Примерное время чтения: 8 минут
759

«Неофиты, хаеры и тренды». Почему кубанский театр умирать не собирается

«АиФ-Юг» №13 28/03/2018

Герой фильма «Москва слезам не верит» предвещал, что скоро телевидение полностью поглотит и вытеснит из культурного пространства театр. Этого не произошло - ни в кино, ни в реальности. Кто сегодня ходит в театр, какие постановки люди не пропускают?

Неформалы против консерваторов

Публика в Краснодаре «балованная». Самый первый в стране детский театр (в 1921 году) был основан Самуилом Маршаком именно в кубанской столице. Краснодар всегда был крупнейшим на юге культурным центром. Это историческая тенденция, ведь еще екатеринодарская публика восторженно аплодировала искусству Федора Шаляпина, Леонида Собинова, величайшей балерины Екатерины Гельцер. Краевой театр Драмы «эпохи Куликовского» (вторая половина ХХ в.) - вообще легенда.

Вкус, чутье, зрительская требовательность - словно предаются от поколения к поколению воздушно-капельным путем. И вот почему необоснованно дорогие (на взгляд взыскательного краснодарского зрителя) билеты на антрепризные спектакли заезжих знаменитостей раскупаются не всегда. «На волне перестройки мы не были избалованы и готовы были втридорога платить за билет, чтобы увидеть «звезду». Но очень быстро интерес иссяк. Порой знаменитости привозят откровенную халтуру. Для некоторых гастроли по провинции - это элементарный «чес» - не интересно!», - таково в общих чертах мнение большинства краснодарцев, опрошенных «АиФ-Юг».

Кстати
Одна из самых необычных режиссеров Краснодара - Светлана Василенко. Спектакли у нее - разовые. Премьера постановки по пьесам Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля» и «Балаганчик» Александра Блока состоялась в недостроенном цеху на территории бывшего завода. На подготовку ушел год. Посмотрели спектакль около 400 человек. Больше этот проект никто и никогда не увидит. Потому что театр - это не кино. Ни одно представление никогда не повторяется полностью. В этой эфемерности и есть душа театра. Светлана Василенко стремится довести это свойство до абсолюта.
«Краснодарские зрители предпочитают своих режиссеров и актеров, - говорит исполнительный директор фестиваля PhotoVisa, постоянный фотограф театра балета Юрия Григоровича, Музыкального театра ТО «Премьера» Татьяна Зубкова. - Гранд-дамы в боа и хипстеры - в театр сегодня ходят все. За каждой городской площадкой давно закрепились зрители-завсегдатаи. Дамы чаще встречаются в Музыкальном театре Краснодара. В сентябре 2017 года новым художественным руководителем стал Владислав Карклин - огромная удача для меломанов! Здание музтеатра не отличается идеальной акустикой. Карклин решил проблему радикально - пространство сцены отсекли железным противопожарным занавесом. Артисты выступают на маленькой авансцене. Музыка, голоса - зазвучали. Краснодарцы получили оперу в безупречном ее варианте».

Самые колоритные - поклонники «Одного театра». В театральной среде их называют неофитами. Модное словечко, в буквальном переводе с древнегреческого - «недавно насажденный, новый приверженец». «Один театр» ставку сделал на молодых, передовых, думающих. Продвижением в соцсетях занимаются сами актеры и режиссеры.

В «Один театр» идут за самым новым, свежим, экспериментальным. Он абсолютно в тренде современности. Любопытно, что у Молодежного театра, ориентированного на ту же возрастную аудиторию, публика иная. Зрители «молодежки» также могут носить хаеры (прически в особом стиле. - Ред.), но отличаются большим консерватизмом и сдержанностью. Спектакли там ставят со всеми присущими хорошему театру характеристиками. С глубиной, драматизмом, лиричностью, но более «спокойные».

Свои многолетние, преданные поклонники у краснодарской Драмы. Настоящие фан-клубы из детей и взрослых у театров кукол. Гостеатры интернет-пространство только осваивают, больше доверяя древнему способу продвижения через уличные афиши. И будьте уверены: о том, что постановка хорошая, мир театралов узнает без всякой рекламы, еще на стадии прогонов.

Кринолинно-нафталинное действо?

Искусство идет к зрителю, когда оно востребовано. Минувшая осень запомнилась театралам фестивалем бесплатных моноспектаклей «Палитра лиц». Интересным опытом стала творческая лаборатория по современной польской драматургии «Диалог культур». (Было представлено три эскиза спектаклей, подготовленных за несколько дней. Их судьбу голосованием определяли зрители: оставить спектакль таким, как есть, доработать или забыть как страшный сон). Недавно завершился фестиваль невербальных театров. Постановки без слов представили театральные труппы со всей России и театр из Швейцарии. Фестивальная жизнь интересная, это смотр сил, который держит в тонусе как сам театр, так и зрителей. Часто именно на фестивалях зажигаются «звезды».

Время идет, меняются тренды, но стареть тоже можно красиво, с достоинством и вкусом.

