Загадки древнего Торика. Как жили греки на землях современного Геленджика

Цемесская бухта. На горизонте – Торетский мыс, на котором была расположена когда-то деревня Бата. © / пресс-служба администрации Новороссийска

Геленджик сегодня очень популярен у россиян. Здесь не только можно насладиться прекрасной природой и пляжным отдыхом, но и узнать много нового. Ведь заселено это место было с древнейших времен и насчитывает 5- тысячелетнюю историю. Мы расскажем об античном периоде и загадочном городе Торик, который существовал на месте современного курорта.

   
   

Поселились на Тонком мысе?

О начале и характере процесса освоения кавказского побережья греческими колонистами во второй четверти - середине VI века до н.э. свидетельствуют материалы из античного поселения Торик. Ряд исследователей считает, что это поселение было расположено на небольшом мысообразном плато у входа в Геленджикскую бухту, на Тонком мысе. Следует отметить масштабность комплекса каменных построек, в целом было исследовано 1540 кв. м, причем треть или четверть площади памятника была утрачена в результате берегового разрушения. Комплекс включал 21 помещение, которые были расположены вокруг внутреннего двора площадью свыше 900 кв.м.

К слову, обычные для греческого домостроительства архаического периода углубленные в землю постройки не выявлены, отсутствуют и данные об использовании сырцовых стен. В целом было прослежено три строительных периода. Архаический Торик, основанный одновременно с первыми апойкиями Европейского и Азиатского Боспора, просуществовал более века, до начала второй четверти  V века до н.э.

За вековой период здесь сложились своя административная структура и культурные традиции. Поселение находилось в системе давно существовавших дипломатических отношений с причерноморскими и средиземноморскими центрами, однако превратиться в полноценный античный город Торику было не суждено.

Небогато жили

Вот что пишет по этому поводу кандидат исторических наук Алексей Малышев:

«Существует версия, что тому причиной послужили сложные взаимоотношения и столкновения с местными племенами, изменение маршрутов кораблей - не вдоль берега, а непосредственно через Черное море, и удаленность от боспорских центров.

   
   

По предположению археологов, жители Торика были разные по характеру и профессиональным навыкам люди. По всей вероятности, колонисты были малосостоятельными людьми.

В одном из зданий Торика, занимавшем площадь целого квартала древнего города, могли жить несколько семей, которые состояли в родственных отношениях между собой. На это указывают изолированные помещения с выходами во внутренний двор. Основная часть переселенцев была, видимо, ремесленниками, которые занимались металлообрабатывающим производством. О хорошей квалификации специалистов можно судить по применению сыродутного способа плавки железа, бронзолитейному делу. При раскопках были обнаружены куски шлака железной руды, капельки бронзы. Изготовление металлических изделий давало возможность продавать товары собственного производства местному населению: наконечники стрел, копий, сельскохозяйственные орудия. Судя по остаткам больших печей и шлаков, производство металлических изделий играло большую роль в экономике Торика. Сырьем служила руда керченского типа, которая добывалась, видимо, где-то поблизости. Стоит заметить, что потребность в металле - это один из стимулов колонизаторской политики античных полисов-метрополий. Интересен факт, что при раскопках Торика не было найдено ни одной монеты. Можно предположить, что колонисты и местные жители расплачивались друг с другом предметами натурального производства. Одним из эквивалентов денег были изделия из металла, особенно оружие. Наконечники стрел с литком на острие могли выполнять функцию монет. Монеты-стрелки использовались в античных городах Причерноморья. При раскопках Торика был обнаружен один такой наконечник».

Помимо металлообрабатывающего производства колонисты занимались еще и гончарным делом. Было найдено много керамических лепных сосудов разнообразных форм. В основном это горшки для пищи и миски, которые использовались как столовая посуда. В колониях античным грекам приходилось приспосабливаться к местным условиям и жить проще. Вероятно, кухонную посуду переселенцы делали для себя, т.к. столкнувшись с более суровым климатом, чем это было на родине, им приходилось чаще принимать горячую пищу. Изготовляли и более крупные горшки для хранения продуктов. Следует отметить, что в гончарном производстве, как и во всех аспектах жизни колонистов, происходило взаимовлияние, проявляющееся в форме и орнаментике изготовляемых сосудов: в керамике, найденной в Торике, много черт меотской и среднекубанской посуды.

С местными не поладили?

