Аршалуйс Ханжиян в годы Великой Отечественной войны помогала врачам и санитарам выхаживать раненых неподалёку от урочища Поднависла, что под Горячим Ключом. А когда войска ушли, Аршалуйс осталась там на всю жизнь, чтобы заботиться о могилах сотен солдат. Она сдержала слово, данное самой себе, и до самой смерти поддерживала порядок на солдатском кладбище. В девяностые Аршалуйс самой пришлось взять в руки оружие - на месте захоронения коммерсанты задумали построить коттеджи, но бабушка с ружьём в руках вышла против бульдозера. И не только спасла память солдат, но и привлекла внимание к солдатским могилам. В 1997 году ЮНЕСКО признало Аршалуйс «Женщиной года», а через несколько месяцев она ушла из жизни.
Великие дела совершаются бескорыстно
Эрнест уверен, что история Аршалуйс - общечеловеческая. И вспоминает рассказ греческого дирижёра Теодора Курентзиса: он прогуливался по острову и встретил там старушку, которая ухаживала за кладбищем немецких солдат. Она сама потеряла сына на войне, но он сражался против фашистов. Курентзис спросил, зачем она следит за могилами тех, кто убил её сына?
«Эти ребята погибли молодыми, их матери тоже страдали, как и я. Может, где-нибудь их родители так же ухаживают за могилой моего сына», - ответила женщина.
«У Аршалуйс тоже была такая мотивация, не зависящая от национальности или ещё чего-то, - говорит режиссёр. - Человек просто был выше всех наших низменных страстей, она - совершенно из другого мира».
История, пропущенная через душевные фильтры
По словам Арутюнова, изначальная цель фильма была просто рассказать о жизни женщины, о её подвиге, чтобы как можно больше людей посмотрели и узнали.
«Мы специально не настраивались на авторское высказывание и делали зрительское кино, чтобы как можно больше людей могли узнать об Аршалуйс, - признаётся режиссёр. - Это не моё философское высказывание - я ещё не в том возрасте, чтобы учить зрителя морали. Фильм - это практически пересказ её жизни, пропущенный через наши душевные фильтры, рассказ истории в художественной манере. Наверное, ближе к жанру ЖЗЛ - жизнь замечательных людей. Мы не возвеличили её в фильме, а просто рассказали, что жил такой прекрасный человек, совершивший тихий подвиг».
«Практически все говорят, что фильм им понравился, - продолжает Эрнест. - Тем, что в фильме есть атмосфера невероятной искренности - она возникает и благодаря визуальному ряду, и благодаря музыке. Мы не мудрствовали лукаво и просто хотели добиться атмосферы, соответствующей этой истории, такой же чистой, искренней. Все говорят, что о жизни Аршалуйс узнали из нашего фильма, для моих сверстников это стало настоящим открытием».
Снимать художественный фильм об исторических личностях всегда нелегко - надо пройти по тонкой грани художественного вымысла, чтобы не потерять в нём персонажа, не обидеть родных. За примерами далеко ходить не надо - нашумевшим «Движением вверх» остались недовольны родственники тренера Кондрашина, так что в фильме пришлось менять его фамилию на выдуманную. Авторам «Аршалуйс» с такими проблемами столкнуться не пришлось.
«Во-первых, с нами на съёмочной площадке была племянница Аршалуйс Галина Ханжиян, она своими глазами видела, как мы работаем, что снимаем - каждую сцену, - рассказывает Эрнест Арутюнов. - Была премьера в Горячем Ключе, и другие родственники Аршалуйс видели фильм - всем он очень понравился. В «Движении вверх» ради художественности переписали историю, мы, напротив, отнеслись к истории очень осторожно. Да, фильм художественный, диалоги мы писали - ведь герои должны разговаривать друг с другом, но в соответствии с реальными событиями. Вся художественная работа в фильме строится на диалогах, все показанные события происходили на самом деле, ни одно не выдумано. А диалоги - откуда мы можем знать, что врач Вера Дубровская говорила Аршалуйс? Читала ли Аршалуйс письма солдатам? Точно мы этого не знаем, но такое поведение близко по духу этой женщине. Может, она именно так, как мы показали, и не делала, но все рассказывали, что она подбадривала раненых. Говорила: «Ничего страшного, люди живут и даже воюют и с одной рукой». Аршалуйс мотивировала солдат, когда все падали духом».
Аршалуйс знала, чем ей предначертано заниматься в жизни.
Народное кино
Снять 44-минутный фильм - дело непростое ещё и в финансовом плане. И на него собирали, что называется, всем миром.
Фильм стал шагом вперёд и для самого молодого режиссёра, и для кинокомпании, в которой он работает. До этого вместе снимали небольшие сюжеты, документальные фильмы.
«На четвёртом курсе снял документальный фильм о священнике «Пастырь», и теперь «Аршалуйс», - говорит Эрнест. - Я взялся за него, потому что работаю в кинокомпании, и мне предложили попробовать, проверить свои силы. Я ответил: «Постараюсь». Сейчас готовимся снимать второй фильм, там я буду ассистентом режиссёра. Разглашать сценарий не имею права, но это художественное кино, тоже основанное на истории Великой Отечественной».
«Ты нужна людям»
Галина Ханжиян - племянница Аршалуйс, которая пообещала тёте продолжать её дело и держит слово - рассказала о предназначении, о том, как Аршалуйс узнала, чем ей предначертано заниматься в жизни.
«У каждого человека своя судьба, - говорит Галина. - Аршалуйс рассказывала: «Вот родился человек, и во лбу у него горит звезда - его предназначение». По-армянски, конечно, немного по-другому это звучит. У Аршалуйс тоже своё предназначение. Ещё в тридцатые годы она заболела - упала с моста, ударилась спиной, простыла. У нас выращивали табак и возили его на волах в Горячий Ключ. И однажды на обратном пути речка поднялась, вода понесла на дно, возничий выпрыгнул, а Аршалуйс сказал, мол, держи за хвост волов, они тебя вытянут. Они выплыли, а неподалёку жили молдаване, которые дали ей какую-то холстину, отогрели. Тётя простыла и семь лет после этого болела. А в те три дня, что Аршалуйс лежала без сознания и все думали, что она умрёт, ей приснился сон.
- Будто иду по тоннелю, а впереди свет. Выхожу - а там «санаторий», - рассказывала Аршалуйс. - Там всё зелёное, красивое, люди ходят, дома большие. И ворота, на которых стоит старец с белыми волосами и окладистой бородой.
- Дочка, куда идёшь? - спрашивает он.
- Мне туда надо, к людям, - показываю на «санаторий».
- Нет, дочка, туда тебе ещё рано, ты своё предназначение ещё не исполнила, ты нужна людям».