежала на улицу, оказалось, плитка на фасаде обвалилась, - рассказывает жительница дома Людмила Васильева. - Здание разрушается, его нужно спасать!».

Почему разрушили?

«Жильцы таких старинных домов могли бы сделать ремонт на средства, которые копятся на счету по статьям «содержание и текущий ремонт жилья». Но проблема в том, что из-за небольшой площади домов годовой сбор выходит незначительный, - поясняет помощник генерального директора по связям с общественностью ГУК-Краснодар Егор Кузнецов. - Допустим, за год дом накопил 50 тысяч рублей.

Для сравнения: этого не хватит даже на ремонт одной ванной комнаты в квартире, что уж говорить о целом доме. Поэтому приходится находить другие решения. Например, в некоторых случаях поддерживают инвесторы, кому-то помогают депутаты: проводку заменить, крышу подлатать. Дорого обходится не только сам ремонт, стоимость проектной документации для его проведения доходит до миллиона рублей. Есть надежда, что для таких домов-памятников разработают специальную программу капремонта».

Печальная судьба у Дома архитектора Александра Косякина на улице Кондратенко. Когда-то красивый двухэтажный дом принадлежал главному архитектору города. В конце 1930-х годов особняк превратили в коммуналку. В 2000-е квартиры выкупил частный собственник, а затем несколько раз дом перепродавали. Всё это время здание не ремонтировали. Сейчас идут судебные разбирательства, итогом которых может стать изъятие памятника архитектуры у нынешнего владельца, не соблюдавшего требования по эксплуатации и консервации здания. Теперь дом Косякина будет выставлен на торги или станет собственностью краевой администрации, поскольку на имущество наложен арест и перепродать особняк в очередной раз уже не удастся.

Архитектура - летопись нашей истории. В камне остаются важнейшие страницы эпохи. Как сохранить со временем связь поколений, если исчезают подлинные «свидетели» ушедших эпох? Может быть, новый закон спасёт наследие, причём не только памятники, но и исконную частичку города, который ведь не такой и древний. Краснодару всего 226 лет.

Что изменится для жителей

«В предмете охраны определены 433 ценных градоформирующих объекта внутри границ исторического поселения, - говорит руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Роман Семихатский. - Это те объекты, которые формируют историческую среду - одну из главных характеристик этой территории. К этим зданиям не применяются требования как к памятникам, их не надо реставрировать, привлекать к их ремонту лицензионные организации, выдавать собственникам охранные обязательства. К ним применяются только следующие требования: должны оставаться в тех габаритах, в которых они сохранились исторически. Нельзя делать пристройки, надстраивать этажи, мансарды и т.д. Во время ремонта нужно оставить в историческом облике, т.е. нельзя облицевать вентилируемым фасадом или сайдингом. Ни в коем случае нельзя эти здания сносить. Продаются и покупаются дома без ограничений. Только есть условие: при продаже или сдаче  в аренду необходимо указывать в договоре, что этот объект находится под охраной.

Что касается многоквартирных домов-памятников, таким, как в мавританском стиле, то использовать целевые методы финансирования для их реставрации сложно. Нужно заключить соглашение с каждым собственником на условии софинансирования. Чтобы дом попал в программу капитального ремонта многоквартирного жилья, должна быть избрана форма управления и вноситься взносы в  программу. Учитывая, что собственников мало, собирать деньги на полную реставрацию здания придётся очень долго. Такая проблема, действительно, с небольшими объектами. Спасти особняк может, например, инвестор, который будет готов выкупить строение у людей».

«Утверждение границ исторического поселения даёт Краснодару огромный гуманитарный ресурс, - комментирует в.н.с. Южного филиала РосНИИ культурного и природного наследия им.Д.С. Лихачева, эксперт РАН Виталий Бондарь. - Если хотим сохранить историческую память, то должны исходить из подлинных характеристик этого поселения. Можно сколько угодно строить новые здания в историческом стиле, но это будет не то. Мы не первые, кто идет по этому пути, во многих городах России уже утверждены предметы охраны и там, кстати, количество градоформирующих объектов превосходит количество памятников истории и архитектуры в 7-8 раз. А у нас всего в 1,7 раз.

В центре города много зданий, которые портят его облик.

Некоторые под развитием города понимают только строительство высоток, введённые в эксплуатацию квадратные метры и прибыль от этого. Но это хорошо лишь для тех, кто зарабатывает на строительстве. Обычные горожане получают только неудобства. Развитие же в подлинном смысле содержит не материальные, не денежные характеристики, а именно гуманитарные. В первую очередь, сохранение исторической памяти и традиционной эстетики города, то, что называют «дух» места». В центре города много зданий, которые портят его облик. По мере износа диссонирующие «свечки» должны быть заменены на новые здания, возведенные в соответствии с историческим типом, который установлен проектом и внесён в качестве закона».