Ровно 20 лет назад, 24 августа 2004 года, 90 человек погибли в сразу двух авиакатастрофах, устроенных террористами. Самолеты «Москва-Сочи» и «Москва-Волгоград» взорвались в небе с разницей всего в несколько минут. Обломки авиалайнеров и обгоревшие тела находили в радиусе нескольких километров от мест крушений. Погибли все пассажиры и члены экипажей. Взрывчатку на борты пронесли смертницы в аэропорту «Домодедово». Вспоминаем подробности трагических событий.
Погибли абсолютно все
Самолеты вылетели из московского аэропорта с разницей в полчаса, около 23 часов оба пропали с радаров. Сначала исчез Ту-154 компании «Сибирь» рейсом Москва-Сочи, а потом Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс» и направлявшийся в Волгоград. Первый борт шел на высоте 12 000 метров, второй - 8000. Один из самолетов подал на землю сигнал SOS. К месту предполагаемого падения отправились спасатели.
Обломки и тела погибших обнаружили в Ростовской области возле поселка Глубокий. По словам экспертов, слишком большой разброс указывал на то, что самолет развалился на куски в воздухе, а не при ударе о землю. Катастрофа унесла жизни 46 человек. Фрагменты второго лайнера, а также погибших пассажиров и членов экипажа обнаружили на территории Тульской области. Вторая катастрофа унесла жизни 44 человек.
Обе авиакомпании заявили, что воздушные суда были полностью исправны, за штурвалами находились опытные пилоты. Вероятность того, что оба экипажа в одно и то же время допустили ошибку, была крайне мала. Тем более, к тому времени крупные теракты сотрясали страну один за другим. Следователи установили, что на самолеты проникли смертники. Ответственность за случившееся взял на себя Шамиль Басаев.
Как проникли на рейсы?
Поисками организаторов терактов занялись сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры. Они установили личности всех пассажиров и пришли к выводу, что лайнеры взорвали Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова, прилетевшие в Москву из Махачкалы. Однозначной версии, что именно эти женщины взорвали оба самолета нет до сих пор, речь всегда шла о том, что смертницы проникли на борт лишь по документам данных женщин.
Еще в аэропорту на них обратили внимание дежурившие в тот день в терминале внутренних рейсов. У женщин для проверки на предмет возможной причастности к терактам в аэропорту даже забирали паспорта. Но оперуполномоченный по борьбе с терроризмом Михаил Артамонов отпустил пассажирок без всякой проверки. Затем, воспользовавшись услугами перекупщика Армена Арутюняна, террористки приобрели билеты на рейсы в Сочи и Волгоград. Причем билет в Сочи был на 25 августа, и Арутюнян обратился к представителю авиакомпании «Сибирь» Николаю Коренкову, который сделал соответствующую пометку в документе, и Джебирханову пропустили на борт. Арутюнян получил от террористок пять тысяч рублей, из этой суммы тысячу он передал Коренкову как вознаграждение за оказанную услугу.
По версии следствия, террористки собирали бомбы в туалетах. Мощность взрывных устройств составила несколько сотен граммов в тротиловом эквиваленте. Потом звучало, что, скорее всего, в качестве детонаторов к взрывчатке женщины использовали неметаллический взрыватель и все же пронесли все на себе. Они имели при себе незначительную ручную кладь, на записи с одной из камер эксперты увидели, как чеченки проходят через рамки металлодетекторов. Однако никакого сигнала приборы не подали.
Взрывотехников, расследующих обе катастрофы, поначалу смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором был вырван, что свидетельствовало о механическом воздействии. По мнению экспертов, это говорит о небольшом локальном взрыве, в результате которого сначала оторвало хвост, а потом весь самолет вошел в штопор, развалившись на части. Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле.
Место для взрыва было выбрано не случайно. Туалетные кабины на Ту-154 расположены рядом с двигателями, а следовательно, этот участок является наиболее уязвимым. Поэтому в салоне и не было пожара, а большая часть тел оказалась не обуглена и не изуродована взрывом. Сходная картина катастрофы реконструируется си для Ту-134.
В открытых источниках есть расшифровка разговора с бортовых самописцев, происходившего в кабине сочинского рейса в момент взрыва. По звуку это был мощный хлопок, сразу после которого внутри самолета резко упало давление. После хлопка в кабине пилотов раздался протяжный крик, свидетельствующий о боли, затем сигнал о разгерметизации, в кабине экипажа погас свет. Затем крики, ругань, стоны.
- 22:54:56,8. Господи!
- 22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань.)
- 22:55:07,5. Ну на себя бери.
- 22:55:10,3. Давай!
- 22:55:12,5. Ты здесь?
- 22:55:14,8. Уходи.
- 22:55:16,7. Где мы? Что с нами?
- 22:55:20,3. На себя!
- 22:55:23,1. Стоны.
- 22:55:23,7. Прекращение записи.
Отвлекающий маневр перед Бесланом?
Считается, что этот теракт обсуждался сравнительно недолго и события быстро забылись в связи с кровавой трагедией первого сентября в Беслане. Озвучивается версия, что теракт с самолетами стал лишь отвлекающим маневром для подготовки в школе Беслана. Открытые источники упоминают, что родная сестра Аминат Роза Нагаева была убита через несколько дней во время штурма бесланской школы.
Расследование о взрывах в обоих самолетах Генпрокуратурой было прекращено в 2007 году. Суд приговорил Коренкова и Арутюняна к полутора годам лишения свободы. Оперуполномоченный Артамонов получил шесть лет колонии.
После случившегося меры досмотра в аэропортах существенно ужесточили. Однако это не уберегло от нового теракта, случившегося в том же Домодедово в 2011-м. Тогда погибли 37 человек, около двухсот получили ранения.
На месте крушения Ту-154 в поселке Глубокий через три года после трагедии открыли мемориал, посвященный жертвам катастрофы. А в Барнауле в память о четырех алтайских бортпроводниках, погибших при теракте, установили обелиск.