Медики доказали, что животные при профессиональном подходе обладают даром исцеления людей. Такое лечение называется анималотерапией, и сегодня это - развивающаяся отрасль медицины. Пациентам предписывают общение со зверями наряду с лекарствами. Эффект, по словам специалистов, потрясающий: дети с синдромом Дауна, которые не могли самостоятельно передвигаться, после занятий на лошади начинают ходить без посторонней помощи, а ребята с аутизмом, пообщавшись с дельфинами, становятся более открытыми и учатся говорить. Анималотерапевты рассказали «АиФ-Юг», как это работает.
После терапии - в спорт
Семилетний Миша уверенно сидит на лошади, хотя ещё год назад не мог забраться на неё. У мальчика синдром Дауна и, как следствие, гипотонус. Благодаря сеансам иппотерапии ребёнок стал более ловким и крепким. На занятия раз в неделю его сопровождают мама и младшая сестра.
Катание на лошадях рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, ДЦП, задержках психоречевого и моторного развития, речевых нарушениях, поражениях центральной нервной системы.
«Лошадь выступает в качестве подвижной платформы, - рассказывает иппотерапевт Ольга Шатохина. - Упражнения на ней дают хорошие результаты на баланс, развивают мускулатуру ребёнка, чувство равновесия, координацию, влияют на эмоционально-волевую сферу. Терапия эффективна для совершенствования крупной моторики. Общение с животным улучшает эмоциональную составляющую и даёт мотивацию для развития речи.
Первое время ребёнок знакомится с лошадью, привыкает к её размерам. Обычно на это уходит пять занятий. Правда, приходил мальчик, у которого адаптация длилась два месяца. Это скорее исключение, т.к. если малыш не проходит первый этап, иппотерапию не рекомендуем. Родители в занятии не участвуют, но могут находиться рядом, наблюдать за процессом и поддерживать. Со временем ребёнок и лошадь привыкают друг к другу. Дети на занятия приходят с угощениями: то яблоко принесут, то морковку. Если вдруг животное заболело, они навещают его, скучают.
Лошади для терапии подбираются долго и тщательно. Экстерьер - невысокий, сильный, хорошо сложен и с правильной механикой шага, а главное, спокойный и терпеливый. Из всех пород наиболее подходящий. Четыре года назад в нашем конном клубе в Краснодаре было 90 лошадей, но ни одна из них не обладала такими данными. Импульсивные верховые не годятся для лечения детей. Тяжеловозам как раз присущи флегматичность, уравновешенность, неторопливость, они способны много шагать. Максимальная нагрузка лечебной лошади - 30 км в день или шесть часов работы, но обычно меньше. Нам важно сохранить здоровье животного, а оно устаёт после сеансов. Ведь лошадь должна держать темп, шагать в определённой позе, не имея возможности ни подпрыгнуть, ни даже муху отогнать, терпеть ребёнка на спине, который может кричать, вертеться, стучать ногами. Шагать не устаёт, а вот морально - да. Лучший отдых для неё - мирно пастись, жевать траву на лугу».
Секрет анималотерапии не в конкретном виде животного, а в том, как включить его в программу упражнений и применить на деле.
Кстати, маленьким детям больше нравится заниматься на высоких лошадях с плавным шагом. Животные класса пони двигаются быстрее и легче управляются. Такие подходят тем, кто уже перерос иппотерапию и перешёл в конный спорт. Дети с непростыми диагнозами нередко занимаются потом паралимпийским или специальным спортом, завоёвывают медали.
«Нашему самому юному спортсмену по вольтижировке было четыре года, по манежной езде – шесть лет. Изначально они пришли на иппотерапию», - добавляет Ольга Шатохина.
От травм физических и душевных - ультразвук
В Сочи из Италии несколько лет подряд приезжает мальчик, страдающий аутизмом. Здесь его лечат дельфины.
«Впервые он приехал к нам в 11 лет, - рассказывает психолог Ольга Преснякова. - Он практически не разговаривал. В Италии аутисты обычно общаются с помощью карточек. Но уже после первого курса с дельфинами итальянские врачи не узнали своего пациента. Мальчик стал активнее пользоваться речью. Сейчас ему 15 лет, он выступает со сцены в своей школе и увлекается вязанием».
Они на интуитивном уровне чувствуют людей, особенно если человек возбуждён. Если у пациента имеется кардиостимулятор или вставлены спицы, дельфин сразу же будто сканирует это и настораживается. Нужно время, чтобы привыкнуть. Требуется адаптация и самим пациентам. Дельфины, как и лошади, проходят жёсткий отбор. Тренеры выбирают самых спокойных и терпеливых, а потом готовят к занятиям. Ведь задача не просто плавать, а делать упражнения с детьми. У пациентов со своими врачевателями тоже завязываются тёплые отношения.
«Девочка долго занималась с нашей белухой по кличке Плюша и так привязалась к ней, что, увидев через несколько лет на представлении в дельфинарии, малышка узнала её, вскочила с места, подбежала к бассейну и стала звать. – Продолжает психолог. - Плюша, действительно, помогла многим деткам. Большая, мягкая, плавная, светлая. Семь лет проработала в терапии. Дельфины отдают своё здоровье, изнашиваются, они тоже устают. Плюша год отдыхала в свободном плавании в бассейне, но потом ей стало скучно. Подготовили программу, и теперь она выступает».
«Дай лапу»
Существует ещё и фелинотерапия - лечение кошками. Благотворное действие оказывает пение птиц. Наблюдение за рыбками в аквариуме помогает расслабиться и успокоиться.
«Дети, которые нуждаются в реабилитации, обычно испытывают дефицит общения, даже несмотря на ту заботу и внимание, которые уделяют им родные, - говорит собаковод Наталья Тяжельникова. - Собака полностью сосредоточена на ребёнке, реагирует на каждое его слово и движение, тем самым восполняя внутренние пробелы. Рассеянные дети после канистерапии более внимательны и сконцентрированы, выходят из мира собственных переживаний и начинают заботиться о живом существе. Собака со временем становится для них товарищем по играм».
Очень важно помнить, секрет анималотерапии не в конкретном виде животного, а в том, как включить его в программу упражнений и применить на деле. Сделать это может только дипломированный специалист, имеющий соответствующие сертификаты и право заниматься терапией.