«С пребывание греков на этой территории связано, по всей видимости, небольшое поселение «Балка» (ныне Мысхако) позднеархаического времени, на котором засвидетельствованы следы каменного домостроительства, - пишет Алексей Малышев. - По словам ученых, достоверные данные о позднеархаических греческих поселениях на берегах Цемесской бухты отсутствуют. До сих пор дискуссионным остается вопрос о расположения греческого поселения Бата. Большинство авторов отождествляет его с Патусом и помещает именно в район Цемесской бухты.  Н. Онайко, например, считала, что остатки города были забетонированы при строительстве Новороссийского порта. При этом об использовании Цемесской бухты свидетельствуют находки античных якорей и амфор на дне бухты, в районе Шесхариса (один из микрорайонов Новороссийска). По всей видимости, это поселение если и существовало, то имело небольшие размеры.

Таким образом, имеющиеся в распоряжении археологов материалы говорят о том, что колонизация именно этой части прибрежной зоны в V-IV вв. до н. э. была успешной и что были заложены основы для дальнейшего хозяйственного и политического освоения этого региона. Но явная поспешность при строительстве, очевидное стремление жителей Торика к обособлению (расположение пожароопасных объектов - печей в пределах этого пространства, отсутствие хозяйственных построек вне периметра сооружения) говорит о напряженных взаимоотношениях греко-переселенцев с местным населением».

Искусные мореплаватели

Кем же были эти местные? По сведениям древних авторов, в VI-I вв. до н.э. на территории от Горгиппии (Анапы) до Торика (Геленджика), юго-западнее синдов, обитали племена керкетов и торетов.

«В наши дни наука так и не смогла дать ответов на вопросы о происхождении этих народов, их жизни, не может точно локализовать место их жительства, что с ними стало, - говорит кандидат исторических наук Андрей Новичихин. - Они до сих пор остаются для нас загадкой.

Интересную особенность керкетов описывает Николай Дамасский. Согласно его рассуждениям, керкеты, совершившие проступок, не допускались к религиозным обрядам. А если кто- то во время управления лодкой совершит ошибку, то каждый, подойдя к нему, плюнет в него.

Дионисий Периегет расположил керкетов и торетов на побережье за синдами и киммерийцами. Псевдо-Арриан, последний из античных авторов, упоминавший эти народы в V в., отмечал, что ранее эти народы жили за синдами и были искусными мореплавателями.

Современная наука, основываясь на письменных источниках и немногочисленных археологических находках, не может дать сколь-либо серьезных утверждений относительно них. Однако, судя по археологическим данным, в местности обитания синдов, торетов и керкетов в VI-IV вв. до н.э. одинаковый обряд погребений, выполненный в каменных ящиках, в изделиях использован одинаковый метод пайки железа медью. Из этого следует, что  тореты и керкеты были родственными синдам народами. Областью обитания керкетов принято считать новороссийскую округу, торетов - геленджикскую. Некоторые исследователи считают торетов одним из родов керкетов.

Происхождение этнонима тореты рассматривается как производное от индоарийского «тарика» - береговой, связанный с лодкой. Трубачев О.Н. считал, что керкеты это греческое наименование торетов и происходит от греческого «керкетис» - вид кормового весла. Но эти предположения не подтверждены окончательно и оспариваются рядом исследователей».

Кто такие керкеты?

Кстати, существует мнение, что керкеты - предки современных адыгов. Название «керкеты», по-видимому, явилось основой возникшего позже названия народа - черкесы...

«Впервые керкеты и тореты были упомянуты в анонимном перипле IV в. до н.э., автором которого считается Скилак Кариандский. Он указал, что за Синдской гаванью живут керкеты, за ними тореты в округе греческого города Торик, - продолжает Андрей Новичихин. - Страбон дал немного больше информации по ним, указав, что керкеты живут на побережье за Синдикой, а места, где располагаются их корабельные стоянки, расположены за городом Баты. В наше время Синдика ассоциируется с Анапой, Баты с Новороссийском. Есть в строках Страбона важное указание - он отмечал, что аппеты, живущие недалеко от Трапезунда на южном побережье Черного моря, ранее назывались керкеты. Это может свидетельствовать о миграции части керкетов из-под новороссийской округи к Трапезунду. Он же указывал, что тореты  -  это меоты (считается, что меоты также были предками адыгов).

Помпоний Мела отмечал, что керкеты - дикий и необразованный народ. Плиний Старший писал, что керкеты живут у реки Икар, рядом с ними расположен город Гиер, за которым живут тореты у высокого мыса Круна. Клавдий Птолемей уточнял, что существует Торетский мыс за заливом Керкетиды».

Следы племени

Как жили древние керкеты? Об этом мы можем только предполагать, анализируя те следы древнего племени, которые дошли до наших дней.

