В этом году прославленному академическому ансамблю народного танца «Нальмэс» исполняется 85 лет. За долгую историю существования, коллектив исколесил полмира и покорил сердца миллионов зрителей. Были случаи, когда некоторые из них, увидев зажигательные танцы, отправлялись вслед за ансамблем, чтобы стать его частью. В чем секрет успеха, рассказывает художественный руководитель Аслан Хаджаев. К слову, династия Хаджаевых вот уже 65 лет выходит на сцену в составе «Нальмэса».
Не представлю жизни без танца
Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Ваша семья в составе ансамбля почти 65 лет. Почему вы так верны коллективу? Ведь артистический труд нелегкий и не всегда хорошо оплачиваемый.
Аслан Хаджаев: Начало танцевальной династии положил мой дед Юсуф Салихович. Он научился лихо отбивать чечетку еще на Сахалине, куда попал сразу после войны. Вернувшись в родной аул Шхашефиж (ныне поселок Урупский), пошел в колхоз работать трактористом. Дел было невпроворот - нужно было поднимать страну из руин. Но как он любил танцевать! И когда дед услышал, что в Майкопе набирают артистов в ансамбль песни и пляски (его правопреемником стал «Нальмэс»), ни секунды не думая, отправился туда.
Надо сказать, что в работе коллектива тоже был вынужденный перерыв. Основан он был в 1936 году по решению Адыгейского обкома партии. Но с началом Великой Отечественной войны работа ансамбля была приостановлена и возобновилась в 1946 году.
Несмотря на отсутствие хореографического образования и солидный для начинающего-то артиста возраст (30 лет), деда приняли. А уже через два года, в 1958 году, в колонном зале на сцене Кремлевского дворца съездов Юсуф Хаджаев получил звание заслуженного артиста РСФСР. Кстати, на то выступление он отправился с тремя сыновьями-погодками. Младшему было всего пять лет, старшему семь. Но все они уже выступали. Правда, позже профессию артиста выбрал только мой отец Мурадин Хаджаев. Он тоже много лет руководил ансамблем. А моя мама Марзият больше 20 лет была солисткой «Нальмэса».
Кстати, меня самого, на сцену вывел дед. Мне было лет пять, когда на городском празднике в Майкопе дедушка Юсуф вышел танцевать в бурке, распахнул ее, а оттуда выскочил я в черкеске и вместе мы пустились в пляс. Тот костюм, кстати, до сих пор у меня хранится, как талисман. Несколько поколений нашей семьи выросли в «Нальмэс», все разговоры всегда дома были об ансамбле и мы своей жизни не представляем без танца. Сейчас в ансамбле мой сын, двоюродная сестра, надеюсь, что династия продолжится. Должен сказать, что именно в нашем ансамбле много семейных династий, которые хранят ему верность, одни из них Куловы, благодаря которым в девяностых, когда все разваливалось, коллектив обрел второе дыхание. Также у нас династии Намитоковых, Хасиновых, Гунажоковых.
Что касается самой профессии артиста, нестабильности, то человек связавший сою жизнь с искусством, поверьте, работает не ради денег. Хотя, понятное дело, что питаемся мы не святым духом. Но самое главное - желание заниматься любимым делом, совершенствоваться. И успех нашего ансамбля во многом благодаря самоотверженности артистов, любви к родной культуре.
Как за рубежом хранят культуру
- Знаю, вас всегда ждут соотечественники, которые проживают за рубежом. Как вас встречают?
- Вы даже не представляете, что творится, когда мы приезжаем! В какой бы стране, где есть черкесские диаспоры, мы не выступали, на наших концертах не просто аншлаг, это - радость, слезы, невероятное гостеприимство. Ведь для них - мы частичка Родины, которую пришлось после Кавказской войны вынужденно оставить. После выступлений артисты не успевают дойти до гостиницы – их просто разбирают по домам, расспрашивают, их первый вопрос всегда «хэкужъым сыд щикъэбар», то есть « как дела на старой земле». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти двести лет, они сумели сохранить и традиции, и танцы, и язык. Например, сегодня есть популярный танец «щэшэн». Мы его называем «танец черкесов Анатолии». Нам его показали адыги проживающие в Турции. Но прежде чем взять его в репертуар мы попросили известного этнографа Мадину Паштову изучить его историю и рассказать нам этимологию происхождения этого танца. Потом, мы всем коллективом посетили музей, где нам прочитали лекцию о костюме, в котором теперь исполняем именно этот номер. Для чего все это делается? Чтобы самим прочувствовать то, что мы хотим донести зрителю.
О чем мечтает черкешенка
- Аслан, сегодня кавказские танцы невероятно популярны, а адыгский национальный костюм, если так можно сказать, в моде. В нем выходят замуж, некоторые его элементы перенесены в современную одежду. Можно ли, говорить о том, что вы диктуете моду?
- На мой взгляд, секрет популярности кавказских танцев в том, что они живые. То есть их исполняют на свадьбах, на других семейных торжествах. Что касается моды… Вот, к слову, один из любимых многими зажигательный «Льэпэрисэ» (когда танцуют на кончиках пальцев) наш ансамбль привез с зарубежных гастролей. Его нам как - то показали представители черкесской диаспоры. Мы его несколько раз исполнили на концертах, теперь ни одна свадьба без него не обходится, его очень любит молодежь. Та же история с национальным костюмом - сае. У нас они очень красивые, и естественно, что каждая черкешенка хочет иметь такой в своем гардеробе.
«Кадры себе воспитываем сами»
- Вы как-то рассказывали, что на одного из земляков, концерт ансамбля произвел такое впечатление, что он отправился вслед за вами. А как вы сейчас подбираете кадры?
- Да, была такая история. Это было в начале девяностых, ансамбль выступал в Анкаре. После чего один из зрителей – тогда молодой парень, после нашего концерта, покидал вещи в рюкзак и отправился в Майкоп, не зная, возьмут ли его здесь. Он тогда даже языка не знал – владел только турецким и английским. Но со временем, все выучил. Это Батурай Шагудж – теперь народный артист Республики Адыгея, недавно получил звание заслуженного артиста России. Его наверное можно назвать универсальным артистом – он великолепный танцовщик, исполнитель на адыгских народных инструментах, виртуозно владеет кинжалами и мастерски сидит в седле.
А что касается современных кадров, то в колледже искусств есть специальный нальмэсовский набор. Этих ребят полностью готовим для ансамбля, он знают весь репертуар и в любой момент готовы выйти на сцену.
Во время пандемии мы отсмотрели видеоматериалы за всю историю ансамбля, восстановили все концертные программы и вернули их в репертуар.
Освоили онлайн-формат
- Прошлый год, да и начало этого стал сложным для работников культуры. Были запрещены концерты, многие лишились источника дохода. Как вы пережили пандемию?
- Слава Богу, мы бюджетная организация и в Адыгее коллектив на особом счету. Поэтому, финансово мы не пострадали. При этом, во время пандемии сделали очень много полезного – до чего в обычное время руки бы просто не дошли. Так, мы отсмотрели видеоматериалы за всю историю ансамбля, восстановили все концертные программы и вернули их в репертуар. Например, 29 апреля мы выступим с номерами, которые были в программе 1998 года. Также мы освоили онлайн формат выступлений и должен сказать, что уже даже продали билеты на виртуальную трансляцию.