Примерное время чтения: 3 минуты
375

Как появился и прижился праздник Первое мая?

Категория:  Общество
Ответ эксперта

«Первое мая в России начали отмечать задолго до революции 1917 года, - объясняет кандидат исторических наук Игорь Васильев. - Официальный характер празднику придал Пётр I, взявший курс на европеизацию. Праздник носил развлекательный характер и был лишён ритуальной составляющей. При Петре его отмечали горожане в самых крупных городах Российской империи, а в сельской местности о нём долгое время не знали. На родине, во многих странах Запада, праздник был известен как День майского дерева, символизирующего приход лета. Чаще его отмечали первого мая, хотя и не везде. Неизменным атрибутом служили зелёные деревца. Есть мнение, что отсюда и происходят ставшие со временем популярными российские маёвки на пленэре, загородный отдых.

К концу XIX столетия Первое мая в России всё больше приобретал черты политические. Его стали активно использовать для пропаганды социалистических идей, борьбы за права рабочих. Первая «пролетарская маёвка» в Новороссийске состоялась в 1900 году, в Екатеринодаре (в 1920 г. переименован в Краснодар) – в 1902-м. На таких маёвках говорили о политике, не обходилось на них и без выпивки с закуской. «Политические» маёвки в Екатеринодаре порой перерастали в митинги и демонстрации: собравшиеся пели революционные песни, выступали ораторы, были видны красные флаги. Полиция достаточно быстро пресекала такие сборища, некоторых участников задерживали.

Жившие в кубанских станицах сторонники левых взглядов старались скрывать происходящее на маёвках от местных властей, казаков. Они собирались за пределами станиц, например, в рощах. Читали и обсуждали запрещённую литературу. Подростки-дозорные следили, не появятся ли посторонние? В случае появления «гостей» тут же наполнялись рюмки, собравшиеся принимали непринуждённый вид отдыхающей на природе компании. В других случаях социалистам надо было успеть разбежаться.

Не удивительно, что после революции Первое мая стал одним из первых советских праздников, который начал утверждаться, в том числе, и на Кубани. Но ещё и в 1920 годы он продолжал быть чуждым для большинства. Станичники, не являющиеся активными сторонниками советской власти, предпочитали праздновать Пасху, которая иногда выпадала на Первое мая или соседствовала с этой датой. Поэтому долгое время первомайские праздники включали в себя антипасхальную и, шире, антирелигиозную программу. Читались лекции, комсомольцы устраивали антирелигиозные карнавалы. Например, в 1923 году в Краснодаре впервые отметили так называемую «комсомольскую пасху» - публичное мероприятие, грубо высмеивающее религию.

Во второй четверти XX века окончательно оформилась стилистика празднования главных советских праздников. Праздники День международной солидарности трудящихся Первое мая и очередная годовщина Октябрьской Революции праздновались по сходному сценарию. Вначале перед трибунами с руководством проходили колонны демонстрантов, затем открывался праздничный митинг. Впереди шествия обычно шли ветераны, потом – школьники, особенно часто - юные спортсмены, следом - колонны промышленных предприятий, потом – сельскохозяйственных, за ними – колонны учреждений инфраструктуры и сферы услуг. «Первомай» был несколько более неформален, чем «7 ноября». На первомайской демонстрации допускались элементы костюмированного шествия и пр. Праздник с удовольствием отмечали,  как встарь,  «на природе», в дружеском, семейном кругу.

В современном Первомае  явственнее  сохранилась его самая ранняя, характерная для послепетровской России развлекательная составляющая. Она более востребована как понятная и логичная. При этом сохраняется и традиция первомайских демонстраций».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах