Конкуренция в мире отечественного шоу-бизнеса очень высока, но если музыкант не попадает в традиционный набор - поп, рок, классика, то путь на большую сцену и вовсе оказывается закрытым. Зато «неформатных» артистов любят музыкальные фестивали. Один из них - «Барабаны мира», выступающий за свободное творческое самовыражение, на днях состоялся в Сочи.
«АиФ-Юг» составил подборку из композиций музыкантов, которые выступили на этом фестивале.
Импровизация и еще раз импровизация
Одним из хэдлайнеров «Барабанов мира» стал Ян Бедерман Project - оркестр московского композитора, режиссера и психолога. Ян работает в собственном уникальном стиле «интуитивный этно фри-джаз». Имидж у коллектива соответствующий: к примеру, один из музыкантов называет себя Джон Кукарямба.
Проект очень известен за рубежом, неоднократно принимал участие в в музыкальных фестивалях в Чехии, Греции, Египте, и Украине. Дважды выступал на престижном международный фестивале независимой музыки South by Southwest в США. А альбом музыкантов «Осторожно! Двери открываются» в 2007 году признали самым экспериментальным выпуском года в Европе.
И есть за что, ведь участники проекта никогда не проводят репетиций в обычном понимании слова - музыка здесь рождается сама собой. Еще одна традиция артистов - выступать только в небольших залах, позволяющих ощутить контакт с публикой.
У Яна Бедермана есть увлечение - собирать по разным странам и осваивать народные инструменты, порой самые диковинные. Сегодня группа использует более 400 таких инструментов, некоторые они создают сами из подручных материалов вроде водопроводной трубы.
Фольклорная экспедиция
Саян Андриянов из Новосибирска - тоже поклонник народной музыки, только изучает он удивительные традиции сибирских народов России. К примеру, горловое пение. На Алтае и в Тыве с помощью этого метода исполняют эпос, а в буддизме - мантры.
Музыкант перенимал умение у алтайского сказителя Карыша Киргилова. Знания там до сих пор передают от учителя к ученику, ведь современных музыкальных школ, где детям прививали бы фольклорную традицию, у малых народов Севера нет - не до этого кочевникам. Вот почему Саян вместе с коллегами по проекту «Буготак» ездили в культурные экспедиции и записывали исполнение древних песен.
Музыкант убежден, что подавать фольклор в наши дни надо особенным образом. Не так, как он звучит изначально (современный слушатель не сможет его воспринять), но, делая аранжировку, следует оставлять композицию узнаваемой, чтобы люди послушали и сказали: «Да, это же та самая песня!». Вот почему многие треки «Буготака» с удовольствием используют в качестве саундтреков к фильмам.
А вот с окупаемостью проекта дело не заладилось: первый же студийный альбом «доброжелатели» выложили в сеть, и покупать диск меломаны не стали. Coverlar до сих пор можно найти в свободном доступе, и это того стоит: где бы вы еще услышали аранжировки на композиции Nirvana и Metallica с горловым пением?
Кстати, в ближайшее время Саян Андриянов переезжает в Сочи и собирается изучать черкесские музыкальные традиции.
«Мантропоп» и «Скомо-рок»
Улыбчивые и жизнерадостные супруги из Екатеринбурга Дмитрий и Анастасия Шафран тоже никогда не следовали стандартам и изобретают собственные музыкальные стили. Сейчас ребята задействованы сразу в двух проектах. Первый - группа «Барабенга» - они окрестили как «мантропоп»: то есть легкая, развлекательная музыка под тексты на санскрите. Сочетание удивительное, особенно если вспомнить, что на этом древнем языке написаны священные молитвы.
Второй проект - «Сечень» - обращен уже к русской фольклорной традиции. На этот раз тексты оригинальные, на истихи самих музыкантов, а музыка представляет собой аранжировки народных напевов. Группа записывает уже пятый альбом, ее композиции использовались в качестве саундтреков. Что касается стиля, то музыку «Сеченя» ребята определяют как «Скомо-рок».
Особый взгляд на мировые хиты
Краснодарский край на фестивале «Барабаны мира» в Сочи представлял дуэт Tiva и Ноллендорф, а если просто - Даниил и Михаил. Первый работает в стиле live looping - это когда музыкальный трек состоит из закольцованных аудиосэмплов и воспроизводится при помощи специальных устройств или программного обеспечения. В основе метода - все та же импровизация. Данила использует хорошо известные хиты (в арсенале, к примеру, песни группы «Пятница», Depeche mode и даже африканский фольклор), особым образом их при этом обрабатывая. Вокал его собственный.
Михаил - перкуссионист. С Даниилом познакомился на одном из музыкальных фестивалей, с тех пор ребята выступают на одной сцене.