aif.ru counter
713

«У музыки нет формулы». Победитель классического «Евровидения» - об успехе

Молодой музыкант Иван Бессонов рассказал «АиФ-Юг», как десять тысяч часов занимался музыкой, объяснил, может ли классический музыкант почерпнуть что-то из других направлений и вспомнил, почему отказался от карьеры актера кино.

Иван Бессонов / Из личного архива

16-летний Иван Бессонов в прошлом году выиграл конкурс исполнителей классики «Евровидение». А сейчас рассказал «АиФ-Юг», что это за состязание, сколько времени нужно отдавать музыке, остаются ли после репетиций и концертов силы на учёбу в школе и что даёт талантливым ребятам образовательный центр «Сириус» в Сочи.

Досье
Иван Бессонов родился 24 июля 2002 года в Санкт-Петербурге. Окончил Центральную среднюю музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Чайковского. В 2015-м получил Гран-при в международном юношеском конкурсе имени Шопена. В 2016 году одержал победу в международном конкурсе имени Рубинштейна «Фортепианная миниатюра в русской музыке». Лауреат конкурса правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования-2016». Лауреат и призёр зрительских симпатий в международном конкурсе Grand Piano Competition-2016. 23 августа 2018 года одержал победу на XIX конкурсе молодых музыкантов «Евровидение». Выпускник образовательного центра «Сириус».

Десять тысяч часов – на музыку

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Иван, канадский писатель Малкольм Гладуэлл в одной из своих книг вывел формулу успеха - чтобы его добиться, в любом деле необходимы десять тысяч часов практики, вы согласны? Можете подсчитать свои часы на музыку?

Иван Бессонов: Для Малкольма Гладуэлла я прямо учебное пособие - сейчас мне 16 лет, упорно заниматься музыкой начал в шесть. Каждый день примерно по три часа, получается тысяча часов в год, в итоге десять тысяч за десять лет. Так что да, согласен. Хотя это всё, конечно, очень условно - чтобы добиться успеха с первого занятия, надо делать всё качественно, правильно и профессионально. А ребёнок такие вещи сам решить не может - со мной сначала занимались родители, потом они приглашали хороших учителей. Всё это и вылилось в те самые десять тысяч часов тяжёлого труда.

- Вспомните, пожалуйста, с чего для вас начались занятия музыкой, и в какой момент вы стали получать от них удовольствие?

- Началось всё банально - с упорного труда. Очень тяжёлого. Удовольствие в первое время получал от похвалы родителей, позже - учителей. И только потом - от осознания факта, что у меня получается. Следующий этап - когда получается красиво, и от этого уже получаешь удовольствие. И это самое «красиво» - самое важное для музыканта. Сейчас я точно не вспомню, но, кажется, в семь лет уже поймал это состояние.

- Иван, с шести лет в музыке - это не шутка. А были у вас другие увлечения, возможность пойти в жизни по совершенно другому пути?

- В пять-шесть лет я снимался в разных бандитских сериалах в роли ребёнка, пострадавшего от плохих дядь. Если честно - жуткое тогда было кино, так что вовремя сменил профессию (улыбается).

Чайковский в Эдинбурге

- Профессиональные спортсмены, достигшие высот в своих видах, часто вспоминают, что в школе из-за тренировок просто не успевали учиться. А у музыкантов, занимающихся с детства, остаётся время на учёбу, другие занятия?

- Наш мир бесконечен, например, «вселенную» бабочки-шелкопряда можно изучать вечно. Но когда в таком случае заниматься музыкой? Давайте посчитаем вместе - четыре часа в день нужно играть чужие произведения, хотя бы час импровизировать, ещё час изучать музыкальную литературу. Плюс обязательные сольфеджио и гармония - вот и выходит восьмичасовой рабочий день. Не могу же я, выйдя на сцену, рассказывать слушателям основы тригонометрии? Поэтому школьную программу приходится изучать чуть ли не во сне. А что делать? Мир исполнителей классической музыки молодеет, причём делает это стремительно.

- Раз речь зашла о молодеющем мире исполнителей классики - в прошлом году вы выиграли Евровидение. Но не обычное, о котором знают многие, а классическое. Расскажите, что это за конкурс?

- В Европе это довольно известный конкурс, который проходит раз в два года. Но у нас чаще слушают эстрадную музыку, хотя в последнее время есть сдвиг в сторону классики. Поэтому классическое Евровидение не привлекало особого внимания прессы, да и России не везло - победу мы получили впервые. В Эдинбурге, где проходил конкурс, я исполнил фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. Не знаю, как на другом Евровидении, но у нас была очень дружелюбная атмосфера, никакого жестокого соперничества. Все участники при встрече улыбались друг другу, было ощущение, что все мы давно знакомы - всё-таки все отличные музыканты.

Никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.

- Вопрос далёкого от музыки человека: можно ли, говоря словами пушкинского Сальери, «алгеброй гармонию поверить»? Музыка для вас - это в первую очередь страсть или долгие репетиции, отработка до автоматизма?

- Для меня музыка - это космос. А его можно измерить и алгеброй, и тем, что выше неё. Но если вы захотите рассчитать формулу музыки, скорее всего ничего не получится. Невозможно же так рассчитать фразу, чтобы человек вдруг полюбил тебя! В музыке каждый раз всё по-новому, всё так сложно, неоднозначно, неповторимо и непредсказуемо, как сама жизнь. Остаётся только слышать её и чувствовать.

Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов

«Музыка приходит, когда ей вздумается»

- Иван, вы не просто музыкант, но и композитор. Что больше нравится: исполнять чужие произведения или создавать свои? Как пишете музыку - сама приходит в голову, что-то вдохновляет, может, есть какие-то ритуалы?

- Исполняя чужое талантливое произведение, ты будто тоже переживаешь озарение сочинения - это как наркотик. Но когда удаётся сочинить что-то своё и хорошее, получаешь уже двойное удовольствие. Ритуалов у меня нет - музыка приходит тогда, когда ей вздумается, и это заставляет нервничать. Никакой стабильности - никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.

- Классическая музыка для вас - и призвание, и профессия, и образ жизни, а современную слушаете? Может ли классический музыкант что-нибудь почерпнуть в роке, рэпе, техно, регги и т.д.?

- Музыка в любом виде остаётся музыкой. В Германии по две тысячи человек приходят послушать рояль. Смотришь в зал - кругом седые головы. Как сказал продюсер - люди дорастают до классической музыки: в детстве и юности слушают попсу, потом простой рок, сложный, фолк, народную, джаз. И уже в конце жизни доходят до самой сложной музыки - классической. Я люблю любую талантливую музыку: The Beatles, Queen, Майкл Джексон и многие другие - тоже таланты.

Справка
Классическое «Евровидение» или Eurovision Young Musicians проводится раз в два года в одном из городов Старого света по инициативе Европейского вещательного союза (EBU). Возраст участников - не старше 19 лет. Организаторы поддерживают молодые таланты в музыкальной классике и обеспечивают дорогу на сцены лучших залов мира. История конкурса началась в 1982 году, за это время лауреатами конкурса становились пианисты, скрипачи, виолончелисты, кларнетист, флейтистка и альтист.

Выступление на классическом
Выступление на классическом "Евровидении". Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов

В «Сириусе» - дух таланта

- Cейчас симфонические оркестры исполняют в залах не только классику, но и песни Виктора Цоя, Егора Летова, Nirvana, Pink Floyd, Metallica. Как вы к этому относитесь? И с кем бы хотели оказаться на сцене?

- Оркестровые исполнения репертуара рок-групп, наверное, не более, чем дань моде. А на сцене хотел бы оказаться, прежде всего, с любым истинным музыкантом, и их очень много. Но в любом случае классика - моё основное призвание и любовь.

- Иван, вы не только учились в лучших музыкальных школах Санкт-Петербурга и Москвы, но ещё занимались в сочинском образовательном центре для талантливых ребят «Сириус». Что вам дало время, проведённое там?

- Да, в «Сириусе» я был много раз, буквально на днях выступал там с концертом. Могу сказать, что это в первую очередь очень тёплое место, где дети общаются. Здесь важны не столько сами занятия, сколько какой-то общий дух талантливых ребят. Наверное, именно поэтому туда всегда тянет вернуться.

- В свои 16 лет вы уже многого добились, а какие у вас планы на будущее, чего хотите достичь в музыке и вообще в жизни?

- Я ещё не многого добился - просто мне на определённом этапе помогали хорошие талантливые люди: родители, педагоги. А теперь наступает время, когда нужно совершать всё больше и больше самостоятельных шагов. Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем. Хотя нет - хочется, конечно, уже сейчас - настоящей большой музыки. Научиться жить рядом с ней, жить ею с чувством, что она твой друг.

Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем.

Образовательный центр
Образовательный центр "Сириус" в Сочи. Фото: Из личного архива/ Иван Бессонов



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Могут ли вырасти цены на ОСАГО?
  2. Что делать, если в руки попала фальшивая купюра?
  3. Как не заболеть из-за сплит-системы?
  4. Что ждет жителей Кубани в «Ночь кино-2019»?
  5. Что будет в Геленджике на День города?
Самое интересное в регионах
Роскачество