Василий Иванович Крапивин, житель Сочи, в одночасье прославился на всю страну. Столетний пенсионер отметил свой юбилей … в бассейне. Самый пожилой участник городских соревнований по плаванию поставил рекорд России в заплыве на дистанцию в 50 метров. И это не первая его победа и достижение.
Когда-то спортивная закалка и сила духа помогли ему выжить в сталинских лагерях, где он провел 12 лет. С бывшим политзаключенным, а ныне спортсменом-рекордсменом встретилась корреспондент «АиФ-Юг».
«Благодарность» государства
Несколько лет назад каждое утро на набережной Сочи в любую погоду местные жители могли видеть высокого пожилого человека, бегущего трусцой. В отличной форме, он мог дать фору любому молодому человеку. Меж тем, Василию Ивановичу тогда уже было за 90.
Сейчас пенсионер редко выходит из дома, возраст начал сказываться и на его железном здоровье. Но Василий Иванович поддаваться недугам не спешит и после празднования своего 100-летнего юбилея снова удивил всех. Пожилой спортсмен проплыл 50-метровку и поставил рекорд России в категории «100+».
Правда, к бассейну его вели под руки, а рядом на всякий случай дежурили медики. К счастью, их помощь не понадобилась. Василий Иванович снова оказался на высоте. Преодолел дистанцию и себя. Уже в который раз.
Жизнь с самого детства не баловала Василия Крапивина. Отца за работу в церкви после революции отправили в ссылку, где он впоследствии и скончался. Матери пришлось работать на износ, чтобы прокормить себя и детей. В результате в 12 лет мальчик уже отправился работать, чтобы помочь матери.
- Зимой разгружал товарные вагоны, летом рыл водоотводные каналы на большаках, - вспоминает Василий Иванович.
- На работу я ходил за 8 км пешком, с собой был только кусок хлеба и бутылка молока.
В это же время мальчик поступил в школу крестьянской молодежи. Учреждение открыли рядом с городом Плавском, где в то время жила семья. А в 1929-м году Василий Иванович поступил в тульский горный техникум, затем была учеба в Московском институте химии. Как раз в это время молодой человек серьезно увлекся спортом, стал заниматься легкой атлетикой и бегом.
В учебе тоже все получалось блестяще. Он защитил диплом на «отлично» и одаренному студенту предложили остаться работать в институте.
- Но тогда я был свято убежден, что нашему молодому государству нужны рабочие на заводах. Хотелось приносить реальную пользу, а не быть каким-то бесполезным, как мне тогда казалось, интеллигентом. Поймите, это была всеобщая идеология. Собственными интересами мало кто жил. Все старались принести пользу государству. Думали, потом нас отблагодарят. Вот и «отблагодарили».
Молодой энергичный инженер отправился работать на завод в Кемерово. Но спокойная рабочая жизнь продолжалась недолго. Начинался страшный 1937 год. Страна была охвачена массовыми репрессиями.
На Василия Ивановича написали донос. Якобы он ругал политику Сталина, восхвалял Троцкого. В октябре 1937-го года ночью его арестовали и увезли в тюрьму, до отказа забитую отчаянными, ничего не понимающими людьми.
Следователи в прямом смысле выбивали из Крапивина признание. В камеру его принесли окровавленного и без сознания. Несмотря на то, что он так и не признал свою вину, тройка НКВД осудила его заочно. В то время врагом народа можно было стать в считанные минуты. Так для Василия Ивановича начались самые страшные 12 лет его жизни.
Герой? В тюрьму!
Инженера-заключенного отправили на Байкало-Амурскую магистраль. В те времена там еще не было знаменитой железной дороги. Поезда перевозили через Байкал на плотах. Тоже адская, каторжная работа.
|
- Охранники очень любили издеваться над заключенными, - вспоминает пенсионер. – Как-то раз нас повели в столовую. Проходили огромную лужу, уже чуть подернутую тонким ледком (дело было поздней осенью), и охранники приказали всем лечь в эту лужу. Якобы за разговоры.
