Такси из СССР. Как обычный водитель из Краснодара стал звездой интернета?

Валентин Дроботов ежедневно выходит на свой пост у Кооперативного рынка. © / Бислан Джандар / АиФ-Юг

О лимонной «Волге», которая ежедневно стоит в самом центре Краснодара у Кооперативного рынка, знают многие жители и гости кубанской столицы. А владелец раритетного авто Валентин Дроботов – местная звезда. Молодежь с ним делает селфи, а взрослые, проходя мимо улыбчивого дедушки, ностальгируют по тем временам, когда такси ловили по взмаху руки, а не нажатием кнопки. Недавно видео с краснодарским таксистом растиражировали местные каналы. Журналист kuban.aif.ru встретился с Валентином Федоровичем и даже съездил с ним вместе на заказ. Он рассказал нам о советских таксистах, о вооруженных нападениях в лихие времена, а также поделился соображениями, как избавить город от вечных пробок.

   
   

Спасибо, шеф

На перекрестке у рынка виднеется лимонная «Волга». Недалеко от нее в тени стоит дедушка лет 70-ти в белой рубашке и соломенной шляпе. Это наш таксист. На секунду он выходит из тени здания и приветствует меня. Продолжаем вместе ждать клиентов.

«В основном я стою здесь, а клиенты сами подходят. Тут рынок рядом, поэтому люди с тяжелыми сумками, увидев желтую машину, с радостью садятся. Заказывать и ждать, пока приедет авто им тяжело, а я - рядом, - рассказывает Валентин Федорович. - Заметил, что многие молодые водители путают улицу Гоголя с улицей Горького, потому что и там, и там поворачивают трамваи. Потом пассажиры бегают от одного квартала к другому».

«Так вы переманиваете клиентов?», - уточняю у таксиста.

«Никого я не переманиваю! - Говорит Валентин Дроботенко, будто мои слова его задели. - Я им облегчаю жизнь».

На последней фразе таксис расплывается в улыбке.

«А почему молодежь к вам не садится?», - продолжаю я.

   
   

«Так они меня фотографируют, – произносит с гордостью водитель. - А вообще, они же все в телефонах сидят сейчас. Там и заказывают свое такси. Стоят, ждут пока приедет фирменное авто. А я ж на старой машине…»

«Ну так вы легенда Краснодара», - говорю я.

«Это для тех, кто понимает. А таких в мире не так много, - рассказывает таксист. - Как-то я договорился с клиентом отвезти его к улице Таманской за 200 рублей. Трогаемся, я ему включаю старый советский счетчик в машине. Спустя пару минут он звонит другу, к которому едем, и говорит: «Леха, ты знаешь, я сейчас на такой тачке еду… Мне даже счетчик на Дубровку включили…» Привожу его к Лехе. Он достает тысячу рублей и говорит: «Шеф, спасибо. Сдачи не надо. Я вспомнил молодость благодаря вашей машине».

Фото: АиФ-Юг/ Бислан Джандар

Жадность таксиста сгубила?

Сидим в просторном салоне «Волги». Ежесекундно тикает счетчик, который завел Валентин Федорович. Пытаюсь прочитать надпись, которая висит над советским аппаратом.

«А я было - даже пистолетом по голове получил, – вспоминает таксист. - Где-то 15 лет назад. Вечером на вокзале подобрал паренька, и поехали мы в поселок Яблоновский. На одной из улиц клиент резко сказал остановить машину. Я надавил на тормоз, и тело чуть подалось вперед. Вдруг почувствовал удар по шее. Видимо он целился в голову. Увидел в руках пистолет. Клиент выскочил. Я погнался за ним, но было темно и он успел скрыться».

«Можно же просто убежать. Зачем бить по голове?», - спрашиваю я.

«Так было бы надежней, - отвечает Валентин Федорович. - А был еще случай, когда я пятерых клиентов бесплатно довез. Последний мужик вышел, я понял, что не заплатят. Тот хлопнул дверью и все. Я спросил: «А платить кто будет?» Он в ответ: «А ты не видишь, сколько нас?» В итоге я с ними разобрался. Все в страхе разбежались».

За почти 50-летний стаж работы таксистом Валентин Федорович научился вычислять нечестных клиентов одним взглядом. Он утверждает, что характер каждого человека написан на лице.

Фото: АиФ-Юг/ Бислан Джандар

Постоянный клиент

Наш разговор прерывает крупный мужчина в рубашке в клетку. У него в руках целлофановый пакет с продуктами. Это Сергей - один из постоянных клиентов Валентина Федоровича. Мы везем его на улицу Зиповскую.

«Езжу на этом такси около трех лет. У меня есть номер Валентина Федоровича на всякий случай, но обычно я подхожу к нему на площади возле рынка, – рассказывает клиент. - Мне приятнее ездить с людьми, которых я уже знаю. Которые меня подождут, не капризничают. Я лучше переплачу за такое отношение. И тут-то профессионал за рулем, а в такси сейчас одни неопытные водители. Я много езжу, могу сравнить. Цены везде разные. Вот сейчас я Валентину Федоровичу заплачу на 20 рублей больше, чем такси по вызову».

«Ну у меня чуть дороже, – подхватывает водитель. - Потому что те таксисты отвозят клиента по адресу и там же подбирают нового. Мне приходится возвращаться на место возле рынка. Много пустого пробега получается».

Не успев далеко отъехать от Кооперативного рынка, мы попадаем в небольшую пробку. В старом такси нет кондиционера, но в окна попадает легкий ветерок.

«Раньше я по улице Красноармейской мог ехать 80 км в час, представляете! А сейчас не разгонишься. Видите, что творится, – показывает таксист на затор на дороге. - Да и молодой был тогда, а сейчас еду спокойно. Некуда спешить».

До конца маршрута остается совсем немного. На одном из кварталов, пока «Волга» поворачивает, дорогу перелетает мужчина на мопеде. Водитель с клиентом возмущаются и долго смотрят в след нарушителю.

Фото: АиФ-Юг/ Бислан Джандар

«Магнитные» дни

«Вы знаете, что реакция мужчин за рулем составляет 0,3 секунды? Когда я начинал работать таксистом, нам об этом рассказывали на курсах. За это время водитель может оценить ситуацию на дороге, принять решение. Женщина в таких случаях бросает руль и закрывает лицо руками, - говорит Валентин Федорович. - А астрологи говорят, что в каждом месяце есть несколько магнитных дней. В такие дни реакция замедляется с 0,3 до 2,5 секунд. Даже был такой астролог - Зараев. Он выпускал календари, где магнитные дни были отмечены красным. В такие дни количество аварий увеличивается в разы».

Лимонная «Волга» проехала больше 1,5 миллионов километров.

По словам Валентина Федоровича, узнать, что сегодня «магнитный» день - очень просто. Если на дороге водители объезжают машину заблаговременно, то все нормально. А если они запаздывают - то день «магнитный».

«Я в такие дни не работаю. Да сейчас уже и календарей таких нет. И астролога тоже давно не видно… Приехали. Все, счастливенько», - говорит таксист клиенту Сергею.

Сергей забирает пакет и медленно идет в сторону подъезда. Мы с Валентином Федоровичем едем обратно к Кооперативному рынку.

Фото: АиФ-Юг/ Бислан Джандар

Зарабатывали на хлеб с икрой

Валентин Федорович переехал в Краснодар в далеком 1974 году из города Стаханов в Луганской области. Там окончил киевское высшее танко-техническое училище. Параллельно с учебой прошел водительские курсы, с 1970 года ездил на грузовых машинах. В лихие 1990-е работа в такси помогала сводить концы с концами. А самое «жирное» время, по словам Валентина Федоровича, – 1980-е.

«Забрал клиента, включал счетчик. По дороге подбирал троих голосующих, с кем было по пути. Прибыв на место, выключал счетчик. В итоге аппарат показывал один заказ, а деньги остальных я забирал себе, – вспоминает таксист. – В советское время таксисты зарабатывали на водку, хлеб с маслом и черную икру. Сейчас заработка хватает только на хлеб. За почти 12-часовую смену «наматывали» по городу 350-400 км. Надо было госплан выполнить. Если не выполнил, сразу снимали с очереди на получение автомобиля или квартиры. Поэтому выполнение плана было законом, а перевыполнение – честью».

Потом люди начали покупать машины, и заказы таксистов сократились.

Проект для мэра

Напротив рынка стоят две женщины. Таксист в машине, приметив их, гадает: поедут те или нет. Отбросив сомнения, идет спрашивать. Женщины отвечают, что уже ожидают авто. Валентин Федорович садится обратно в «Волгу». Продолжаем ждать клиентов и обсуждать пробки на дорогах Краснодара.

«А вы знаете, что я разработал проект кольцевой магистрали, которая разгрузила бы центр города? Я об этом разговаривал с тогдашним мэром Владимиром Евлановым еще в начале 2000-х. В то время на дорогах не было такого затора, как сейчас, - рассказывает Валентин Федорович. – Мэр заинтересовался, пригласил на встречу, где мы обсудили все детали. По проекту даже расширили Адыгейскую набережную, но до магистрали дело так и не дошло».

По словам Валентина Федоровича, задумка проекта была в том, чтобы сделать путепровод по улице Лизы Чайкиной, пустить мост через жд-ветку до улицы Метальникова и соединить с мостом возле «Красной площади». И тогда бы поток машин сразу ушел из центра города.

Пока мы беседовали, лимонную «Волгу» сфотографировали несколько прохожих. Один из них подошел и, мягко постучав по капоту, показал нам «класс».

«Планирую отремонтировать машину. Она по конструкции очень простая, но по скорости и экономичности уступает иномаркам. Над этим я и работаю. Нужно еще покрасить, чтобы была совсем как новая», - говорит Валентин Федорович.

Необычный цвет машины водитель обещал сохранить. Ведь это - память о советском такси. Да и сама «Волга» уже стала неотъемлемой частью города.