Актер и режиссер Арсений Фогелев, создавший в 2013 году независимый «Один театр», в интервью «АиФ-Юг» поделился своей точкой зрения о миссии современного искусства: «Многие до сих пор воспринимают театр как застывшее кринолинно-нафталинное действо. И с трудом воспринимают отступления от канона. Человеку свойственно опасаться всего нового. Но это не значит, что не нужно искать и пробовать другие подачи. Иначе можно докатиться до мысли, что вообще прогресса в жизни не нужно».

Смелость, конечно, города берет. Независимые театры, зарабатывающие на жизнь без финансовой подпитки государства, не мыслимы без поисков на грани эксперимента и даже фола. Но в Краснодарском крае нет таких историй, когда бы какие-то постановки запрещали, клеймили бы их как провокативные. Особенность Кубани в том, что при большой доле консерватизма наши люди не жалуют «ширпотреб». Постановщикам удается лавировать. Существует негласное, но четкое разграничение контента. По объективным причинам, театры с государственной поддержкой поставлены в более узкие рамки, ограничивающие «полет фантазии». Они оперируют осторожными формами и когда за эксперименты берутся - случаи бывают анекдотичные. Не будем называть фамилию режиссера. Он ставил «Гамлета».  В финале, следуя шекспировскому тексту («Я голым выброшен на берег…»), актер голым на сцену и вышел. Дальше прогона эта сцена не прошла. Режиссер сам понял, что голый Гамлет - это провокация ради провокации, в спектакле элемент абсолютно лишний. К слову, одетого Гамлета после премьерного спектакля публика со сцены долго не отпускала, рукоплеща и крича «Браво!».

В борьбе театров побеждает зритель

«Меня радует, что несмотря на угрожающий контекст разного рода «театральных дел», на Кубани мы наблюдаем расцвет театральной деятельности. Театр вновь стал местом социального контакта, местом и поводом для дискуссий. А расцвет всегда связан с новым: новыми формами, новыми сюжетами, новыми темами. И важно, что современный зритель открывает и принимает для себя в театре новые виды театральной условности, новые пути театра как такового. Все больше в театре молодежи; актуальное искусство привлекает людей своей обращенностью к сегодняшнему дню. Эксперименты в искусстве закономерно обновляют его. Для театра важно, чтобы он не был музеем», - считает Вера Сердечная, член Ассоциации театральных критиков, театральный обозреватель, ридер драматургических конкурсов.

«Кто сегодня ходит в театр? – Задается вопросом Лариса Новосельская, глава Представительства Союза российских писателей в Краснодарском крае. - Те же, кто ходил всегда: любители театра. Я знаю людей из отдаленных районов края, которые не пропустят премьеру в «Премьере». А что уж говорить об интеллигентных бабушках из Старого города, которые ходят на каждый спектакль с любимым Станиславом Гронским! Я очень люблю все без исключения наши театры и считаю Краснодар театральным городом. Столица Кубани - не так проста, как кажется. Под слоем незамысловатого фольклора лежат золотые россыпи ярких, самобытных талантов - художников, писателей, актеров, режиссеров. Вспомните старый Арбат на Чапаева! От всего этого роскошества духа остались лишь театры. И, ура! - даже появились новые: великолепный и по замыслу, и по исполнению «Один театр» - центр молодежного авангарда, «Черный театр DREAM », театр «Шардарам», «Люди и игры» etc.  Вот вам и ответ на вопрос, почему театр будет всегда. Потому что он живой, он дышит, он развивается! Как человек, он устает и болеет. Или набирается сил и здорового румянца, как муниципальный Молодежный театр, который со своим спектаклем «Гроза» участвует в «Золотой маске». И дело даже не в престижной награде, а в том, что билеты в «молодежку» раскупаются на месяц, а то и два вперед - вот у театра сколько фанатов! Кстати, не хочу, чтобы служители драмтеатра на меня обижались. Просто стареть тоже можно красиво, с достоинством и вкусом. Не зря сейчас в тренде у ведущих кутюрье - модели-бабушки. Молодую нарядить легко, а ты сделай из старушки красавицу! В этом контексте мне хотелось бы от нашего театра не превращения его репертуара в оперетту вроде «Кубанских казаков», а побольше классических постановок типа «Случая в городе N». Или «Села Степанчикова», который сошел со сцены, но помнится зрителями до сих пор. Можно и «Дачников» Горького поставить театру, носящему имя классика. Кто-то скажет: легко советовать, и будет прав. Но оправдаюсь: это советы не постороннего. Ведь когда в зале медленно гаснут люстры и сердце сжимается от радостного предвкушения встречи с удивительным миром, расположенным между сном и явью, когда в полумраке оглядываешься на плотно заполненные ряды и видишь множество людей, охваченных тем же восторгом перед волшебством сцены, разве ты посторонний? Ты - театрал, ты зритель, без которого театр не может ни жить, ни дышать. Живи, театр! Мы с тобой!».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах