16-летний Иван Бессонов в прошлом году выиграл конкурс исполнителей классики «Евровидение». А сейчас рассказал «АиФ-Юг», что это за состязание, сколько времени нужно отдавать музыке, остаются ли после репетиций и концертов силы на учёбу в школе и что даёт талантливым ребятам образовательный центр «Сириус» в Сочи.
Десять тысяч часов – на музыку
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Иван, канадский писатель Малкольм Гладуэлл в одной из своих книг вывел формулу успеха - чтобы его добиться, в любом деле необходимы десять тысяч часов практики, вы согласны? Можете подсчитать свои часы на музыку?
Иван Бессонов: Для Малкольма Гладуэлла я прямо учебное пособие - сейчас мне 16 лет, упорно заниматься музыкой начал в шесть. Каждый день примерно по три часа, получается тысяча часов в год, в итоге десять тысяч за десять лет. Так что да, согласен. Хотя это всё, конечно, очень условно - чтобы добиться успеха с первого занятия, надо делать всё качественно, правильно и профессионально. А ребёнок такие вещи сам решить не может - со мной сначала занимались родители, потом они приглашали хороших учителей. Всё это и вылилось в те самые десять тысяч часов тяжёлого труда.
- Вспомните, пожалуйста, с чего для вас начались занятия музыкой, и в какой момент вы стали получать от них удовольствие?
- Началось всё банально - с упорного труда. Очень тяжёлого. Удовольствие в первое время получал от похвалы родителей, позже - учителей. И только потом - от осознания факта, что у меня получается. Следующий этап - когда получается красиво, и от этого уже получаешь удовольствие. И это самое «красиво» - самое важное для музыканта. Сейчас я точно не вспомню, но, кажется, в семь лет уже поймал это состояние.
- Иван, с шести лет в музыке - это не шутка. А были у вас другие увлечения, возможность пойти в жизни по совершенно другому пути?
- В пять-шесть лет я снимался в разных бандитских сериалах в роли ребёнка, пострадавшего от плохих дядь. Если честно - жуткое тогда было кино, так что вовремя сменил профессию (улыбается).
Чайковский в Эдинбурге
- Профессиональные спортсмены, достигшие высот в своих видах, часто вспоминают, что в школе из-за тренировок просто не успевали учиться. А у музыкантов, занимающихся с детства, остаётся время на учёбу, другие занятия?
- Раз речь зашла о молодеющем мире исполнителей классики - в прошлом году вы выиграли Евровидение. Но не обычное, о котором знают многие, а классическое. Расскажите, что это за конкурс?
- В Европе это довольно известный конкурс, который проходит раз в два года. Но у нас чаще слушают эстрадную музыку, хотя в последнее время есть сдвиг в сторону классики. Поэтому классическое Евровидение не привлекало особого внимания прессы, да и России не везло - победу мы получили впервые. В Эдинбурге, где проходил конкурс, я исполнил фрагмент Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского. Не знаю, как на другом Евровидении, но у нас была очень дружелюбная атмосфера, никакого жестокого соперничества. Все участники при встрече улыбались друг другу, было ощущение, что все мы давно знакомы - всё-таки все отличные музыканты.
Никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.
- Вопрос далёкого от музыки человека: можно ли, говоря словами пушкинского Сальери, «алгеброй гармонию поверить»? Музыка для вас - это в первую очередь страсть или долгие репетиции, отработка до автоматизма?
- Для меня музыка - это космос. А его можно измерить и алгеброй, и тем, что выше неё. Но если вы захотите рассчитать формулу музыки, скорее всего ничего не получится. Невозможно же так рассчитать фразу, чтобы человек вдруг полюбил тебя! В музыке каждый раз всё по-новому, всё так сложно, неоднозначно, неповторимо и непредсказуемо, как сама жизнь. Остаётся только слышать её и чувствовать.
«Музыка приходит, когда ей вздумается»
- Иван, вы не просто музыкант, но и композитор. Что больше нравится: исполнять чужие произведения или создавать свои? Как пишете музыку - сама приходит в голову, что-то вдохновляет, может, есть какие-то ритуалы?
- Исполняя чужое талантливое произведение, ты будто тоже переживаешь озарение сочинения - это как наркотик. Но когда удаётся сочинить что-то своё и хорошее, получаешь уже двойное удовольствие. Ритуалов у меня нет - музыка приходит тогда, когда ей вздумается, и это заставляет нервничать. Никакой стабильности - никогда не знаешь, сочинишь что-то интересное или зря потратишь время.
- Классическая музыка для вас - и призвание, и профессия, и образ жизни, а современную слушаете? Может ли классический музыкант что-нибудь почерпнуть в роке, рэпе, техно, регги и т.д.?
- Музыка в любом виде остаётся музыкой. В Германии по две тысячи человек приходят послушать рояль. Смотришь в зал - кругом седые головы. Как сказал продюсер - люди дорастают до классической музыки: в детстве и юности слушают попсу, потом простой рок, сложный, фолк, народную, джаз. И уже в конце жизни доходят до самой сложной музыки - классической. Я люблю любую талантливую музыку: The Beatles, Queen, Майкл Джексон и многие другие - тоже таланты.
В «Сириусе» - дух таланта
- Cейчас симфонические оркестры исполняют в залах не только классику, но и песни Виктора Цоя, Егора Летова, Nirvana, Pink Floyd, Metallica. Как вы к этому относитесь? И с кем бы хотели оказаться на сцене?
- Оркестровые исполнения репертуара рок-групп, наверное, не более, чем дань моде. А на сцене хотел бы оказаться, прежде всего, с любым истинным музыкантом, и их очень много. Но в любом случае классика - моё основное призвание и любовь.
- Иван, вы не только учились в лучших музыкальных школах Санкт-Петербурга и Москвы, но ещё занимались в сочинском образовательном центре для талантливых ребят «Сириус». Что вам дало время, проведённое там?
- Да, в «Сириусе» я был много раз, буквально на днях выступал там с концертом. Могу сказать, что это в первую очередь очень тёплое место, где дети общаются. Здесь важны не столько сами занятия, сколько какой-то общий дух талантливых ребят. Наверное, именно поэтому туда всегда тянет вернуться.
- В свои 16 лет вы уже многого добились, а какие у вас планы на будущее, чего хотите достичь в музыке и вообще в жизни?
- Я ещё не многого добился - просто мне на определённом этапе помогали хорошие талантливые люди: родители, педагоги. А теперь наступает время, когда нужно совершать всё больше и больше самостоятельных шагов. Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем. Хотя нет - хочется, конечно, уже сейчас - настоящей большой музыки. Научиться жить рядом с ней, жить ею с чувством, что она твой друг.
Думаю, лет в 25-30 можно будет говорить о том, что сделано и чего хочется в будущем.