Такие же «забавы» у сторожей были, когда мы выходили в туалет. Многие не выдерживали, простужались и умирали. Меня, наверное, спасло только крепкое здоровье.
|
Но все это были еще цветочки по сравнению со следующим этапом ссылки Василия Ивановича. Когда началась Великая Отечественная война, всех заключенных развезли по разным тюрьмам. Крапивин попал в небольшую Соль-Илецкую тюрьму, которая находилась недалеко от Оренбурга.
Камера была рассчитана на 12 заключенных, но туда загнали 40 человек. Спать приходилось под нарами, на полу, в проходе. Кого только не было в камере! Василий Иванович близко подружился с двумя бывшими буденовцами, героями гражданской войны. Оба мужчины были без левых рук – потеряли в бою.
Сидел там и прокурор города Варшавы, и известные ученые. Всех осудили по ложному доносу. Из 40 заключенных за семь месяцев в живых остались только трое: Василий Иванович и буденовцы. Остальные скончались от ужасных условий и от голода. Выживших заключенных перевезли в Тобольскую тюрьму, где когда-то находилась царская семья.
- Там я подумал, что и мне скоро конец придет, - вздыхает пенсионер. – Кормили очень плохо, сил уже не было даже одеяло на себя натянуть. Все время мы проводили в камере лежа. Кто был в состоянии, иногда разговаривал. Один случайно услышанный мной разговор, я считаю, спас мне жизнь.
|
Двое горняков обсуждали способ добычи золота. В то время такие работы велись только летом. Молодой инженер задумался, как сделать, чтобы можно было вести работы по золотодобыче не только летом, но и зимой. Ведь сейчас идет война, стране нужно много золота для закупки оружия. Даже после всего случившегося эти люди думали о благе государства!
В течение нескольких дней в голове изобретателя родился проект, о котором он сообщил начальнику тюрьмы. Идея настолько понравилась московским чиновникам, что вышло указание заменить инженеру тюрьму отбыванием срока в лагере на Колыме, в Магадане. Тамошние условия позволили изобретателю не только ожить, но и снова вернуться в любимый спорт.
Никогда не жалуйтесь!
На свободу Василий Иванович вышел только в 1949-м году, отсидев в общей сложности 12 лет. Бывшего зэка никто не хотел брать на работу. Узнав номер статьи, давали от ворот поворот. Помогла случайная встреча с бывшим знакомым, который устроил его на завод там же в Магадане.
Кстати, за 10 лет работы на предприятии в фойе клуба выставили 84 кубка, которые взял Василий Иванович в спортивных соревнованиях.
В Сочи спортсмен и изобретатель перебрался тоже совершенно случайно. Отдыхая по путевке в южном санатории, он познакомился с местной жительницей Марией Абрамовой. Кстати, сестрой одного из охранников Сталина. Она и стала его женой.
Сочинскую природу прошедший все круги ада на севере Василий Иванович полюбил безумно. В любую погоду он купался в море и каждое утро пробегал не меньше пяти километров. Будучи заместителем президента местного Фонда репрессированных бывший зэк активно боролся за реабилитацию бывших «врагов народа».
В феврале этого года Василию Ивановичу исполнилось 100 лет. Сейчас он живет в крохотной однушке в Сочи вместе с больной сестрой-инвалидом. Но пенсионер не жалуется, в своем весьма преклонном возрасте он по-прежнему полон оптимизма.
- А что жаловаться? Меня навещают родные, готовят еду. На последний День рождения по поручению мэра мне отремонтировали квартиру. А я ведь и не просил ничего, - улыбается Василий Иванович. – Да и вообще, нужно всегда думать только о хорошем, не терять надежды и веры в себя, и конечно, быть активным, - это главный секрет здоровья и долголетия.