«Большая часть известных нам археологических памятников догреческого населения предгорий - могильники, которые датируются в пределах VI-IV вв. до н.э. Их многочисленность свидетельствует о довольно высокой плотности местного населения в этот период, - пишет историк Алексей Малышев. - Захоронения в этих могильниках совершались в каменных ящиках из больших песчаниковых плит и были окружены башнеобразными конструкциями из крупных необработанных камней или морских валунов. Эта традиция существовала на полуострове Абрау с эпохи поздней бронзы. Так же, как и в «синдских» могильниках побережья (окрестности Горгиппии -Анапы), классической формой были либо парные, по- видимому семейные, или асинхронные коллективные захоронения (очевидно родственников).

Для могильников аборигенов характерно плотное, упорядоченное (как правило рядами) расположение погребальных сооружений, что свидетельствует о традиционности и предельно регламентированной жизни этого населения».

Кстати, прослеживаются и инокультурные влияния. Они выражаются в присутствии в погребальных комплексах большого разнообразия престижных и дорогостоящих привозных предметов - это и пластинчатые панцири, и уздечные наборы, украшенные зооморфной пластикой.

По словам историка, в III-II веках до н.э. резко сокращается ареал аборигенных комплексов. Обычай захоронения в каменных ящиках внутри обкладок из камней доживает до римского времени только в ущельях Широкая Балка и в долине реки Озерейка.

Торговали и меняли

Но вернемся в греческий Торик. По мнению археологов, большая часть экономики античного города принадлежала посреднической торговле: из материковой Греции и метрополий везли вино, оливковое масло, светлоглиняные и красноглиняные чаши, чернолаковую и краснолаковую керамику. Было обнаружено много фрагментов чернолаковых сосудов, образцы родосско-ионийской художественной керамики, огромное количество амфор с широкими полосами, хиосские и протофасоские, сероглиняные со стаканообразными ножками. Это свидетельствует, что привозилось много вина и оливкового масла. В античный период такие амфоры служили тарой. Водоизмещение древнегреческих галер измерялось амфорами. Все это затем перепродавалось местным племенам.

Из Торика же поставлялась в метрополии древесина: окрестности города были покрыты лесами. Люди занимались земледелием, но в очень ограниченном количестве: горная местность не подходила для этого вида сельского хозяйства. Из орудий труда были найдены только железный серп и зернотерка. Производились в небольшом количестве и продукты животноводства. По всей видимости вывозились рабы, поставляемые местными племенами, а также воск, мед, которые выменивали у населения.

Для античного грека его маленький город был тем миром, в котором он в наибольшей мере ощущал свою свободу, свое благосостояние и собственную личность. Переселяясь на новые места, он привозил с собой и весь уклад жизни. В его менталитете всегда присутствовало чувство общности и единения с другими.

Вполне очевидно, жители античного Торика могли себя чувствовать в коллективе комфортно. По мнению археологов, они вели жизнь трудового люда: изготовляли разную продукцию для себя и для продажи. Видимо, в процессе жизни наиболее удачливые в торговых сделках колонисты стали более зажиточными. Как было упомянуто, в открытом при раскопках здании проживали семьями, поэтому были женщины и дети. Вероятно, детей было немного. Античные греки были достаточно эгоистичными, они не хотели иметь много детей, т.к. если будет несколько наследников (мальчиков), то семейное достояние, какое бы оно ни было, может распылиться по частям. Древнегреческий ученый Платон в своих «Законах» пишет, что, следуя духу закона, желательно иметь мальчика и девочку. Обучались обычно грамоте только мальчики. Возможно, в Торике и была небольшая школа, потому что каждый свободный древний эллин должен был быть грамотным (хотя при раскопках не было найдено ни одной детской игрушки, т.к. обычно их делали из глины и дерева).

Каждая семья в здании имела свои комнаты. Обычно дома древних греков разделялись на две половины мужскую и женскую (гинекей). Основная обязанность женщины - быть хранительницей домашнего очага (эта функция и в Торике оставалась прежней). Обычно между мужем, занятым бесконечными делами, и женой, редко выходящей из своих покоев, общение было ограничено, но тем не менее семья на протяжении многих веков оставалась прочной, тем более учитывая условия и окружение, в которых находился Торик, семьи здесь были более сплочены.

