Ансамбль «Возрождение» исполняет духовные и светские произведения композиторов ХIV - XVIII веков, живших в Западной Европе и России времени Петра I и Екатерины II.
Шире круг!
30 лет назад музыкант Николай Макаренко хотел оставить профессию. Классика, Чайковский… Все уже было. А его место где? Он не знал. Собирались с друзьями и коллегами, пили чай, разговаривали, играли репертуар разных эпох. И однажды он понял: вот оно!
- В XIII веке музыка была вокальной, с ХIV века она стала инструментальной, ее писали люди, работающие в храмах, - рассказывает маэстро. - Вначале церковная музыка, потом любовная лирика... Столько мадригалов, мотетов, канцон!
А тексты тех поэтов! Каждая фраза значимая, с глубоким смыслом, открывающимся только после нескольких прочтений. Какая-то с болью выстрадана, другая несет свет и радость. Между исполнителем и слушателем протягивается ниточка задушевного разговора…
И стали в квартире Макаренко звучать произведения-откровения. Вначале домашними концертами дело и ограничивалось. Полтора года квартету понадобилось, чтобы сыграться. Коллегам Николая, преподавателям музучилища, было непросто отойти от привычной «схемы».
У средневековой мелодии особый полифонический «рисунок», не похожий на утвердившийся в последнее столетие. Вскоре музыкантов стало шестеро, и коллектив «прописался» в Доме ученых. 13 лет, каждое воскресенье, там и выступали. Периодически «гастролировали» в пределах улицы Красной, давали концерты в художественном музее имени Коваленко.
У ансамбля быстро сформировался круг поклонников из числа городских интеллигентов. А настоящую международную славу (при том, что коллектив ни разу не покидал Краснодара) принесла… мадам Олли, небезызвестная в прошлом гастролирующая по российским городам астролог и предсказательница судеб.
Буржуазная? Не продвигать!
Мадам Олли на концерт попала случайно. А потом рассказала всем, кому смогла. Экскурсионные визиты иностранцев на Кубань в те годы обслуживало только одно туристическое бюро. Реклама, сделанная мадам коллективу за границей, и сметливость турагентов превратили посещение концерта ансамбля «Возрождение» в важнейший пункт экскурсионной программы, знакомящей иностранцев с кубанскими достопримечательностями.
Антураж Дома ученых (бывший особняк табачного фабриканта) сам по себе сохранил особую атмосферу старины. Музыканты встречали гостей при свечах, в костюмах и париках ушедших веков. Инструменты были тоже необыкновенные. Настоящие, изготовленные по старинным чертежам: клавесин, гобой, скрипка, лютня, придворный барабан.
Публика старалась соответствовать моменту. Мужчины - в светлых костюмах, дамы - в вечерних нарядах от кутюр, с нитками настоящего жемчуга и благородно искрящимися бриллиантами. Американцы, французы, немцы недоверчиво переспрашивали: «А вы правда кубанские казаки?»
За «не наш» менталитет Николаю Дмитриевичу выговаривали неоднакратно: «Голоса хорошие, а музыка плохая. Зачем буржуазную культуру продвигаете?» Времена настали более лояльные. Народность все еще в фаворе, но спорить по поводу музыкальных пристрастий никому в голову не придет. Есть, однако, и «оборотная сторона медали». Продвигать и популяризировать музыкальные коллективы за «просто так» у нас тоже не принято.
А дальше?
Самое удивительное - ансамбль на протяжении всех лет несет культуру в массы абсолютно бесплатно. Хлебные времена, обеспечивавшие музыкантов стабильным гонораром, были лишь в «эпоху мадам Олли». Сегодня выручают редкие презентации. Полным составом и при парадном антураже (свечи, костюмы, инструменты) коллектив собирается крайне редко - если совпадают свободные «окошки». Музыканты «Возрождения» зарабатывают на жизнь в разных местах. И только двое -
Николай и Наталья - в «некрасовке». Каждую среду и воскресенье дают вечерний концерт.
«Прописку» в краснодарской библиотеке ансамбль получил десять лет назад. Бесплатные концерты настолько полюбились читателям, что библиотека изыскала возможность начислять супругам небольшие зарплаты.
Можно было бы пойти дальше. Организовать какую-то рекламу, выступления на площадках побольше, чем уголок «абонемента», и, может быть, платные концерты.
Но музыканты - люди слишком погруженные в творчество. Библиотечное начальство к реально существующим возможностям повысить статус и благосостояние (свое и музыкантов) относится инертно. А городские власти и вовсе настроены враждебно - не разрешают поставить перед библиотекой афишную тумбу с анонсами концертов. И даже фотографии с костюмированного фотосета коллектива пришлось с окон убрать.
Не выходит, что ли, ничего?
За три десятка лет Николай Макаренко дал жизнь более чем 600 песенным произведениям на стихи самых разных авторов: от арабских поэтов средневековья - до современных кубанских.
Создавая свой ансамбль, маэстро руководствовался желанием не удивить, а глубже познать природу музыкального звука. Гармония, выстраиваемая с помощью голосов и инструментов, обладает удивительным свойством вводить слушателей в состояние душевного успокоения и равновесия. После концерта чувствуешь, что в душе происходят таинственные и прекрасные изменения.
Николай Дмитриевич - оптимист. Он считает, у коллектива есть шанс вернуть былой шумный успех. Кто-то все же замечает маленькое объявление в фойе библиотеки: «Звучит старинная музыка времен Вивальди».
Нередко на концертах можно встретить экстравагантных зрителей - готов, других неопознанных неформалов -
в коже с клепками, пирсингом и татуировками. Забавно видеть таких персонажей рядом с верной поклонницей коллектива, 87-летней Верой Сергеевной. Безусловно, зрителей - интеллигентных и не очень, комментирующих выступления ансамбля словами «респект» и «уважуха» - могло бы быть больше...