«Чем не Розенбаум?» - говорят про Вячеслава Терского друзья. Дипломированный врач. Также виртуозно владеет гитарой. Правда, вместо авторских песен кубанский «самоучка» творит то, без чего не обходится ни один музыкант.
Штучный товар
Известные исполнители в жизни обычного врача «скорой помощи» стали появляться совершенно неожиданно. Какое-то время выпускник краснодарского мединститута жил в Кисловодске с женой и детьми. Днем спасал людей, вечером играл в местном клубе гитаристов, а по ночам реанимировал «шестиструнки» приятелей. Из-под его рук ни одна гитара не уходила в утиль. Однажды познакомился с артистом городской филармонии, который, прознав, что Вячеслав мастер на все руки, попросил вернуть к жизни его инструмент.
- На первый взгляд гитара как гитара, ничего особенного, но когда узнал ее «подноготную», обалдел, - вспоминает Вячеслав. – Ручная работа позапрошлого века! Автор - родоначальник венской школы мастера Иоганна Шерцера!
Такой штучный товар попал к Вячеславу впервые. «Антиквариат» отличался не только внешне от современных фабричных «собратьев», но и чистым звучанием. Выполнив реставрацию, он попутно снял с гитары мерки и решил самостоятельно изготовить подобный инструмент.
- Пришлось долго изучать труды старых мастеров, прочитать десятки, архивов, - вспоминает Вячеслав.
Процесс изготовления венской «шестиструнки» оказался практически ювелирным и занял пять лет! Мастерил ее из крышки рояля.
- Однажды в наш город приехала с гастролями народная артистка Жанна Бичевская, - вспоминает мастер. – Никогда не был ее фанатом, но тут, пользуясь своим знакомством с местными артистами, решил с ней пообщаться.
Узнав о гитарной самодеятельности провинциального доктора, Бичевская загорелась.
- Дайте сыграю! - с ходу принялась перебирать струны.
Самодельная гитара настолько запала в душу певице, что возвращать наотрез отказалась, уплатив за нее хорошую сумму. Так и оказался музыкальный результат долгой кропотливой работы в руках знаменитости.
Звездная очередь
К слову, после концерта Бичевской в знаменитом парижском зале «Олимпия» трое специалистов, досконально изучив гитару работы Терского, вынесли единогласный вердикт: «инструмент международного класса». Каково же было удивление французов, когда певица рассказала, что этот шедевр изготовлен… в тесной советской хрущевке мастером-самоучкой.
С легкой руки артистки жизнь Вячеслава перевернулась на 180 градусов. Вскоре о нем заговорили именитые исполнители. Заказы посыпались один за другим. Так однажды на пороге его дома возник Андрей Макаревич: прежде, чем купить, музыкант лично опробовал инструмент.
- Фантастика! – оценил товар «рулевой» «Машины времени».
Кстати, с тех пор с Макаревичем у них завязалась дружба. Однажды музыкант пригласил Вячеслава домой, в Москву, где потчевал настоящим украинским борщом.
- Такой прием для меня стал полной неожиданностью! – признается Вячеслав.
Пик «славы» мастера пришёлся на 90-е, когда в очередь за инструментом записывались Окуджава, Розенбаум, Тальков, Малежик, Агутин. В его личной картотеке накопилось около 300 адресов музыкантов со всех концов страны.
- С годами только рояль стареет, а гитара, как хорошее вино, набирает силу! – убежден Вячеслав.
Кроме классического инструмента он изготавливает на заказ и «ретро»-гитару – с фигурным грифом и более ярким оформлением. К слову, именно такую приобрёли у него Вилли Токарев и Александр Малинин.
Одно из последних знакомств у краснодарского умельца завязалось с кубанским музыкантом Зотом Малаховым, чемпионом мира по игре на классической гитаре. Оказалось, Зот уже давно использует инструмент Терского на своих концертах.
Своими талантами, считает Вячеслав, он обязан родителям и профессии. Музыкальный слух ему достался от матери – у той был голос, как у Анны Герман. «Мастеровитость» унаследовал от отца – в послевоенные годы работал столяром и учил ремеслу сыновей. Позже Слава имел дело с инструментами, выбрав специальность хирурга-ортопеда. Музыкальное увлечение, говорит он, сродни профессии лекаря. Удивительное звучание его гитар все равно, что лекарство для сердца и души.