В быту пытались следовать привычному для античных греков образу жизни. Обстановка в комнатах была скромной. Столы, лежанки, лари были сложены из местного камня. Мебель была примитивной. Часто мебелью служили плоские каменные плиты, из которых делали лежанки, а также приспосабливали под каменные столики. Сооружались в комнатах очаги из камня и глины, который помимо культового значения служил для обогрева и приготовления пищи. Использовали самодельную и привозную глиняную посуду. В экспозиции местного музея представлены лутерий - чаша для умывания и омовения и всевозможные женские туалетные сосуды из глины: лекиф, амфориск, которые являлись характерными предметами для использования античными греками.

Что ели и как одевались?

Считается, что  одевались жители Торика, надо полагать, скромно. У них не было белоснежных гимантиев (плащ) или хитонов (короткая туника, закрепляющаяся на плечах застежками, завязками), в которых мы обычно представляем древних греков. Античное одеяние представляет собой отрез ткани, который оборачивается вокруг тела и закрепляется застежками и поясом. Обычно ремесленники носили эксомиду-тунику, которая оставляет одно плечо открытым, на талии придерживается поясом, а на втором плече скрепляется застежкой или завязывается узлом. Зимой кутались в грубошерстные плащи. Тканей не сохранилось, но вероятно женщины-колонистки ткали для своих нужд и, возможно, немного для продажи.

Древние греки ели обычно два раза в день: скромный завтрак на заре и в конце дня - дейпнон - ужин. Меню скромное, в основном, вегетарианское: оливки, овощи, лук, бобовые; молочные продукты - сыр, молоко, кислое молоко; фрукты - яблоки, груши. Мясо ели редко,  по праздникам. Гораздо больше употребляли  рыбу. Пили воду, молоко, разведенное с медом. Вино, которое смешивали с соленой водой и специями, чтобы не портилось при перевозках. Античные греки в еде были всегда скромными и умеренными. (При раскопках были обнаружены кости домашних животных, птицы, а также кости рыб, дельфинов, клешней крабов, раковины моллюсков).

Кому поклонялись жители?

Основополагающим началом в жизни древнего эллина было мифологическое мироощущение. Реальная жизнь была переплетена с легендами и с мифами. Мы уже писали, что греческие переселенцы привезли в колонии культы богов, своих покровителей. Если Торик основали ионийцы, то их покровителем мог быть Аполлон - один из самых могущественных богов греческой мифологии. Он имел много ипостасий: бог-прорицатель, покровитель искусств, бог-света (как бога света его олицетворяли с солнцем). Имел дар врачевания, покровитель пастухов и моряков.

Возможно, в Торике исповедовали культ Аполлона Дельфиния (дельфин - один из символов Аполлона), который считался покровителем переселенцев, моряков, пролагателем морских путей и очень почитался в причерноморских колониях. Помимо культа Аполлона, вероятно, исповедовался культ женских божеств: культ богини Кибелы, Великой матери богов, покровительницы благосостояния поселений и городов.

Специфической особенностью культов богов колоний в Причерноморье является смешение культов греческих богов с культами местных варварских богов. Складывались культы: Верховного божества, связанный с культом Зевса; Богини Девы, в которой соединились греческие богини: Афродита, Артемида, Афина. Священнодействия происходили у алтарей, на которых совершались жертвоприношения.

Наряду с общими культами в колониях существовали домашние культы. Священным местом дома считался очаг как алтарь богини Гестии (покровительницы домашнего очага), вечный огонь которого был символом устойчивости и надежности.

Домашние культы были связаны с жизненными этапами семьи, поэтому религиозные ритуалы в частной жизни переселенцев очень просты: символический жест, обращенный в сторону солнца; краткая, но часто произносимая молитва; помещение камня, символизирующего присутствие бога у очага, очищение-омовение, жертвоприношение. В сознании древнего грека символом божественного присутствия могли быть камень, бревно, иногда совсем бесформенные, или грубо обработанные, с почтением хранившиеся в семьях. Назывались они Хоапа (вырезанные вещи). При раскопках Торика было обнаружено красноглиняное изделие яйцеобразной формы (возможно, это одно из Хоапа). Оно находилось в помещении с выложенной полукругом вымосткой, которая, возможно, служила алтарем. К сожалению, при археологических раскопках поселения не было найдено ни одной скульптуры или статуэтки с изображением богов. Тем не менее каменные вымостки, рядом с которыми располагались очаги, служившие алтарями и жертвенниками, а также маленькие чашечки, найденные при раскопках, имели ритуально-культовое назначение: жертвенное возлияние молока, смешанного с медом, или вина, разбавленного с водой. Существовал ли храм в Торике? Каким богам поклонялись жители? Были ли еще здания? Мы этого уже никогда не узнаем. Все это давно погребено на дне моря.